Ошибки в употреблении фразеологических оборотов
1. Искажение состава фразеологизмов в результате лексических подмен. Например: Предложенияфинансового отдела оказались ниже любой критики. Правильный вариант: … ниже всякой критики.
2. Изменение грамматической формы слов, входящих в оборот. Например: Главный инженер покривил в душе. Правильно: покривил душой.
3. Смешение компонентов двух различных фразеологизмов. Например: зачем сыр-бор городить. Правильно: огород городить или сыр-бор разгорелся.
4. Вставка лишнего компонента. Например: Отдать должную дань. Правильно: отдать дань.
5. Стилистическая несовместимость фразеологизма с деловым стилем речи.
Если в художественной литературе и публицистике на первый план выдвигается образность, эмоциональность и оценочность фразеологических оборотов, то в официально-деловом стиле используются устойчивые выражения книжного характера или стилистически нейтральные фразеологизмы, лишенные экспрессивности (оставлять желать лучшего, находиться на уровне…, называть вещи своими именами и т.п.). Не соответствует деловой речи такая, например, фраза: Меньший налог – вот стимул приватизации, и не надо никого через колено ломать.
4.8. Отредактируйте предложения, исключив из них канцеляризмы.
1. В отношении применения этого метода еще стоит большой вопрос. 2. Для ускорения принятия решения предлагаю сделать перерыв. 3. Я не могу съесть эту кашу в полном объеме. 4. С целью создания положительного настроения, можно рекомендовать такое известное средство, как улыбка. 5. Приступать к выполнению упражнения следует только в хорошем настроении, осознавая всю полноту ответственности за полученный результат. 6. В одном доме со мной проживает известный поэт. 7. Моя подруга получила жилплощадь. 8. Мы с женой никогда не конфликтуем. 9. Заводная обезьянка вышла из строя. 10. Я не в курсе этих деталей. 11. В этом районе отвратительные климатические условия. 12. По линии молчаливости взрослые люди тоже часто заходят довольно далеко.
4.9. Устраните стилистический разнобой.
1. То, что мы задумали, я уверен, наведет шорох на конкурирующие фирмы. 2. Давка образовалась из-за толстой женщины, блокировавшей вход. 3. Помню, какие свинарники мы возводили. 4. Я полагаю, что следствием его неверного подхода к формированию правительственной команды является полный раздрай в экономической политике. 5. В течение заседания нам необходимо решить много вопросов, мы стопроцентно на них не ответим. 6. Когда приходишь работать во властные структуры, сознание разворачивается на сто восемьдесят. 7. В результате всем видным политикам пришлось публично высказать свое мнение по поводу "наезда" на премьера.
4.10. Исправьте ошибки, связанные с ненормативным употреблением фразеологических оборотов в деловой речи.
1. Согласно принятому решению, мы выполнили все пункты от "А" до "Б". 2. Социальное страхование в области в настоящий момент находится ниже любой критики. 3. Я бы не стал увязывать эти вопросы так перпендикулярно. 4. Умение смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом. 5. Бригадир давно махнул на те неполадки, которые были обсуждены на собрании. 6. Мастер не раз уверял дирекцию, что сделает все по силе возможности, однако воз и ныне там. 7. Каждый нарушитель должен твердо усвоить, что ему не сойдет даже малейшее отступление от устава и закона. 8. Представители прессы любят всех подводить под ярлык. 9. На страны блока НАТО нельзя смотреть спустя сквозь пальцы. 10. Все это вошло нам в пот и кровь.
4.11. Отредактируйте фразы, объяснив характер ошибок, допущенных в деловой речи.
1. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали внимание нашей организации. 2. Он попытался предостеречь неверный шаг директора. 3. Я заметил характерную ему ошибку. 4. На встрече присутствовал и представитель с завода. 5. Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел. 6. У нас самая дешевая стоимость товаров. 7. Нам не следует нагнетать обстановку. 8. Приведенные сведения в последнем статотчете говорят о том, что проблема еще не решена. 9. Директор не раз отмечал о том, что необходимо соблюдать инструкцию. 10. Все это отрицательно сказывается на работу. 11. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студентам стали ясны многие сложные вопросы. 12. Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 13. Колхозники поняли, что, получив больше поросят, растет заработная плата. 14. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи. 15. Пишите Ваши инициалы полностью. 16. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 17. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села. 18. Сообщаем наши реквизиты: Москва, 123298, ул. Народная, 8. 19. Сим письмом извещаем Вас, что вышепоименованный документ приобщаем к делу. 20. Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления. 21. В обсуждении принял участие заведующий кафедры социологии. 22. Ряд предложений проекта расчетами не подкрепленные. 23. В наше предприятие распределены на работу молодые специалисты выпуска 1999 года. 24. Мы признаем о том, что проект станка неудачный. 25. Зарплата не была выплачена пятьсот сорока двум рабочим. 26. Не откажите нам в любезности и пришлите, если это Вас не затруднит, проект Устава фирмы. 27. Эта проблема с каждым днем ухудшается. 28. Он пытался провозгласить на практике свои идеи. 29. В этом главное место переживаемого момента. 30. Взяв без разрешения это оборудование на складе, у него начались неприятности с начальством. 31. Он отказал мне под благоприятным предлогом. 32. Был провозглашен приговор суда. 33. На заводе возникло нестерпимое положение. 34. Он дал мне взаимообразно… рублей.
4.13. Проанализируйте приведенные ниже ситуации официально-делового общения. Соблюдаются ли в них нормы речевого этикета? Если обнаружите нарушения этих норм, прокомментируйте их и исправьте ошибки.
А. Здравствуйте, Анна Сергеевна!
Вы меня, конечно, помните. Мы встречались с Вами на конференции в Ростове… (из письма)
Б. Профессор выступающему, закончившему чтение доклада:
– Спасибо.
Докладчик – профессору:
– Пожалуйста.
4.14. Познакомьтесь с образцами некоторых служебных документов.
Декану исторического факультета
Ростовского государственного университета
проф. Соколову И.С.
студента II курса дневного отделения
Иванова Сергея Петровича
заявление.
Прошу разрешить мне досрочную сдачу экзаменов в связи с отъездом на международные соревнования по шахматам.
Дата (подпись)
В отдел фотокопий
Государственной библиотеки РФ
от аспирантки Московского
государственного педагогического
университета
Петровой Н.И.,
проживающей по адресу:
Москва, ул. Волгина, д. 6, кв. 13
Заявление
Прошу сделать мне фотокопию книги Журавлева В.К. "Русский язык и русский характер". – М., 2002, необходимую мне для научной работы.
Дата (подпись)
Обратите внимание!
1. Расположение частей заявления:
1) наименование адресата пишется вверху с отступом в треть строки;
2) фамилия, имя и отчество заявителя – под адресатом, с предлогом от или без него;
3) после слова заявление ставится точка, если оно написано со строчной буквы и если нет предлога от (современная норма допускает написание слова заявление и с прописной буквы, в этом случае точка после него не ставится);
4) текст заявления пишется с красной строки;
5) дата ставится слева; подпись – справа.
2. Оформление наименования адресата:
если оно представляет собой название организации, то ставится в винительном падеже; если это название должностного лица – в дательном падеже.
Доверенность
Я, Морозова Лидия Семеновна, доверяю моему мужу Морозову Николаю Ивановичу получить мою зарплату за январь 2004 г.
Дата (подпись)
Подпись Морозовой Л.С. удостоверяется
Дата (подпись)
Расписка
Я, Сидоров Глеб Владимирович, взял у Пенькова Никиты Михайловича пятьдесят тысяч рублей в долг. Обязуюсь вернуть указанную сумму до 30 января 2005 г.
