Применение информационных технологий в высшем профессиональном образовании в Российской Федерации
Политика в области применения информационных технологий в высшем образовании в России базируется на следующих существующих в стране нормативных актах, национальных стратегиях, программах и планах:
– решениях Совета по развитию информационного общества при Президенте РФ (12 февраля 2009 г.), по которому созданы восемь рабочих групп: по формированию доступной информационно-коммуникационной структуры; по использованию ИКТ в образовании и науке; в сфере здравоохранения и соцзащиты; для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; по вопросам национальной промышленности в сфере информационных технологий; по проекту электронного правительства; по использованию информационных технологий в сфере культуры и культурного наследия; по вопросам противодействия использованию информационных технологий в целях нанесения ущерба национальным интересам России. Отдельная рабочая группа занимается развитием использования информационно-коммуникационных технологий в регионах;
– решениях заседания президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (17 июля 2008 г.);
– Законе Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-18.
– Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 №71;
– «Порядке использования дистанционных образовательных технологий», утвержденном Приказом Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137;
– «Стратегии развития направления информатизации образования ФЦПРО на 2008-2010 годы», одобренной решением Научно-координационного совета Минобрнауки (протокол №7 от 30 июля 2007 г.);
– решениях коллегии Рособразования «О развитии информатизации образования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и федеральных целевых программ от 29 мая 2008 г.;
– Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.;
– Приоритетном национальном проекте «Образование»;
– Аналитической ведомственной (Федеральное агентство по образованию) целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)»;
- проекте Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, а также ряда других федеральных и региональных документов, которыми руководствуются высшие учебные заведения, определяя собственную политику использования средств информационных технологий.
Разработку стратегии развития использования информационных технологий в образовании, в частности в высшем профессиональном образовании, ведет Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» (ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика») Министерства образования и науки Российской Федерации.
Ключевыми направлениями развития информатизации высшего образования являются совершенствование технологий и содержания образования, развитие системы качества образования, повышение эффективности управления в системе образования и совершенствование экономических механизмов в системе образования. Все это необходимо реализовывать через подготовку соответствующих кадров и развитие инфраструктуры.
Основные направления использования информационных технологий в высшем образованиив последние годы представлены реализацией комплекса системообразующих проектов, таких как:
- Развитие федеральной системы информационных образовательных ресурсов. Цель проекта: повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационной экономики за счет обеспечения потребностей учреждений, реализующих программы общего и профессионального образования в современных цифровых образовательных ресурсах и учебно-методических материалах, предполагающих организацию учебного процесса с эффективным использованием информационных технологий.
- Развитие методов унификации, стандартизации и гармонизация с международными ИКТ-стандартами требований к созданию и контролю результатов использования электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения, спецификаций и профилей метаданных.Целью проекта является развитие унификации ЭОР нового поколения, гармонизация с международными ИКТ-стандартами требований по созданию и доступу к ЭОР, отвечающих актуальным потребностям пользователей (педагогов и учащихся) на современном этапе.
- Разработка и развитие системы обеспечения и поддержки внедрения и использования в образовательных учреждениях (ОУ) всех уровней свободного программного обеспечения.Цель проекта: создание условий для обеспечения возможности ведения образовательного процесса на многоплатформенной основе за счет внедрения свободного программного обеспечения в учебный процесс.
- Разработка системы проектирования ЭОР нового поколения для высшего профессионального образования, а также для организации переподготовки временно высвобождаемых лиц.Целью проекта является разработка системы проектирования ЭОР нового поколения для применения преподавателями и учащимися в системе высшего профессионального образования и для переподготовки временно высвобождаемых лиц.
- Разработка, апробация и внедрение системы мониторинга состояния организации приема и зачисления в вузы и ссузы.Целью проекта является разработка технологии предоставления информации об абитуриентах вузами и ссузами на этапах приема документов и зачисления, разработка информационной системы, обеспечивающей сбор, обработку и анализ показателей о документах, регламентирующих приемную компанию, состоянии конкурса на отдельные факультеты, направления подготовки (специальности) для всех категорий поступающих и итогах зачисления, интегрированной с Федеральной базой свидетельств о результатах ЕГЭ (Система).
- Обеспечение доступа учреждений профессионального образования к научно-учебной литературе.Цель проекта: создание условий для организации доступа всех учреждений профессионального образования РФ к научно-учебной литературе, обеспечение удаленного доступа студентов и преподавателей к фондам научной и образовательной литературы с соблюдением законодательства РФ в области защиты авторских прав.
