Говорение и письмо (диалогическое и монологическое высказывание)
Проверку сформированности устной (диалогической и монологической) речи считаем целесообразным осуществлять индивидуально во 2-4 классах в конце каждого семестра.
Уровень сформированности диалогической речи во 2-4 классах рекомендуется проверять в первом семестре.
Проверяются умения: составлять диалог на заданную тему, использовать формулы речевого этикета, соблюдать правила общения, нормы литературного языка.
Объемы составленных диалогов должны соответствовать нормам:
во 2 классе - 3-4 реплики двух участников разговора,
в 3 классе - 4-5 реплик,
в 4 классе - 5-6 реплик (без учета формул речевого этикета).
Умение вести диалог оценивается по таким требованиям:
Отметка | Характеристика результатов учебных достижений обучающихся |
Ученик / ученица отвечает на элементарные вопросы короткими репликами, однако не инициирует разговора | |
Ученик / ученица участвует в диалоге на несложную по содержанию тему, но делает длинные паузы, подбирая нужные слова, отдельные реплики собеседника оставляет без ответа; поддерживает диалог, но иногда отклоняется от темы, не всегда употребляет слова вежливости, допускает речевые ошибки. Объем диалога приближается к нормам | |
Ученик / ученица составляет диалог по ситуации, содержащей определенную проблему, быстро подбирает и правильно использует нужные слова, строит содержательные, непринужденные реплики, соблюдает правила культуры общения, однако не выражает своего отношения к предмету обсуждения, допускает незначительные языковые ошибки. Объем диалога отвечает нормам | |
Ученик / ученица инициирует и поддерживает диалог по определенной проблеме, уверенно высказывает и аргументирует свою позицию, проявляя уважение к мнению собеседника, демонстрирует высокую культуру общения. Структура диалога и языковое оформление реплик соответствует нормам |
Проверку устной монологической речи рекомендуется осуществлять во 2-4 классах во втором семестре. Во 2 классе проверяется умение строить устное изложение, в 3-4 классах - устное сочинение.
Письменная речь проверяется в 3-4 классах.
Письменное изложение производится в 3 классе в конце учебного года и в 4 классе - в конце первого семестра, письменное сочинение - в конце 4 класса.
Класс | Объемы текстов для изложения | Объемы ученических сочинений |
40-50 слов (устное) | около 40 слов (устное) | |
50-70 слов (письменное) | около 60 слов (устное) | |
70-100 слов (письменное) | 60-80 слов (устное и письменное) |
За устное и письменное высказывание (изложение, сочинение) целесообразно ставить две оценки: одну оценку - за содержание, а вторую за грамотность в соответствии с критериями оценивания письменной работы (диктанта) в данном классе
Оценивание содержания монологического связного высказывания осуществляется по таким требованиям:
Отметка | Характеристика результатов учебных достижений обучающихся |
Ученик / ученица строит или пересказывает отдельные фрагменты высказывания, при этом его (ее), лексический запас ограничен, последовательность изложения требует совершенствования, а лексика – обогащения, допущены речевые и языковые ошибки | |
Ученик / ученица строит текст, который имеет определенную связность, но имеются отклонения от авторского текста (изложение) или от темы (сочинение), нарушена последовательность изложения, отсутствуют начало или концовка, обеднена лексика, есть речевые ошибки | |
Ученик / ученица самостоятельно строит достаточно полное связное высказывание, в целом основательно освещает тему и главную мысль; однако не выражает своего отношения к тому, о чем говорит; допускает отдельные речевые и языковые ошибки | |
Ученик / ученица умело строит или пересказывает последовательный, полный текст, учитывая коммуникативную задачу; четко выражает собственное мнение, аргументирует его; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления, грамматической и стилистической грамотностью; допускается наличие 1-2 языковых или речевых ошибок |
Чтение
Проверку сформированности умения читать в 1 классе целесообразно осуществлять индивидуально в конце учебного года на материале (готовит учитель), в котором использованы все буквы алфавита, слоги различных типов.
Во 2-4 классах сформированность читательских умений рекомендуется проверять на уроках литературного чтения.
При оценке сформированности умения читать в 1 классе учитываются: способ чтения (слогами, целыми словами); правильность чтения; скорость и понимание прочитанного.