Концепции содержания образования
Содержание образ. – это система науч.ЗУН, овладение которыми обеспечивает всесторонне развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду (Ю.К. Бабанский).
Содержание образ. – это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность (В.С. Леднев).
В Законе РФ «Об образовании» в ст. 14 обозначены общие требования к содержанию образования: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».
И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным выделено четыре основных типа содержания образования.
1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности.
2. Система умений и навыков, т. е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности.
3. Опыт творческой деятельности, предполагающий поиск новых проблем и их решения на основе творческого преобразования действительности.
4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, формирование системы убеждений, идеалов и ценностей.
Современные концепции новых типов содержания образования
1. Деятельностная (В.В. Давыдов)
· Сущность: Развитие и саморазвитие, формирование мышления и рефлексивного сознания
· Функции : Теоретическая, развивающая, выращивание субъекта деятельности
· Единица: Понятие
· Структура: Система учебных задач, мыслитель-ный акт
· Модель образования: Школа развиваю-щего и развиваю-щегося образования
2. Мыследеятельностное и метапредметное содержание образования (Ю.В. Громыко)
· Сущность: Единство процессов мышления, коммуни-кации и действия на основе рефлексии
· Функции: Порождение знаний и самого себя
· Единица Структура: Способ
· Структура: Единство мышления, коммуникации и действия
· Модель образования : Мыследеятельностная школа, меташкола
3. Личностно ориентированное и метапредметное (А.В.Хуторской)
· Сущность: Личное творчест-во, самоизменение личного опыта
· Функции: Актуализация субъ-ективного образа, поиск смысла
· Единица: Личный опыт
· Структура: Процедуры и этапы конструирования идеальной системы знаний
· Модель образования: Школа творчества
Важным является то, что профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
Образовательные стандарты и базисный учеб. план
В РФ установлены госуд. образоват-ые стандарты, кот. вкл. федер. и нац-регион. компоненты. Осн. док-том, регламентирующим образоват-ые пр-сы в нашей стране, является Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 г., измененный и доп-ый в 1996 г.
Федер-ые компоненты опред-ют обязат-ый минимум содерж-я осн-ых образ-х программ, максим-ый объем уч. нагрузки обуч-ся, треб-я к уровню подготовки выпускников.
Нац-регион-ый компонент отражает нац-регион-ые подходы к уровню кач-ва и содерж-ю образ-я и представл. собой совокуп-ть нормативных док-тов, которые разрабат-ются и утверждаются на регион-ом уровне. К ним отн-ся рабочая учебно-программная документация, контр. задания и тесты для оценки кач-ва подготовки уч-ся школ и учреждений нач-го проф-го обр-я. Данные нормативные док-ты действуют только на территории конкр. региона.
ГОС разрабат-ся и уточняются на конкурсной основе не реже 1 раза в 10 лет. Конкурс объявляется Правит-вом РФ. Данные стандарты явл. основой объективной оценки уровня обр-я и квалификации выпускников независимо от формы получ-я обр-я.
Другими основополагающими докум-ми явл. принятые в 2000 г. Национ-ая доктрина обр-я, Концепция стр-ры и содерж-я общего среднего обр-я в 12-летней школе, Федер-ый закон «Об утверждении Федер-ой программы развития обр-я». В этих документах намечены осн. шаги по развитию отеч-го обр-я на период до 2005 г.
В соотв-вии с Законом РФ «Об обр-ии» установлены след. уровни обр-я (образоват-ые цензы): основное общее обр-е, среднее (полное) общее обр-е, нач-ое проф-ое обр-е, среднее проф-ое обр-е, высшее проф-ое обр-е, послевуз-ое проф-ое обр-е.
ГОС ПО вкл. в себя общие треб-я к системе обр-я, его стр-ре, к осн-ым образоват-ым программам, усл. их реализации, классификатор направл-й и специальностей. Образоват-ый стандарт явл. базовым нормативным док-том, кот. определяет стр-ру и содерж-е обр-я независимо от форм получения обр-я. Госуд-ый стандарт проф-го обр-я явл. примером сквозного, комплексного реш-я, кот. опред-ет функционир-е и развитие проф-го обр-я в России. Госуд-й стандарт проф-го обр-я имеет внешние и внутренние связи.
Образоват-ми стандартами не явл. ни учеб. программы, ни учебники или пособия, однако программы и пособия должны разраб-ся в соотв-вии с гос-ми стандартами.
Базисный уч. план – это нормативная база для созд-я общеобраз-ми учрежд-ми РФ рабочих уч. планов с учетом специфики и усл. функционир-я этих учрежд. Базисный уч. план опред-т максим-ый объем уч. нагрузки обуч-ся, состав образ-ых обл. и уч. предметов, распределяет уч. время, отводимое на усвоение содерж-я обр-я по классам (группам), образоват-ым обл-ям и уч. предметам.
Базисный уч. план явл. механизмом разграничения полномочий и ответств-ти образов-го учрежд-я, федер-х и регион-ых органов упр-я по отбору содерж-я обр-я за счет разделения содерж-я на федер-й, нац-но-регион-й, школьный и ученический компоненты.
Федер-й компонент обесп. единство образ-го пространства в стране и явл. инвариантной частью содерж-я общего среднего обр-я, вкл. уч. курсы общекульт-го и общенац-го знач-я.
Нац-регион-й компонентотвечает потребностям и интересам в обл. обр-я регионов нашей страны и позв-ет организовать занятия, направл. на изучение нац-го (родного) языка, а также природных, экон-х и социокульт-х особенностей региона.
Школьный компонентпозв.более полно учесть усл. конкр-го образоват-го учрежд-я, обесп. вариативность и личностную ориентацию обр-я.
Ученический компонент введен для регламентации индивид-й работы с уч-ся, занятий поискового и активно-двигат-го хар-ра, позвол-х углубить индивид-цию уч.-воспит-го проц-са.