II раздел. Основные направления, формы организации совместной работы с родителями по освоению требований ФГОС ДО
Задачи совместной работы ДОО и родителей (законных представителей) воспитанников:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
2. Объединить усилия семьи и ДОО для развития и воспитания детей.
3. Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОО, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
5. Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.
Основные направления организации совместной работы ДОО и родителей (законных представителей):
1. Изучение родительских мнений, потребностей, запросов в отношении качества образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией: анкетирование, экспертные оценки, социологические опросы, мониторинги и т.п.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей): повышение педагогической и психологической грамотности; знакомство с концептуальными основами построения ФГОС ДО и программно-методическими комплектами, реализуемыми в образовательной организации.
3. Повышение правовой культуры родителей (законных представителей): изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике.
4. Становление ценностей здорового образа жизни в семье: пропаганда здорового образа жизни; профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей, определение негативных факторов риска для здоровья детей; формирование положительного отношения к физической культуре и спорту.
5. Управление образовательной организацией, образовательным процессом: участие в работе советов различного уровня (управляющий, попечительский; родительский комитет, клубы, объединения); участие в проектировании основной образовательной программы образовательной организации; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
6. Организация культурно-досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся: массовые мероприятия с родителями (законными представителями), организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся, проведение открытых мероприятий для родителей (законных представителей), участие в подготовке совместных проектов.
Формы взаимодействия ДОО и семьи:
1. Информационно-аналитические формы: анкетирование, опрос, интервью, беседа.
2. Познавательные формы: практикум, лекция, дискуссии, круглый стол, симпозиум, дебаты, конференция, общее собрание, вечера вопросов и ответов, родительские вечера, родительские чтения, родительский тренинг, педагогическая беседа, семейная гостиная, клуб для родителей, дни добрых дел, дни открытых дверей, ознакомительные дни, эпизодические посещения, деловые игры.
3. Досуговые формы: праздники, утренники, мероприятия. Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии.
4. Письменные формы: еженедельные записки, неформальные записки, личные блокноты, дневники, папки, письменные отчеты о развитии ребенка.
5. Наглядно-информационные формы: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские.
III раздел. Приложения.
Приложение 1.
Примерные темы для обсуждения с родителями:
– Инновационные подходы к (или особенности) организации развивающей предметно-пространственной среды как фактора социализации ребенка.
– Государственно-общественное управление в условиях введения ФГОС ДО
или Участие органов государственно-общественного управления в реализации ФГОС ДО.
– Современные подходы к мониторинговым исследованиям результатов освоения ООП ДО в законе РФ «Об образовании», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
– Нормативно-правовая база, обеспечивающая введение и реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования или Нормативные документы – новые возможности развития дошкольного образования.
– Целевое повышение профессиональной компетентности педагогических работников системы дошкольного образования в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты, подготовка и переподготовка педагогических кадров.
– Взаимодействие семьи и детского сада по организации развивающей предметно-развивающей среды.
– Современная модель образовательной деятельности в ДО.
– Классификация форм образовательной деятельности.
– Игра-основа обучения или самостоятельная свободная деятельность детей.
– Что и как читать детям.
– Потребность ребенка в движении – основа его физического развития.
– Соревновательные отношения между детьми: за и против.
– Развивающая предметно-пространственная среда – важное средство образования дошкольников.
– Анализ индивидуально-личностных особенностей детей дошкольного возраста.
– Программно-методическое и дидактическое обеспечение дошкольного образования, рекомендованные родителям для использования, повышения эффективности реализации стандартов дошкольного образования.
– Современные технологии воспитания, обучения, развития дошкольников (в т.ч. дистанционные и электронные).
– Участие родителей (законных представителей) в мероприятиях регионального, муниципального и федерального уровней совместно с воспитателями (публикации, конкурсы, конференции, проектная деятельность и др.).
– Модель реализации родителями ООП ДО вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного воспитания).
– Формы и методы развития у детей дошкольного возраста эмоциональной и мотивационно-волевой сферы, коммуникативных навыков в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО.
– Совместная деятельность (партнерская) взрослых и детей по реализации ООП ДО.
– Культурные практики детей дошкольного возраста: игра, продуктивная познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы и т.д.
– Что такое личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия.
– Защита прав и достоинств маленького ребенка в семье.
– Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам воспитания физически и психически здорового ребенка.
– Сохранение здоровья – один из результатов реализации ФГОС ДО.
– Воспитание семейных ценностей.
– Права и обязанности родителей в соответствии с ФГОС ДО.
Памятка для родителей
Уважаемые родители!
17 октября 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ вступил в силу с 01 января 2014 года.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Что должно измениться в работе дошкольных образовательных учреждений?
Разработчики Стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.
На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы и программно-методическое обеспечение. Сейчас детский сад работает по программам, которые еще не вошли в реестр утвержденных федеральных программ системы образования. С учетом примерных федеральных программ будет разработана собственная образовательная программа. Каждый родитель может познакомиться с ее содержанием в детском саду.
Введение ФГОС идет поэтапно: сейчас все дошкольные учреждения живут в переходном периоде. В течение 2014 года будут уточнены и изменены некоторые положения документа, и уже с 2015 года ФГОС дошкольного образования будет внедряться в каждом российском детском саду.
ФГОС дошкольного образования состоит из трех требований: к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, к условиям реализации программы и к результатам освоения программы дошкольного образования.
Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры: это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Целевые ориентиры являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.
Чтобы быть в курсе изменений, происходящих в системе образования, в дошкольном учреждении, предлагаем познакомиться с разделом ФГОС на сайте дошкольного учреждения
В работе клуба принимают участие педагоги и родители разных возрастных групп. Их объединяет заинтересованность, активность, стремление принимать участие в образовательном процессе дошкольного учреждения. Заседания Клуба проводятся в разных формах. Это могут быть семинары, круглые столы, мастер-классы, дискуссии.
I часть.Ответы на вопросы родителей.
Вопросы:
– Чем отличается ФГОС ДО от ФГТ?
– Каковы новые требования к образовательной деятельности в дошкольной организации?
– Какие нормативные документы сопровождают внедрение ФГОС ДО.
– Каковы сроки реализации ФГОС ДО?
– Роль родителей (законных представителей) в реализации ФГОС До и ООП ДОО.
http://d10116.edu35.ru/
II часть. Круглый стол«Пути сотрудничества педагогов и родителей в реализации ФГОС ДО, ООП дошкольного образования».
Цель: поиск оптимальных вариантов организации взаимодействия педагогов и родителей в рамках воспитания и развития дошкольников в соответствии со стандартом.
Участники: родители, педагоги, администрация.
План мероприятия:
1. Современный взгляд на роль родителей в воспитании детей (заведующий ДОО).
2. Образовательная деятельность в дошкольной организации (заместитель заведующего по ВМР).
3. Диалог педагогов и родителей; общение в подгруппах.
Тезисы выступления