Вопрос № 10. Память как интегративный психический процесс
Память-психический процесс обеспечивающий организацию жизни человека во времени. Этот процесс связывает прошлое и настоящее человека, обеспечивает возможность использование прошлого опыта в деятельности. Процесс память заключается в том, что человек организует свой опыт в настоящем с целью его использования в будущем.
Процессы памяти: 1.Запоминание может быть непроизвольной (когда не ставим цели запомнить), произвольной (когда ставим). Произвольная: механическая память -зазубрить, опосредственное- когда используем средства, запоминание). 2.Воспроизведение-актуализация или реконструкция опыта, м. б. произвольная (связана со способом запоминания) и непроизвольная.Виды воспроизведения:•припоминание- когда постепенно реконструируем материал, •узнавание-непрочное запоминание •точное воспроизведение. 3. Забывание-процесс изменения прошлого опыта с течением времени. 4. Сохранение: нет психологических процессов, основывается на физиологических причинах.
Св-ва памяти:–объем,–скорость,–прочность и длительность сохранения,–полнота и логичность воспроизведения.
Закономерности памяти. 1. «Эффект края»–при запоминании рядов элементов лучше всего запоминаются те элементы, которые находятся в начале и в конце края. 2. Запоминаются надолго и прочно события в жизни, которые произвели сильные впечатления. 3.Более сложные и менее интересные события так долго и ярко не запечатлеваются (хотя их человек может переживать не 1 раз). 4. Закономерность между объемом запоминаемого материала и характером его воспроизведения: чем больше объем, тем лучше запоминание, так как работаем с ним длительное время. 5. Влияние однородности материала на запоминание: лучше запоминать разнородный материал. 6.Влияние степени осмысленности материала: лучше запоминается осмысленный материал. 7. При заучивании материала повторение подряд менее продуктивно, чем распределение повторений в течении нескольких часов или дней. 8. То, чем человек интересуется, запоминается без особого труда. 9.Редкие, странные впечатления запоминаются лучше, чем привычные.
Виды памяти:I.По характеру психической активности, преобладающей в деятельности: 1.двигательная- запоминание, сохранение, воспроизведение движений и их систем. Служит основой различных практических и трудовых навыков - навыков ходьбы и письма. 2. эмоциональная -память на чувства: способность сочувствовать др.человеку сопереживать герою книги, фильма. 3.образная-память на представления, картины природы жизни, звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Зрительная и слуховая хорошо развиты, играют ведущую роль в ориентировке людей. Осязательная, обонятельная, вкусовая можно назвать профессиональными видами. Эти виды памяти развиваются с условиями деятельности или замещения недостающих видов н-р: у слепых, глухих. 4.словесно-логическая-(смысловая)-вид памяти, опирающийся на установление и запоминание смысловых понятий. Принадлежит основная роль в усвоении знаний уч-ся в процессе обучения.
II.По характеру целей деятельности: произвольная и непроизвольная.
III. По продолжительности закрепления и сохранения: 1.кратковременная- вид памяти характеризуется определенными временными рамками. Обязательный компонент долговременной и оперативной памяти. 2. долговременная- основной вид памяти, обеспечивающий длительное сохранение (иногда на всю жизнь). Основным механизмом ввода данных в память долговременную считается повторение, к-рое осуществляется на уровне кратковременной. 3. оперативная-запоминание каких-то сведений, данных на время, отдельного акта деятельности.
Приемы запоминания: 1.Прием рифмы-любой ч-к лучше запомнит стихи, чем прозу. 2. чтобы запомнить, что яв-ся органом дневного, а что ночного зрения – палочки или колбочки, можно запомнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочками в лаборатории работают днем.
Выделяют запоминание механическое и смысловое. Механические связи отражают пространственное положение, временную последовательность запоминаемых объектов. Смысловые — отражают закономерные связи. Заучивание— запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал. Различают заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое. Дословное заучивание предполагает точное воспроизведение всего текста в тех словах и предложениях, как он написан. Близкое к тексту, допускает замену и пропуск слов и предложений при воспроизведении, но оно предполагает удержание в памяти логики.Смысловое заучивание предполагает сохранение в памяти основных положений текста и связи между ними.