Ленин о воспитании и образовании
Дальнейшее развитие и разработка марксистских идей в области общественного развития и воспитания принадлежит В.И.Ленину(1870—1924). Учение В. И. Ленина о социалистической культуре, просвещении и коммунистическом воспитании является основой советской педагогики. Работу по ликвидации неграмотности и вовлечению в школу всех детей, приобщение к образованию и культуре широчайших масс трудящихся. Ленин всегда связывал задачи развития просвещения с решением задач экономического и хозяйственного строительства. для развития просвещения и распространения культуры нужна известная материальная база, обученные грамотные работники, овладевшие специальностью и получившие квалификацию, будут способствовать дальнейшему укреплению экономического базиса, развитию науки, техники и культуры. Особое значение для развития советской школы и педагогики в условиях борьбы с буржуазными идеологическими концепциями имели положения Ленина о связи школы с политикой и о необходимости превращения школы в орудие коммунистического преобразования общества. построения системы народного образования в нашей стране, для создания единой, трудовой, политехнической школы и послужили научным фундаментом для дальнейшего развития марксистской педагогики.
С первых дней Советской власти В. И. Ленин уделял внимание учреждениям дошкольного воспитания. Называя их “ростками коммунизма”, он придавал им большое значение в деле раскрепощения женщины и коммунистическом воспитании детей. Ленин подчеркивал, что детские сады “на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной, по ее роли в общественном производстве и в общественной жизни. Он требовал, чтобы в деле создания детских садов принимали участие все советские учреждения и организации и сами женщины. “Сами женщины-работницы,— говорил он,— должны заботиться о развитии таких учреждений, и эта деятельность женщины приведет к полной перемене ее старого положения при капиталистическом обществе.
В. И. Ленин проявлял постоянную заботу о развитии советской школы, которую считал одним из важнейших средств культурной революции и коммунистического воспитания подрастающих поколений советского народа.
После Великой Октябрьской социалистической революции совершилось коренное преобразование школы, служившей в буржуазном обществе орудием классового господства буржуазии. Советская власть впервые в истории сделала школу доступной детям трудящихся, осуществила равенство в образовании для всех народов нашей страны, подчинила знание и школу борьбе трудящихся за построение социалистического общества, обеспечила расцвет науки и культуры.
Часть интеллигенции, зараженная буржуазной идеологией, все еще продолжала думать, будто школа должна быть вне политики, вне классовой борьбы. Идеологи буржуазии всячески использовали лозунг «беспартийности», чтобы отвлекать от участия в революционной перестройке школы демократическое учительство, переходившее на сторону Советской власти.
В. И. Ленин в своих работах доказал, что лозунг «беспартийности» и «аполитичности» лицемерно прикрывает буржуазную сущность старой школы, в то время как прямое признание связи советской школы с классовой борьбой пролетариата открывает перед учительством великие перспективы служения народу.
Разъясняя участникам I Всероссийского съезда по просвещению, проходившего в Москве в августе 1918 года, принципиальные основы политики Советской власти в области народного образования, В. И. Ленин говорил, что одной из составных частей в той борьбе, которую Советская власть ведет с буржуазией, является дело народного образования. «Мы говорим: наше дело в области школьной есть та же борьба за свержение буржуазии; мы открыто заявляем, что школа вне жизни, вне политики — это ложь и лицемерие».
Установив связь школы с борьбой трудящихся за социалистическое преобразование общества, великий Ленин способствовал выявлению общественного назначения советской школы, небывало расширил ее задачи в области воспитания и образования молодых строителей нового общества, указал учительству правильный путь для творческой педагогической деятельности.
Мысль В. И. Ленина о принципиально новой роли школы в условиях советского строя получила отражение в программе Коммунистической партии, которая была принята VIII съездом партии в 1919 году. «В области народного просвещения РКП ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 г. дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества».
Школа должна стать проводником принципов коммунизма и идейного влияния пролетариата на трудящееся население «в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм».
Эти благородные цели, поставленные перед советской школой, соответствуют интересам и чаяниям всего прогрессивного человечества.
Исходя из учения К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании, В. И. Ленин выдвинул задачу — вооружить молодежь подлинно научными знаниями о природе и обществе, выработать у нее научное материалистическое мировоззрение, коммунистические взгляды и убеждения. В неразрывной связи с образованием он считал необходимым осуществить воспитание подрастающего поколения в духе коммунистической нравственности, сформировать у него высокие моральные качества.
Большое значение в деле всестороннего развития нашей молодежи Ленин придавал также ее физическому воспитанию: развитию силы, выносливости и других важных физических качеств, необходимых строителям социализма и защитникам Родины.
III съезд комсомола (1920) в резолюции по докладу В. И. Ленина «Задачи союзов молодежи» следующим образом определил цель физического воспитания: «Физическое воспитание подрастающего поколения является одним из необходимых элементов общей системы коммунистического воспитания молодежи, направленного к созданию гармонически развитого человека, творца — гражданина коммунистического общества...
Физическое воспитание преследует также непосредственно практические цели: 1) подготовку молодежи к трудовой (производственной) деятельности и 2) к вооруженной защите социалистического отечества».