Призубный сигматизм свистящих
Кончик языка находится на уровне щели между верхними и нижними резцами, закрывая проход воздуху, желобок не образуется, вместо свиста слышится тупой шум: [с] = [т]; [з] = [д]; [ц] = [т'].
Часто нарушены и шипящие звуки: [ш] = [т]; [ж] = [д]; [ч'] = [т']; [щ'] = [т'].
Призубный сигматизм охватывает одновременно 7 звуков, делает речь невнятной, влияет на формирование фонематического слуха, отражается на письме.
Шипящий сигматизм (свистящих)
Свистящие и шипящие звучат одинаково нечётко, сходны по звучанию со смягчёнными шипящими (шябака, кошька; нужьно). Кончик языка опущен вниз, но оттянут вовнутрь рта, спинка языка напряжена, желобка нет, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, струя воздуха растекается по всему языку.
Свистящий сигматизм (шипящих)
Шипящие [ш], [ж] и [щ'], [ч'] звучат как свистящие [ш] = [с]; [ж] = [з];
[ч'] = [с]; [щ'] = [с].
Произношение свистящих и шипящих имеет много общего, поэтому большинство сигматизмов охватывает обе эти группы звуков.
Ламбдацизм- все дефекты произношения звука [л]. Два вида: ламбдацизм и параламбдацизм.
Ламбдацизм (искажение):
а) отсутствие звука [л] или призвук гласного;
б) палатальное (двугубное) произношение звука [л] или губно-зубное произношение звука [л];
в) носовое произношение звука [л] ([л] = [нг]);
г) [л] = ([х]) - [г] украинское.
Параламбдацизм (замены):
[л] = [д]
[л] = [р]
[л] = [j']
[л] = [н]
[л] = [ы] ([у])
Нарушение произношения звука [р] - ротацизм.Делится на две группы: искажение - ротацизм; замены - параротацизм.
Ротацизм:
1) отсутствие или призвук гласного;
2) носовое произношение;
3) [р] - горловой (велярное или увулярное) (при велярном - вибрация мягкого нёба с корнем языка, при увулярном - маленького язычка);
4) двугубное:
а) кучерское с вибрацией губ;
б) двугубное без вибрации;
5) боковое;
6) одноударное;
7) глухое.
Параротацизм:
[р] = [д]
[р] = [j']
[р] = [л]
[р] = [л']
[р] = [н]
[р] = [г]
[р] = [ы]
Постановка звуков
Данная методика используется при наличии дефектного произношения нескольких групп звуков. Она заключается в коррекции нескольких групп звуков одновременно, а не поочерёдно, как это описано в учебниках по логопедии.
Этапы коррекционной работы
1.Развитие мелкой моторики.
2. Развитие артикуляционного аппарата.
3. Массаж.
4. Коррекция или постановка свистящих звуков и звука [л].
5. Автоматизация свистящих звуков и звука [л].
6. Дифференциация свистящих звуков [с] - [з]; [с'] - [с']; [с'] - [з']; [с] - [ц] и звука [л]: [л] - [л'].
7. Коррекция или постановка шипящих [ш], [ч'], [ж], [щ'] и звуков [р], [р'].
8. Автоматизация шипящих звуков и звуков [р], [р'].
9. Дифференциация шипящих звуков и звуков [р], [р']; [л] - [р], [л'] - [р'].
10. Автоматизация всех звуков (свистящих, шипящих, соноров).
11. Дифференциация всех звуков.
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика пальцев рук тесно связана с артикуляционной моторикой.
Поэтому, если вы хотите ускорить подготовку артикуляционного аппарата, начинайте с развития мелкой моторики.
Вот некоторые упражнения для рук, которые можно использовать.
Упражнения с мячом
1. Подбросить мяч вверх 10 раз:
а) двумя руками;
б) правой рукой;
в) левой рукой.
2. Ударить мячом об стенку 10 раз:
а) двумя руками;
б) правой рукой;
в) левой рукой.
3. Ударить мячом об пол:
а) двумя руками;
б) правой рукой;
в) левой рукой.
Упражнения для рук
1. Руки вытянуты перед грудью, пальцы разведены. Сжать с силой в кулаки, задержать на 2-3 секунды, разжать, расслабить кисти, встряхнуть ими 4-6 раз.
2. Руки вытянуты перед грудью, пальцы правой руки сжать в кулак. Разжать пальцы правой руки и одновременно сжать в кулак пальцы левой руки. Делать 20 раз, ускорять темп.
3. Ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы.
4. Руки лежат на столе, пальцы разведены. 30 - 60 секунд поочерёдно постукивать по столу по столу то одной, то другой рукой, потом обеими руками.
5. Руки согнуты, касаться большими пальцами поочерёдно каждого пальца (выполнять обеими руками).
6. Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах. Ладони сжаты, пальцы переплетены.
7. Руки вытянуты перед грудью. Развёрнуты ладони наружу. Вернуться в исходное положение.
8. Руки согнуты в локтях, в стороны, кисти рук расслаблены, свободно опущены. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти (15-20 раз).
9. Руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вверх. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти (15-20 раз).
В случаях тяжёлых речевых нарушений развитие мелкой моторики особенно необходимо.