Тема: Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего возраста в предметной деятельности.
Период раннего возраста (1 – 3 года)в психолого-педагогической литературе рассматривается как базисная основа всего последующего развития.
Предметная деятельностьявляется ведущей в период раннего детства, имеет все возможности для осуществления психофизического и психоэмоционального благополучия.
В работах В.С.Мухиной, Е.О.Смирновой, Г.Г.Григорьевой и др. обращается внимание на то, что специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открывается функции предметов. Взрослый помогает ребенку усвоить назначение и способ употребления вещи (предмета). Отсюда – содержание предметной деятельности – усвоение функций предметов, которые закреплены за ними в общественном опыте. Взрослый приобретает роль наставника, помощника в этом овладении, особенность предметной деятельности детей раннего возраста предполагает сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого. В работах Л.Ф.Обуховой, П.Я.Гальперина, Д.Б. Эльконина, Е.О. Смирновой, Ф.И.Фрадкиной рассматриваются основные линии совместной деятельности ребенка и взрослого. Содержание ситуации развития представлено в схеме («ребенок – предмет – взрослый»). Мотивпредметной деятельности – сам предмет, способ его употребления. Общение становится формой организации предметной деятельности. Педагогическая позиция взрослого направлена на изменение (в отличие от младенческого периода) характера общения. Взрослый, используя ситуативно-деловое общение, вместе с предметом передает способ действияс ним. Общение со взрослым протекает на фоне практических действий с предметом. Действуя с предметами, ребенок второго года жизни открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части (разбирает и собирает матрешку, пирамидку). Общение становится речевым, взрослый «придает» предмету слово; способ действия также озвучивается. Задача педагога способствовать овладению детьми орудийными способами действий в быту, игре, на занятиях. Для этого знакомить детей с назначением предметов быта, мебели, одежды, транспортных средств.
Педагогическим условиемвыступает совместная деятельность ребенка со взрослым, где используются приемы «рука в руку», поощрения, порицания, контроль хода выполнения действий ребенка.
Особенностью развития ребенка является то, что в первую очередь осваивается функция предмета- орудия (для чего нужен) и смысл действия (как пользоваться) и лишь затем его операционно-техническая сторона (Д.Б.Эльконин).
Основными психолого-педагогическими условиями освоения детьми орудийными действиями будут:
- совместная деятельность ребенка и взрослого;
- обучение детей сравнению своего действия с действиями взрослого;
- комплексирование предметно-игровой деятельности;
- развитие игровых замещений
- развитие целенаправленности действий ребенка
- развитие образа «Я», признание достижений ребенка в предметной деятельности;
- развитие самостоятельности стремления к достижению результата.
Общими педагогическими условиями использования предметов и игрушек в развитии, обучении и воспитании детей раннего возраста будут являться:
- периодическое обновление;
- разнообразие предметно-игрового мира; использование предметов – заменителей;
- удовлетворение возникших основных новообразований раннего возраста (речь, движение, сенсорика, овладение средствами и способами действий);
- наличие педагогической поддержки в освоении назначений различных бытовых предметов, игровых способов их использования;
- обеспечение развития содержания предметной деятельности, особенностей развития предметных действий (ручных и орудийных, смысловых и технических).
Механизмом «запуска» педагогического эффекта развивающей предметной среды является активизирующее общение взрослого. В рамках предметной деятельности развитие ребенка раннего возраста происходит активизация речи, формирование наглядно – действенного мышления, становление символической игры, самосознания. Активная, содержательная, эмоционально-позитивная позиция взрослого включает организацию специальных обучающих игр – занятий.