Дата (подпись)
Декану филологического факультета
Тульского государственного университета
Симонову Е.П.
Докладная записка
Довожу до Вашего сведения, что студент 2 курса Шевелев А.С. систематически пропускает занятия по старославянскому языку. Прошу принять меры.
Доцент кафедры русского языка
Веселова О.И.
Декану филологического факультета
Тульского государственного университета
Симонову Е.П.
Объяснительная записка
Представляю письменное объяснение пропусков мною занятий по старославянскому языку: я отсутствовал на занятиях с 12.09 по 04.10 по причине болезни. Справка прилагается.
Дата Студент 2 курса
Шевелев А.С.
4.15. Напишите заявление, используя форму и языковые клише:
а) с просьбой предоставить Вам академический отпуск;
б) с просьбой принять Вас на работу.
4.16. Напишите докладную записку от лица лаборанта кафедры на имя декана факультета о необходимости приобретения канцелярских принадлежностей.
Напишите объяснительную записку на имя декана факультета о несвоевременной явке на занятия в начале учебного года.
4.17. Прочитайте доверенность, написанную К.И. Чуковским в юмористическом ключе. На чем основан юмористический эффект? Напишите доверенность на получение стипендии, используя приведенный ранее образец.
Доверенность
Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.
4.18. Напишите расписку в том, что Вы получили от кого-либо ценные вещи на временное хранение.
4.19. Сравните тексты автобиографии, анкеты и резюме; объясните, чем они отличаются друг от друга. В каких случаях людям приходится писать автобиографию, анкету, резюме?
Автобиография
Я, Алексеев Петр Сергеевич, русский, родился 1 января 1971 в г. Ярославле в семье служащих.
В 1978 г. поступил в среднюю школу № 5 г. Ярославля. В 1980 г. в связи с переездом родителей в г. Ленинград (Санкт-Петербург) продолжил учебу в школе № 38, которую окончил в 1988 г. В этом же году поступил на работу на Ленинградский кораблестроительный завод.
С 1989 по 1991 г. служил в армии в Казахстане. В настоящее время работаю на том же заводе и учусь на вечернем отделении Кораблестроительного института.
Мой отец – Алексеев Сергей Георгиевич, 1945 года рождения, русский, работает учителем средней школы. Моя мать – Алексеева Нина Ивановна, 1949 года рождения, работает библиотекарем.
Моя сестра – Алексеева Ольга Сергеевна, 1977 года рождения, студентка педагогического университета.
Анкета
Вопросы | Ответы | ||||
1. Фамилия, имя, отчество | Волкова Елена Юрьевна | ||||
2. Если изменяли фамилию, имя или отчество, укажите, когда и по какой причине | Девичья фамилия – Рыжкова, изменила в 1972 г. в связи с замужеством | ||||
3. Год, число, месяц и место рождения | 1952, 4 февраля, г. Ростов | ||||
4. Национальность | Русская | ||||
5. Социальное происхождение | Из семьи служащих | ||||
6. Образование и специальность, когда и какое учебное заведение закончили | Высшее, филолог, преподаватель русского языка и литературы; закончила в 1976 г. МГУ им. М.В. Ломоносова, филологический факультет | ||||
7. Ученая степень, ученое звание | Кандидат филологических наук, доцент | ||||
8. Имеются ли научные труды, изобретения | Имею 15 публикаций | ||||
9. Какими иностранными языками владеете и в какой степени | Английским (свободно) | ||||
10. Были ли Вы за границе, где и когда | Куба, 1978-80 гг. преподавала русский язык в Гавайском университете | ||||
11. Работа с начала трудовой деятельности | |||||
Месяц и год | Должность и учреждение | Адрес учреждения | |||
Поступления | ухода | ||||
08.1976 | по настоящее время | Преподаватель кафедры русского языка Ростовского государственного университета | Ростов, ул. Зорге, 38. | ||
РЕЗЮМЕ
Кузина Анна Николаевна
родилась в г. Благовещенске
3 ноября 1978 года
Домашний адрес Адрес университета
Домашний телефон Рабочий телефон / факс
E-mail address
Вакансия: школьный психолог
Сведения об образовании и имеющемся опыте работы:
ЛГУ, 5-й курс, факультет психологии, студентка дневного отделения – сентябрь 1998 – настоящее время.
