Особенности организации отдыха детей младшего школьного возраста во внеклассной работе
В подходах к пониманию сущности отдыха до сих пор нет полного единства. Существует три основных взгляда на сущность отдыха [15, с. 22 – 24]:
1) деление временного отрезка на рабочее (учебное) и внерабочее (внеучебное) время, где “отдых” и “внерабочее” (внеучебное) время рассматриваются как одно и то же;
2) отождествление понятий “отдых” и “свободное время”;
3) отдых – часть свободного времени, отдых и развлечения, связанные с развитием личности. Мы придерживаемся третьего подхода к пониманию отдыха.
Ещё до начала XX века понятие «отдых» означало способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время.
Когда люди говорят о отдыхе, чаще всего они имеют в виду свободное от работы, учёбы время. Однако ученые – исследователи и менеджеры, работающие в области организации отдыха населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, И.П. Иванов,С.М. Курганский и др.).
Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени следует вычесть время, которое он затрачивает:
- на производственно - трудовые функции, или учебную деятельность, включая дорогу к месту работы (учёбы), и обратно;
- физиологический отдых (ночной сон);
- оздоровительные и санитарно – гигиенические нужды;
- покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
- приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;
- воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям.
Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его отдых, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.
Таким образом, понятия “отдых” и “свободное время” взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Некоторые люди проводят его неэффективно. Понятие «отдых» подразумевает использование человеком свободного времени для своего личностного развития.
Г.А. Аванесова утверждает что существует множество разнообразных типологий современного отдыха. Наиболее распространено деление отдыха на: [1, с. 19].
- деятельный и созерцательный;
- ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный;
- домашний и внедомашний;
- индивидуально организованный и коллективно – организованный.
Важную роль в социализации детей, подростков и юношества играет школа, где на различных этапах в программу образования включены предметы, способствующие оптимальному осуществлению этого процесса: «обществоведение», «основы этики и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» и др. Однако этого совершенно недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно целенаправленная социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий. Так, лекции и беседы на нравственно-этические, экологические, искусствоведческие и другие темы проводятся во всех общеобразовательных школах.
Внутришкольные вечера, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся.
Однако внеклассная работа не носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие форм и методов работы, она эпизодична, не всегда целенаправленна и не имеет массового характера в связи со слабой оснащенностью многих школ и недостатком специалистов, способных заинтересовать детей и подростков, профессионально организовать их отдых.
В. Е. Триодин трактует что важным и эффективным фактором социализации детей, подростков и юношества является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать различные социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность [33, с. 119].
Отдых может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключен его воспитательный потенциал. Но свободное время, не организованное должным образом, может превратиться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира человека, и даже к таким проявлениям девиантного поведения, как пьянство, наркомания, проституция, преступность.
А.А. Аронов говорит что досуговая деятельность подрастающего поколения должна базироваться на определённых принципах.
К ним относятся: [4, с. 46 – 47].
1. Принцип всеобщности и доступности, то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения запросов и интересов, выявления и развития творческого потенциала подрастающего поколения.
2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника.
Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.
3. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при организации их отдыха. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника отдыховой акции.
4. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать отдых детей, подростков и юношества. Важно направлять детей и подростков на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества.
5. Принцип преемственности - предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо, чтобы родители, все взрослые передавали детям социальные знания и опыт, помогали им в организации отдыха, учили философии отдыха..
Реализация принципов организации детского отдыха на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки), профилактика девиантного поведения.
Отдых – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности младших школьников в контактах.
Такие формы отдыха, как игровые программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, так как самосознание социально по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях отдыха формируются общности, дающие детям возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Отдых для младших школьников – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.
Отличительной особенностью детей младшего школьного возраста является их восприимчивость к театрализации. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют младшего школьника переживать, страдать и радоваться, что способствует формированию у детей возвышенных идеалов и выработке системы ценностных предпочтений.
Досуговое время младших школьников оказывает огромное влияние на их познавательную деятельность. Во время отдыха дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи. В такой деятельности происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, дети учатся полноценно проводить своё свободное время, овладевают различными досуговыми видами деятельности.
В сфере отдыха дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей младшего школьного возраста должны вызывать широкий резонанс в их душах, чтобы в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, дети обсуждали услышанное, увиденное, совершенное.
В последнее десятилетие среди наиболее распространённых и эффективных форм организации детского отдыха выделилась педагогическая анимация, которая, по существу, объединяет различные формы занятий (игру, театрализацию, психологические, познавательные тренинги, массовые праздники и т. д.).
Данная форма организации отдыха детей пришла к нам из за рубежа.
Деятельность аниматора может быть разносторонней или иметь определенную воспитательную направленность. Важно, что любая организуемая деятельность не является самоцелью – это лишь средство для создания среды, в которой каждый человек может успешно развиваться. Особенно важно это для детей, так как правильно организованная социальная среда оказывает большое влияние на повышение общего уровня культуры личности. По мнению многих ученых, педагогическая анимация пробуждает у человека веру в свои силы и возможности, активизирует процессы общения, самосознания, самопризнания, устанавливает новый стиль человеческих отношений, соответствующих потребностям человечества во всех видах деятельности.
А.Д. Жарков утверждает что анимация, тесно взаимодействуя с социальным воспитанием, выполняет функции:
- приспособления и включения, ее цель – обеспечить социализацию личности и подготовить ее к многочисленным изменениям, которые несет индустриальное общество, как в экономическом, так и в культурном плане;
- рекреационная, которая связана с возможностью культурного развития личности в практической деятельности в свободное время;
- воспитательная;
- критическая: выступает катализатором поисков новых отношений между индивидами и группами, а также нового, более качественного образа жизни;
- культурная: в которой педагогическая анимация предстает как посредническая структура между культурным творчеством, распространением культуры и детской аудиторией [13, с. 134 – 136].
На основе вышесказанного можно вывести следующие основные характеристики отдыха детей младшего школьного возраста:
- отдых имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
- отдых основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- отдых предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- отдых формирует и развивает личность;
- отдых способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- отдых формирует потребность детей в свободе и независимости;
Таким образом, можно констатировать, что сущностью отдыха детей младшего школьного возраста является их творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности среде, детерминированное потребностями и интересами, направляемое (но не навязываемое) педагогами - специалистами в области организации детского отдыха совместно с другими взрослыми