Современные требования, предъявляемые к деятельности музеев
Ведущей тенденцией современной деятельности музеев является переход от единичных контактов с посетителем к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре, формированию, конструированию, трансформации музейной среды в зависимости от изменяющихся потребностей человека и общества.
Досуг – сфера многогранного восприятия действительности, удовлетворения гедонистических потребностей, пользования широким спектром природных благ, ценностей цивилизации, культуры, общения.
Понятие «культурно-образовательная деятельность» получило распространение в отечественном музееведении с начала 1990-х гг., и его активное использование было вызвано появлением новых подходов в работе с музейными посетителями. На рубеже 1950-х - 60-х гг. к советским музеям стал постепенно возвращаться утраченный в 1930-е гг. статус научных учреждений. Эти изменения отразились в терминологии, обозначающей одно из важнейших направлений музейной деятельности: вместо понятия «просветительная работа» стал употребляться термин «научно-просветительная работа». Это означает, что свою образовательно-воспитательную функцию музей осуществляет на основе научных исследований, что теперь он распространяет знания, в основе которых лежит музейный предмет.
Вместе с «перестройкой» из музейной лексики, постепенно исчезли такие термины, как «пропаганда», «массовость», «идейное воспитание». Музей стал рассматриваться как средство уже не «эстетической пропаганды», а развития эстетического вкуса и творческого воображения, как средство формирования не «коммунистического мировоззрения», а ценностного отношения к историко-культурному наследию. Задачи музея не сводятся лишь к передаче информации о том или ином явлении и процессе; он должен обращаться к внутреннему миру посетителя, воздействовать на его чувственно-эмоциональную сферу.
Суть музейно-образовательного процесса представляется теперь иной: посетитель воспринимается уже не как объект воспитательного воздействия, а как равноправный собеседник, общение музея с аудиторией приобретает форму диалога.
В связи с новым пониманием сути взаимоотношений музея и посетителя возник термин «культурно-образовательная деятельность», подразумевающий образование в пространстве культуры. При этом понятие «образование» трактуется широко и предполагает развитие ума и интеллекта человека, его душевных и личностных качеств, ценностных отношений к миру.
Работа с музейной аудиторией должна быть направлена на выработку ценностного отношения к культурному наследию и формирование культуры общения с музейными ценностями, развитие способности воспринимать музейную информацию, воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности, использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров, позволяют создавать условия, при которых на несколько порядков увеличивается эффективность работы с музейной аудиторией.
В современных условиях деятельность музеев ориентирована на личность потенциального и реального потребителя музейных услуг, в связи с этим можно обозначить следующие основные направления деятельности музеев: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.
Информационное обеспечение деятельности предполагает сегодня самые разнообразные способы предоставления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная с создания качественных указателей, планов и путеводителей для различных групп посетителей и заканчивая использованием информационных киосков, установленных в холле или залах музея с подключением к всемирной паутине.
Формируется новая образовательная концепция отечественного музея, т.е. система представлений о его общественном предназначении и сущности работы с посетителями. Музей пытается отказаться от прежних достаточно жестких идеологических установок. Основой его культурно-образовательной деятельности становится формирование у посетителей ценностного отношения к культурно-историческому наследию. [13; с. 1-2]
Во-вторых, меняется отношение к самой аудитории, которая начинает восприниматься не как объект, который нужно обучать и воспитывать, а как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде. Одновременно музейная аудитория перестает рассматриваться как сумма абстрактных посетителей и достаточно строго дифференцируется по возрастным, образовательным и иным признакам.
Формируется разнообразный репертуар работы с аудиторией, благодаря чему музеи пытаются перейти к новой стадии - объединению различных форм культурно-образовательной деятельности в систему. Речь идет о создании таких условий, когда все категории населения включились бы в процесс музейной коммуникации. Элементами этой системы стали программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учащихся средних и старших классов, студентов, родителей с детьми, туристов, пенсионеров, инвалидов и пр.
В-третьих, впервые серьезно стала рассматриваться проблема результативности музейной коммуникации, воздействия музея на различные группы посетителей, эффективности тех или иных форм. Работа с детьми стимулировала проведение психологических исследований в музее.
В-четвертых, обозначилась потребность в появлении особого типа музейного специалиста, который мог бы подключиться к созданию экспозиций, разрабатывать и проводить в жизнь программы работы с посетителями, экспериментировать в поисках новых форм и методов работы с детьми, осуществлять социально-психологические исследования аудитории.
И, в-пятых, возникла потребность в интеграции музееведения с другими научными дисциплинами.
Все эти явления свидетельствовали о новом уровне подхода к решению культурно-образовательных задач, к контактам музея с аудиторией.
Музеи становятся сегодня предпочтительным средством коммуникации и в плане неформального образования. Опрос посетителей английских музеев показал, что главной функцией музея англичане считают образовательную, второй по значимости — получение новой информации и только третьей — развлечение. По опросам, проведенным в одном из краеведческих музеев Сибири, выяснилось, что посетители, кроме созерцания, хотели бы заняться в музее творчеством с детьми, участвовать в конкурсах и играх, театрализованных празднествах, а петербургские школьники смысл посещения музея определили как познавательный, отдав меньшее значение получению эстетических впечатлений.
Выводы по 1 главе
Из вышеизложенного можно заключить:
Музей является важным участником формирования социально-культурной сферы, источником развития познавательных интересов и совершенствования личности индивида. Также музей является хранителем ценностей культуры, что несоизмеримо важно для будущих поколений.
Таким образом, музей — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Музей воспитывает в человеке «культурную личность», способную прочувствовать духовные ценности, а не понять их при помощи логики, что невозможно.
Поэтому музей выполняет важные социальные функции, которые осуществляются во время досуга человека, что делает его положительное влияние более продуктивным. Так как в свободное время человек настроен на отдых и удовольствие, поэтому достаточно легко воспринимает культурно-досуговые формы, преподносимые ему. Но при этом данные формы должны заинтересовать и вовлечь человека в культурную среду и вызвать у него желание дальнейшего обращения к ним.
Глава II. Практические аспекты социокультурной деятельности в условиях музеев изобразительных искусств