Запись числа, темы занятия
Андреева Н.Г.
А65 Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 2: Предложение. Текст : пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. — М. : Гуманитар, изд. центр В Л АД ОС, 2008. — 302 с. : ил. — (Коррекционная педагогика).
978-5-691-01504-5. 978-5-691-01606-6 (4.2). Агентство С1Р РГБ.
Пособие предлагает систему работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и ЗПР на третьем этапе коррекционной работы. Представленный материал собран и систематизирован на основе практического опыта учителя-логопеда общеобразовательной школы.
Пособие предназначено логопедам, учителям начальных классов специальных и массовых школ, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.
УДК 376.1-056.264(07) ББК74.3я7
Андреева Н.Г., 2008 ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008 Оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008
8-5-691-01504-5 18ВЫ 978-5-691-01606-6 (4.2)
Введение.......................................................................................................... 5
Конспекты логопедических занятий по темам раздела «Предложение»
Занятие 1. Дифференциация понятий «слово»,
«словосочетание», «предложение».
Признаки предложения.................................................. 8
Занятия 2—3. Смысловая и интонационная
законченность повествовательных,
восклицательных, вопросительных,
побудительных предложений..................................... 14
Занятие 4. Составление предложений из слов,
данных в правильной грамматической форме.. .26 Занятие 5. Составление предложений из слов,
данных в начальной форме.
Грамматическое оформление предложений......... 32
Занятие 6. Составление предложений —
полных ответов на вопросы по тексту..................... 37
Занятие 7. Составление предложений —
краткий ответов на вопросы по тексту..................... 43
Занятие 8. Составление предложений по картинке
с использованием опорных слов.
Грамматическое оформление предложений......... 47
Занятие 9. Составление предложений по картинке
с использованием опорных слов, схемы.
Грамматическое оформление предложений......... 53
Занятие 10. Составление предложений из слов.
Объединение их в связный текст.............................. 64
Занятие 11. Деление сплошного текста на предложения.
Обозначение границ предложений на письме.. .69 Занятие 12. Развитие восприятия и понимания
сложных синтаксических конструкций.
Аналитико-синтаксические упражнения
со сложносочиненными предложениями................ 75
Занятие 13. Развитие восприятия и понимания
сложных синтаксических конструкций.
Аналитико-синтаксические упражнения
со сложноподчиненными предложениями.............. 82
Занятие 14. Работа с деформированными предложениями.
Грамматическое оформление предложений
с пропущенными словами............................................ 88
Содержание ~^
Занятие 15. Работа с деформированными
предложениями. Редактирование,
грамматическое оформление предложений
с повторяющимися словами.......................................... 93
Занятие 16. Работа с деформированными предложениями.
Редактирование, грамматическое оформление
предложений с нарушенным порядком слов............ 98
Занятие 17. Составление предложений по материалам
наблюдений на данную тему. Грамматическое
оформление предложений. Редактирование,
анализ составленных текстов................................... 103
Конспекты логопедический занятий по темам раздела «Текст»
Занятие 1. Выделение признаков связного текста.
Тема текста....................................................................... 107
Занятие 2. Текст. Основная мысль текста...................................... 112
Занятие 3. Текст. Опорные слова..................................................... 118
Занятие 4. Восстановление деформированного текста
по серии картинок........................................................... 124
Занятие 5. Составление текста из отдельных предложений.
Определение темы, главной мысли текста............. 130
Занятие 6. Составление текста по данным вопросам.
Грамматическое оформление.
Анализ составленных текстов..................................... 135
Занятия 7—8. Тип текста. Текст-повествование.
Характерные признаки текста-повествования.
Схема построения повествовательного
текста................................................................................. 140
Занятия 9—10. Текст-описание.
Характерные признаки текста-описания.
Схема построения описания....................................... 152
Занятия 11—12. Текст-рассуждение.
Характерные признаки текста-рассуждения.
Схема построения рассуждения.............................. .163
Занятие 13. Составление плана текста
с обозначенными частями........................................... 172
Занятие 14. Деление текста на части.
Работа над планом........................................................ 177
Занятия 15—16. Редактирование текста........................................... 181
Приложение 1............................................................................................. 187
Приложение 2 ...................................................................................... 273
Литература.................................................................................................. 301
«В интересах развития речи учащихся важно,
чтобы в тексте ничего не оставалось непонятным для них;
важно также, чтобы ученики уяснили значимость,
иногда незаменимость тех или иных выражений текста
и сами пользовались ими вполне сознательно.
