Место музыки в развлечениях
В развлечениях, проводимых взрослыми, используются пляски, песни, которые дети уже знают или которые они будут разучивать, а также художественные и музыкальные произведения, трудные для детского исполнения, но вполне доступные детскому восприятию.
Для развлечений, проводимых силами самих детей, но с помощью взрослых, привлекается в основ ном материал регулярных занятий по музыке, развитию речи, изоб разительной деятельности, разучиваемый на индивидуальных занятиях.
Инструментальная и вокальная музыка занимает большое мес то в развлечениях. Сопровождая действия детей, она эмо ционально углубляет создаваемые ими образы, помогает акти визировать всех участников - и «актеров», и «зрителей», а в даль нейшем естественно входит в повседневную жизнь детей, становится им близкой и любимой.
Выбор инструментальной и вокальной музыки, включение ее в тот или иной вид зрелища определяется его содержанием. Глав ное - всегда помнить о художественности музыкального материа ла, его качественном исполнении и доступности для детского вос приятия.
Рассмотрим применение музыки в некоторых из форм развлечений в детском саду подробнее.
Концерты устраиваются силами приглашенных артистов, быв ших воспитанников детского сада, учеников музыкальных школ, взрослых, а также детей, посещающих детский сад. В концертах могут быть представлены различные виды искусств - художествен ное слово, музыка, танец. Иногда концерты состоят только из му зыкальных произведений. Музыкальные вечера развлечений, т.е. полностью состоящие из музыки, проводятся только один раз в месяцв каждой возрастной группе, чтобы не выработать у детей представление, что без музы кального «фона» и отдохнуть нельзя.
При знакомстве, например, с теми или иными музыкальными инструментами - домрой, баяном, балалай кой, скрипкой и т. д. - можно сыграть на них музыкальные произ ведения, спеть под их сопровождение. Наиболее распространенными являются концерты, включающие отдельные номера, объеди ненные одной темой, к примеру, «Наша Родина», «Наш детский сад», «Времена года», «Дружба народов», «Наш любимый компо зитор», «Наши любимые песни», «Радуга-дуга», «Жанры музы кального искусства», «Творчество А.С. Пушкина» и т. д.
При составлении программы концерта необходимо учитывать особенности восприятия музыки детьми того или иного возраста, избегать однообразия звучащих произведений, всемерно поддер живать интерес детей к исполняемому.
Концерты детской самодеятельности пользуются большой попу лярностью среди детей, так как целиком строятся на выступлениях их самих. Вечера носят характер домашнего концертного праздно вания. Они не требуют особой подготовки детей, поскольку вклю чают песни, пляски, стихи, игры, разученные на повседневных занятиях. Дети могут выступать индивидуально, группами по не сколько человек, а также, по их желанию, все вместе. Воспитатель лишь компонует последовательность выступлений детей с учетом смены видов музыкальной и литературной деятельности
Инсценировки сказок, рассказов, стихотворений, музыкаль ных произведений, театрализованные представления предполага ют постепенное усвоение детьми материала. Эти виды развлечений очень хорошо сочетаются с творческой игрой, в которой ребенок быстрее овладевает особенностями движений отдельных персона жей, запоминает текст. Дети любят разучивать сказки, песни, рас сказы и выступать с «театральным представлением» перед «зрите лями». Есть специальные музыкальные оперы-сказки, написанные для детей.
В инсценировках сказок, рас сказов, стихотворений, музыкальных произведений музыка стимули рует ребенка к выразительной игре, помогает создать нужный образ. Являясь и эпизодом, и основой спектакля, органическим компонен том представления, музыка характеризует поведение и действия персонажей.
На других развлечениях музыка является лишь жела тельным эпизодом.
Кукольный театр более, чем какой-либо другой, близок и досту пен маленьким детям. Когда «ожившие» куклы начинают двигать ся, они «переносят» детей в новый увлекательный мир игрушек, где все возможно и все необыкновенно. Кукольный театр легко орга низовать в каждом детском саду: почти все куклы можно купить в магазине игрушек, сделать своими руками, а ширму изготовить при помощи столяра или родителей. Музыка предшествует пред ставлению или служит оформлением его отдельных моментов. Редкий спектакль проходит без пения и плясок кукол. Малыши могут ритмично хлопать под музыку, сопровождающую пляску, дети средней группы - подпевать исполнителям знакомые песни. Старшие дети должны не только петь общие песни, но и напевать сольные партиивместе с героями представления или по их просьбе.
В теневом и кукольном театрах музыка украшает спектакль, углубляет впечатления детей, но не является ведущим компонентом.
Такое же место она занимает в празднова нии дней рождения, инсценировании на фланелеграфе, в развлечениях – игры-забавы, аттракционы, в спортивных развлечениях.
С успехом применяется в детском саду инсценирование на фланелеграфе. При помощи фланелеграфа рекомендуется инсценировать любые сказки с не слишком дина мичным действием, рассказы о природе - цветах, деревьях, птицах, животных. Представление можно сопровождать соответствующей его содержанию музыкой.Фланелеграф применим во всех без ис ключения группах. В младших - показ проводит воспитатель, в старших - сами дети.
Вечера игр, забав, аттракционов. Загадки, веселые юмористи ческие стихи, частушки, потешки и скороговорки, несложные ат тракционы («Костер», «Кто быстрее повяжет платок сестренке», «Накрой на стол» и др.) приносят детям огромную радость и неска занное удовольствие. Эти вечера можно проводить и в виде увлека тельной игры. Например, «Путешествие в страну смеха», «Коро левство кривых зеркал», «Наш цирк», «Сказки-загадки» и т. д. Игы-забавы и аттаракционы можно также сопровождать соответствующей их содержанию музыкой.
Вечера спортивных игр и развлечений могут состоять из лю бимых детьми несюжетных музыкальных игр; игр-аттракционов; спортивных игр с заданиями, развивающими ловкость, смекалку; подвижных игр с соревнованиями. В программу этих вечеров часто включают песни и марши спортивной тематики. Например, игра «Соревнование», музыка Ф. Гершовой, состоит из маршировки, бега, упражнений для рук, приседаний, игры с воображаемым мя чом, прыжков через воображаемую скакалку, спокойной ходьбы.