- Обеспечение связности сегментов образовательной сети и увеличение пропускной способности каналов связи для обеспечения гарантированного качественного доступа образовательных учреждений к информационным образовательным ресурсам с фильтрацией доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания.Цель проекта: обеспечение развития и полноценного функционирования федеральной компьютерной сети сферы образования и науки, штатное функционирование опорных узлов научно-образовательной сети в городах Москва, Санкт-Петербург, Самара, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Владивосток, подключение ресурсных центров, научных организаций и образовательных учреждений к опорным узлам научно-образовательной сети не менее чем в 57 субъектах Российской Федерации, доступ пользователей к информационным образовательным и научным ресурсам федерального уровня, мониторинг использования образовательных информационных ресурсов отраслевой компьютерной сети сферы образования на федеральном и региональном уровнях.
- Разработка инновационных моделей и программно-методических комплексов для повышения квалификации работников сферы образования и науки в области информационных и коммуникационных технологий.Цель проекта: разработка научных, методических и практических инновационных инструментов оценки квалификации работников сферы образования и науки в области ИКТ посредством создания многоуровневой отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности (http://icttest.ru).
Реализуется также ряд других проектов, связанных с совершенствованием программ опережающего обучения, информационной поддержкой экспорта Российского образования, проведением конкурсов и семинаров по внедрению информационных и образовательных услуг и продуктов и решением других важных вопросов информатизации высшего образования на федеральном и региональных уровнях.
Совершенствование информатизации сферы высшего образования происходит также за счет разработки и реализации различных проектов непосредственно образовательными учреждениями. Тематика проектов, выполняемых вузами, показывает, почти все университеты занимаются разработкой проектов, в которых информационно-коммуникационные технологии занимают значительное место, в том числе, по следующим направлениям:
– новые технологии обучения с использованием информационных технологий;
– дистанционные формы обучения;
– научные исследования (как область и как инструмент исследований);
– доступ к информационным ресурсам (в т.ч. электронные библиотеки);
– управление инновационной образовательной программой;
– управление вузом.
Среди вузов, завершивших свои проекты, достигнуты все заявленные показатели результативности. В качестве наиболее ярких примеров можно привести следующие:
– В рамках реализации инновационной образовательной программы Владимирского государственного университета функционирует корпоративный институт, созданный совместно с бизнес-сообществом, в котором осуществляется принцип обучения слушателей (по разным уровням профессионального образования) во время их непосредственной деятельности в технопарковой зоне университета в условиях реализации интеграции науки, образования и производства. При этом обеспечивается сетевое взаимодействие участников на базе распределенной информационной системы как единой среды корпоративного взаимодействия с использованием соответствующего инструментария (пиринговая «Peer-to-Peer» сеть, поиск информации базируется на стандартах Semantic Web с открытым пространством словарей метаописаний и возможностью интерпретации автоматическими программными модулями). Развернут высокопроизводительный вычислительный кластер «СКИФ».
– На базе Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова создан международный центр дистанционного медицинского образования, информационно-аналитической системы по мониторингу клинических исследований, а также оснащение виртуальной операционной.
– В результате выполнения инновационной образовательной программы Пермский государственный университет существенно модернизировал учебную деятельность. С каждым годом растет число учебных курсов, проводимых с использованием аудиовизуальных средств (ими оснащены все аудитории) и разработанных ресурсов дистанционной поддержки учебного процесса. Учебная и научная деятельность получили полноценную информационную поддержку (благодаря созданию гигабитной телекоммуникационной сети с беспроводным доступом, накрывающей 12 корпусов университета, подписке на отечественные и зарубежные электронные библиотеки, базы данных, научные журналы). Введены 4 новые направления подготовки в области информационных технологий, востребованные рынком и/или социальной сферой. В учебном процессе используются более 100 новых учебных пособий, посвященных использованию ИКТ в сфере подготовки, созданных в ходе реализации программы преподавателями университета. Студенты естественнонаучных факультетов имеют возможность выполнять научную работу на новейшем оборудовании, купленном за счет программы (в сфере нанотехнологий, биотехнологий, высокопроизводительных вычислений, материаловедения и т.д.).
– В СамГАУ реализован переход на сквозное использование CAD-технологий на всех конструкторских специальностях, по направлению геоинформатика проведено полное (100%) техническое переоснащение, включая оборудование для космического дистанционного зондирования.