Это потребует в ряде случаев
■внимательного языкового анализа».
В.А. Добромыслов
ВВЕДЕНИЕ
Структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи определяет необходимость проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи.
Развитие связной речи — это последовательная учебная работа, которая должна быть планомерной и систематической. Учителю-логопеду отводится весьма активная роль: он знакомит детей с образцами правильной речи, помогает анализировать, содействует планомерному накоплению знаний, относящихся к смысловым, звуковым морфологическим и синтаксическим закономерностям языка. Он также создает условия для «порождения» высказывания учащихся, направляет, стимулирует их речевую активность.
Предлагаемое пособие представляет примерное перспективное тематическое планирование и конспекты логопедических занятий по формированию связной речи в группах учащихся, имеющих нарущения чтения и письма, обусловленные ОНР (НВОНР). Проверенная практикой система работы по развитию связной речи обеспечит разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности, наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации. Подробный ход занятия содержит большой объем материала, поэтому количество заданий (вопросов, предложений, текстов) учитель-логопед может использовать на свое усмотрение, используя полностью или частично, встраивая в собственный план занятия. Занимательный речевой материал, устная и письменная форма выполнения разнообразных упражнений подготовительного характера поможет учителю-логопеду в закреплении теоретических знаний учащихся и в формировании у них практических речевых умений.
Предлагаемая система логопедической работы включает в себя основные темы разделов: «Устная связная речь», «Лексика», «Предложение», «Текст», «Письменная связная речь».
Введение
Введение
Материал пособия — поурочное планирование логопедических занятий по разделам «Предложение», «Текст». Основной принцип коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи — одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В занятия разделов «Предложение», «Текст» (группы 2—3 класса) включен материал по развитию слогового анализа и синтеза слов.
Занятия раздела «Предложение» формируют умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме. Одновременно развиваются инициативные формы речи: умение самостоятельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями, формируются умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.
Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом (раздел «Текст»). Коллективный языковой анализ текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых особенностей младших школьников с общим недоразвитием речи, формирует умения определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второстепенного, анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения. Развиваются умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения. Совершенствуются различные приемы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана. Следует отметить, что детей необходимо не только учить составлять план текста, но и показать, как пользование планом помогает последовательно пересказывать. Работая с деформированными текстами, учитель-логопед предупреждает искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий; нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту; отсутствие связи между фактами, событиями.
Пособие содержит материал для закрепления, загадки, кроссворды, знаковые схемы, демонстрационные предметные, сюжетные картинки, серии картин, карточки для самостоятельной письменной работы. Речевой материал в карточках подобран таким образом, что большинство из них предусмотрены для работы с учащимися как первых, так и вторых, третьих классов. Схематичный материал и дидактический материал карточек из приложения, учитель-логопед может использовать для индивидуальной и фронтальной работы.
КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМАМ РАЗДЕЛА «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
ТЕМА. Дифференциация понятий «слово», «словосочета-
ние», «предложение». Признаки предложения
ЦЕЛИ: • дифференцировать понятия «слово», «словосо-
четание», «предложение»;
• учить осознавать предложение как минимальную
единицу речи, представляющую собой граммати
чески организованное гоединение слов или сло
восочетаний, обладающую известной смысловой
и интонационной законченностью;
• формировать умения выделять предложения
из потока речи, наблюдать за интонацией конца
предложения, соотносить с правилом обозначе
ния границ предложения на письме, выделять су
щественные признаки, обобщать;
• развивать зрительный и слуховой вербальный
анализ.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица с буквами «Найди слова», запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИИ:
1. Организационный момент. Игра «Четвертый лишний»
Слова, слова, слова...
Всему название дано — и зверю и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету. . И все, что может видеть глаз — над нами, и под нами, И все, что в памяти у нас, — означено словами.
{А. Шибаев)
— Сядет тот, кто назовет «лишнее» слово и объяснит, почему оно «лишнее».
1 занятие
Мак, ромашка, роза, лук ■ ' ■
Помидор, слива, баклажан, перец
Молоко, сметана, каша, сыр
Курица, коза, корова, овца
Портфель, чемодан, кошелек, книга
Часы, очки,весы, термометр
Бабочка, линейка, весы, ножницы
Василий, Федор, Семен, Иванов
— Назовите гласные звуки в «лишнем» слове. Определите
количество слогов.