Средняя школа № 36 – 1985-1995.
Дополнительные сведения
За время учебы в университете средний коэффициент успеваемости составлял 4,5 балла. В 2001 г. принимала участие в Международном студенческом семинаре во Франции, посвященном вопросам реабилитации детей после катастроф. В университете занимаюсь общественной работой: руковожу сбором материальных средств для оказания помощи детским домам. Имею опыт внештатной работы помощника психолога в детском доме № 2.
Пользователь ПЭВМ (свободно владею программами Word 8.0, Excel).
Прочая информация
Интересы, склонности: увлекаюсь чтением художественной литературы, классической музыкой, живописью, театром.
Иная вспомогательная информация: люблю детей, по характеру общительна, открыта, отзывчива, не склонна к конфликтам, терпелива. К порученному делу отношусь ответственно.
29 марта 1999 г. Кузина А.Н.
4.20. Изучите справочные материалы о составлении текста резюме. Подготовьте резюме человека, претендующего на одну из должностей: а) гида-переводчика в летнее время; б) секретаря-референта; в) репетитора по иностранному языку.
Справочные материалы
В последнее время термин 'резюме', имеющий значение "краткое изложение сути сказанного, написанного или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего-либо", стал употребляться и в другом значении – "краткое письменное изложение биографических данных, характеризующих образовательную подготовку, профессиональную деятельность и личные качества человека, претендующего на ту или иную работу, должность".
Главная задача при написании резюме – как можно более выигрышно (и в то же время предельно объективно) представить себя на рынке труда. В отличие от анкеты, которая является стандартным документом, составление текста резюме предполагает творческий подход, несмотря на то, что информация, закладываемая в резюме, обычно подается под стандартными рубриками (см. образец текста резюме в задании 4.19).
Типовое резюме включает:
- персональные данные соискателя (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, семейное положение);
- адреса и телефоны соискателя;
- наименование вакансии, на которую претендует автор резюме;
- основной текст, включающий в себя перечень мест работы и (или) учебы в хронологическом порядке, с указанием полного официального наименования организации, периода времени пребывания в них, наименование занимаемой должности (наименование учебной специальности);
- дополнительные сведения (опыт внештатной работы, общественная деятельность, профессиональная переподготовка);
- прочие сведения (сопутствующие знания и навыки: иностранные языки, заграничные поездки, владение компьютером, вождение автомобиля);
- отличия и награды, ученые степени (раздел не является обязательным);
- интересы, склонности, имеющие отношение к предполагаемой профессиональной деятельности соискателя позиции (раздел не является обязательным);
- иная вспомогательная информация (на усмотрение соискателя);
- рекомендации (если имеются);
- дата написания резюме;
- подпись соискателя.
При составлении резюме необходимо уметь отобрать такую персональную информацию, которая имеет непосредственное отношение к выбранной работе. Это касается и образования, и опыта работы, и личных качеств, и характеристики дополнительных навыков. Так, например, если вакансия – рекламный агент, то необходимыми профессиональными и личностными качествами являются: умение общаться с людьми, находчивость; хорошее знание основ психологии человеческого поведения, интуиция и т.д. Если же вакансия – делопроизводитель, то к необходимым качествам относятся: внимательность, аккуратность в обращении с бумагами, грамотность и т.п.
Обратите внимание на то, что слово резюме при оформлении документа обычно не употребляется в качестве заголовка; вместо него указывают фамилию, имя и отчество, дату и место рождения претендента. Фамилию принято печатать заглавными буквами, чтобы она хорошо читалась.