Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста
Цель: раскрыть необходимость преемственности в художественном образовании детей, проанализировать программы детского сада и начальной школы.
Методические рекомендации. Студент должен рассмотреть содержание понятия преемственности в работе детского сада и школы по специальности «Искусство»; определить суть требований современной начальной школы к художественному образованию в ДОУ; проанализировать программы по изодеятельности в подготовительной группе детского сада и 1-м классе средней школы.
Студент освещает проблему преемственности детсада и школы как двусторонний процесс; раскрывает содержание задач, обеспечивающих формирование эстетической и интеллектуальной готовности к художественно-творческой деятельности в школе.
Он пределяет сущность рассматриваемой преемственности в современных условиях в программах по обучению лепке, рисованию, аппликации, конструированию; дает сравнительный анализ программ, как для воспитанников ДОУ, так и для первоклассников: принцип построения, преемственность в содержании, преемственность в методах, формах и организации обучения.
В выводах следует отметить значение преемственности в художественно-творческой деятельности детей 6-8 лет.
Литература
1. Болотина, Л.Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы /Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева. – М., 2005.
2. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности /Г.Г. Григорьева. – М., 1999.
3. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
4. Кабкова, Е.П. Торжество почемучек: художественная культура для детей /Е.П. Кабкова. – М., 2003.
5. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Дошкольное образование (Приложение к газете «Первое сентября»). -2000. - Август. - № 31-32.
6. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе /Е.Е. Кравцова. – М., 1991.
7. Парамонова, Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность /Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. – М., 2001.
8. Чжун, Хуа. КНР: вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования /Хуа Чжун // Дошкольное воспитание. 1998. - № 6.
9. Шпикалова, Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 класс /Т.Я. Шпикалова. – М., 2000.
Тема 21.
Преподавание «Методики руководства изобразительной деятельностью в педучилище и колледже»
Цель: раскрыть содержание и учебный план курса, охарактеризовать организационные формы и методы учебной деятельности в педучилище и колледже.
Методические рекомендации. Освещая данную тему, студент раскрывает основное содержание программы для педучилища и колледжа, основные формы работы в данных образовательных учреждениях, анализирует поурочные планы.
Прежде всего подвергается анализу структура и основное содержание программы для педагогического училища или колледжа, уточняются задачи преподавания.
Далее студент характеризует основные организационные формы, методическое разнообразие учебно-воспитательной деятельности обозначенных учебных заведений.
Затем целесообразно проанализировать поурочные планы, взятые из опыта преподавательской деятельности базовых педучилища или колледжа. Как особую форму работы, выделить педпрактику в ДОУ.
В выводах показать важность определения объема и последовательности подачи учебного материала курса «Методика руководства изобразительной деятельностью дошкольников» на занятиях в педучилище и колледже.
Литература
1. Красницкая, Г.С. Практикум по дошкольной педагогике. – М., 1997.
2. Культура современного урока /Г.С. Красницкая, Б.Р. Борщанская, Л.А. Ненашева, Л.Г. Семушкина. – М., 1997.
3. Программа для педагогического училища или колледжа, действующая в настоящее время.
Тема 22.