— Произнесите слово по слогам.
— Какое задание вы выполняли?
Запись числа, темы занятия
3. Работа со словосочетаниями.
«Найди слова»
— В ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова.
(Логопед вывешивает таблицу «Найди слова» («спрятав
шиеся» слова не подчеркнуты)).
ПОТЕРЯЛВДЛОАРНИПСТРЫПЕВАМЧЗАКЛАДКУ
ДУНЕКИРУКЯВЫРОП
ШЛЕОРАТБМЮНОВЫЙПРВИНАПСАВОЬКЮЖТ
УЧЕНИКЖДЛОЕНИСТ
КЕПВЛАОНТЧБЮЫЭЖПДЛСЕГОДНЯПВАЫКВЦМЯ
УТЬБЮЖПОТЕРЯЛ
(Логопед записывает словосочетания на доске)
потерял закладку новый ученик сегодня потерял
«Внимание! Внимание! Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова, Но не равны у них права, В нем слово главное всегда С зависимым шагает.
«Предложение»
1 занятие
А кто тут главный — без труда Вопрос определяет. Вопрос от главного идет К зависимому слову, И никогда — наоборот, Запомни как основу».
(Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика»)
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких слов, объединенных по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого.
— Запишите словосочетания. Найдите главное слово, обо
значьте его крестиком (х), поставьте вопрос к зависимому сло
ву.
4. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение»
На доске:
1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять
2. потерял закладку, сегодня потерял ■ •
3. Новый ученик сегодня потерял закладку.
Учитель-логопед обращает внимание учащихся на запись, сделанную на доске.
— Послушайте. (Учитель-логопед читает.)
— Прочитайте каждую строчку. (Читают 1—2 ученика.)
— Прочитайте строчку под номером один. Что записано?
(Слова.)
— Выражает ли эта группа слов законченную мысль? Это
предложение?
—Прочитайте строчку под номером два. Что записано на этой строчке? (Словосочетания.)
— Это предложение? Почему? (Выражает ли эта группа
слов законченную мысль?)
— Прочитайте строчку под номером три. Что записано на
этой строчке? (Предложение.)
Предложение — это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Предложение может состоять из группы слов или одного слова.
— Повторите предложение. О ком говорится в предложе
нии? (Об ученике.)
— Что говорится об ученике? (Ученик потерял закладку.)
— Сколько слов в предложении? (5)
— Назовите первое слово предложения? (Новый.) Почему
это слово написано с заглавной буквы?
— Какой знак препинания обозначает конец предложе
ния?
5. Физкультминутка. Игра «Узнайте, что я сказала»
— Слушайте внимательно, хлопнете в ладоши, если услышите предложение.
• Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая
травка. Гнезда птиц. Пожелтела трава. Замолкли птицы. Идут дожди.
— Слушайте внимательно, подпрыгните на месте, если услышите словосоче
тание.
• Совенок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра.
Подарить брату. Брат подарил. Темная туча. Повисла темная туча.
— Чем отличается словосочетание от предложения?
Словосочетание называет предмет, а предложение содержит сообщение о том, что есть в действительности, характеризуется смысловой и интонационной законченностью.
6. Развитие слухового вербального анализа текста. Определение
количества предложений в тексте
— Определите по интонации количество предложений в
тексте. Объясните, как по интонации узнать, закончилось ли
предложение? (Интонация конца предложения, пауза.)
По двору бежал кот. В зубах у кота была мышь. (2)
У утки Тинки утята. Тинка учит их плавать. Утенок Тишка самый храбрый. Он первый бросился в воду. (4)
о
«Предложение»
С
1 занятие
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Теперь можно было пить.
(По Л. Толстому) (6)
Осень наступила. Высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах. Только зеленеет озимь на полях.
(А. Плещеев) (5)
7. Итог занятия
— Из чего состоит речь?
— Что выражает предложение?
— Из чего строятся предложения?
— Как связаны в предложении слова?
— Чем отличается словосочетание от предложения?
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Развитие слухового вербального анализа предложения. Определение количества слов в предложении
Сначала учитель-логопед предлагает для анализа предложения без предлогов. Логопед зачитывает по одному предложению текста, учащиеся определяют количество слов в прочитанном предложении и записывают цифру в тетрадь.
— Послушайте предложение, определите, сколько слов в каждом предложении. Запишите цифру в тетрадь.
• Москва - столица нашей Родины. (4) Имя нашей столице дала
река Москва. (6) Так считают некоторые ученые. (4)
• Таня рисовала простым карандашом. (4) Скучные получились
картинки. (3) Взяла Таня цветные карандаши. (4) Шиповник расцвел
алыми цветами (4). Засияла река. (2) Зашумели зеленые камыши. (3)
Ужи повернули желтые шейки. (4)
• Наступил вечер. (2) Большая черная туча покрыла небо. (5) На
чалась сильная гроза. (3) Страшный громовой удар потряс окрест
ность. (5) Буря гнула, качала молодые деревья. (5)
• Наши котята еще очень маленькие. (5) Они еще слепые. (3) Они
постоянно ищут мать. (4) Им хочется кушать. (3) Кошка кормит их
своим молоком (5). Когда они наедятся, они засыпают. (5) Тогда
мать убегает искать себе пищу. (6) Когда котята подрастут, глазки их
откроются. (6) Кошка будет им носить мышей. (5) Она будет приучать
их ловить мышей. (6) Когда они совсем вырастут, они сами будут на
ходить себе пищу. (10)
— Какое задание вы выполняли? Что обозначает цифра,
записанная в тетради?
(Затем учитель-логопед предлагает для анализа предложения с предлогами. Логопед зачитывает по одному предложению текста, учащиеся определяют количество слов в прочитанном предложении и записывают цифру в тетрадь.)
— Послушайте предложение, определите, сколько слов в
каждом предложении. Запишите цифру в тетрадь.
•Тишина в лесу. (3) Легко скользят лыжи. (3) В воздухе пушистые снежинки. (4) На вершинах сосен мохнатые шапки. (5)
• Метро - это настоящий подземный город. (5) Быстро мчатся го
лубые экспрессы. (4) Светлые станции похожи на сказочные дворцы
(6)
• Пришла зима. (2) В полях и лесах лежат глубокие снега. (7) Труд
но птицам и зверям найти корм в снегу. (8) Спасибо школьникам! (2)
Они делают кормушки для зверей и птиц. (7)
•Зачем кошке умываться? (3). Насторожив уши, часами может сидеть кошка у мышиной норки. (9) Если мышка почует запах врага, останешься голодной. (7) Поэтому и приходится кошке часто умываться. (6)
— Какое задание вы выполняли? Что обозначает цифра,
записанная в тетради?
«Предложение»
2-3 занятие
ТЕМА. |
Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.
ЦЕЛИ: |
• дифференцировать понятия «слово», «словосо
четание», «предложение»;
• учить осознавать предложение как минималь
ную единицу речи, представляющую собой грам
матически организованное соединение слов или
словосочетаний, обладающую известной смыс
ловой и интонационной законченностью;
• формировать умения анализировать интонацию
предложений, соотносить с правилом обозначе
ния границ предложения на письме;
• развивать слуховой вербальный анализ слого
вой структуры слова, смысловую и интонацион
ную законченность предложений.
ОБОРУДОВАНИЕ: |
таблицы знаков препинания, названий предложений, запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент
— Сядет тот, кто повторит слово, произнесенное по слогам, и определит количество слогов.
Логопед выставляет опорные таблицы знаков препинания
Точ-ка
— Назовите гласные буквы слова.
— Сколько в слове слогов?
— Назовите слог, который оканчивается гласным звуком.
Мно-го-то-чие
— Назовите гласные буквы слова.
Сколько в слове слогов?
Назовите слог, состоящий из одной гласной буквы.
Назовите слоги, которые оканчиваются гласным звуком.
Во-про-си-тель-ный
Назовите гласные буквы слова.
Сколько в слове слогов?
Назовите слоги, которые оканчиваются гласным звуком.
Назовите слоги, в которых гласный звук второй по счету.
За-пя-та-я
Назовите гласные буквы слова.
Сколько в слове слогов?
Назовите слог, состоящий из одной гласной буквы.
Назовите слоги, которые оканчиваются гласным звуком.
Вос-кли-ца-тель-ный
— Назовите гласные буквы слова.
— Сколько в слове слогов?
— Назовите слоги, которые оканчиваются гласным звуком.
— Назовите слоги, в которых гласный звук второй по счету.
— Назовите слоги, в которых гласный звук третий по счету.