– На базе ННГУ создан Центр компетенций в области высокопроизводительных вычислений, а также Центр компьютерной подготовки инвалидов по зрению.
– В результате выполнения инновационной образовательной программы Уфимского государственного авиационного технического университета осуществлена разработка с использованием ИКТ 53 программ основного высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Приобретены полные и академические лицензии, а также параллельные версии программного обеспечения, например, ERP-систем, систем CAD/CAM/CAE/CFD, статистического анализа, вычислительных пакетов, программ визуализации, СУБД. Закуплено методическое обеспечение и стандарты по созданию и использованию компонентов CALS и ИЛП. Сотрудниками УГАТУ при участии компаний IBM, Cisco, Intel и AйТи создан суперкомпьютер, который на момент запуска в эксплуатацию вошел в пятерку самых мощных суперкомпьютеров России и стран СНГ, а также во вторую сотню самых мощных суперкомпьютеров мира. Разработан и реализуется космический проект, в рамках которого подготовлен запуск спутника, получившего название «УГАТУСАТ» (от англ. satellite) и оборудование центра управления полетом в одном из корпусов УГАТУ. «УГАТУСАТ» относится к классу низкоорбитальных микроспутников. Его масса – 50 килограммов, высота полета – 500-600 километров. Изготовление и запуск осуществляет НПО «Полет» (г. Омск), а студенты и сотрудники УГАТУ внесли свой вклад в разработку техзадания и предпроектный анализ.
– В Томском ГУ сформирован Центр коллективного пользования (суперкомпьютерный кластер «СКИФ», телепорт, институт дистанционного образования, «Электронный университет», Научная библиотека) и др.
К системным результатам ПНПО в области ИКТ следует отнести создание базы для проведения высокопроизводительных вычислений за счет закупки и установки суперкомпьютеров в ННГУ, ТГУ, МГУ, МГТУ, УГАТУ, ВятГУ и др. Одним из важнейших результатов ПНПО стала разработка, методического и материально–технического обеспечения новых специализаций и магистерских программ в рамках существующих направлений и специальностей. Такое обеспечение масштабно разработано в МИФИ, МИСИС, СГУ, ПермГУ, ВладГУ, РУДН и др. Анализ показывает – модернизация образовательных программ (прежде всего, магистерских) по всем укрупненным группам специальностей, в том числе, затрагивает области, напрямую связанные с ИКТ: информатика и вычислительная техника, информационная безопасность, автоматика и управление), электронная техника, радиотехника и связь.
В последние годы в высшем образовании России складываются благоприятные условия для дальнейшего развития ИКТ. Это связано как с внутренними стратегиями развития учреждений высшего образования, так и с ростом потребности населения на продукцию и услуги в области ИКТ, повышается его информационная грамотность, быстрыми темпами развивается инфраструктура для внедрения новых информационных технологий.
Вместе с тем, в развитии использования информационных технологии в высшем образовании можно выделить следующие проблемы:
– Быстрое развитие электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, их массовое внедрение во все области деятельности человека требуют системной сбалансированной политики в области ИКТ-подготовки. Необходимы качественно новые информационно-педагогические технологии, повышающие компьютерную грамотность и ИКТ-компетентность обучающихся в системе непрерывного образования, с учетом конкретизации требований профессиональных стандартов для всех уровней образования. Особое внимание здесь необходимо уделить подготовке кадров в области ИКТ непосредственно для сферы образования. Развитие ИКТ требует постоянного совершенствования и развития полученных педагогами знаний, умений и навыков, причем уже не только в форме повышения квалификации, но и посредством постоянного общения, обмена опытом. Особую роль в данной форме самообразования могут занять социальные сети и социальные сообщества, функционирующие в Интернете.
– Остается серьезной проблемой «информационное неравенство» в возможностях для учащихся, которые проживают в крупных городах и в мелких населенных пунктах (сельские районы). Положение усугубляется еще и тем обстоятельством, что характер электронно-образовательных ресурсов нового поколения, размещенных в хранилищах федеральной систе-мы информационно-образовательных ресурсов, предполагает возможность их активного использования во внеурочное время, в любых формах самостоятельной работы. Для учащихся, проживающих в зонах ограниченного доступа к Интернет, такая форма свободного использования учебного материала в электронном виде, в основной массе недоступна. Ключевую роль в преодолении данного цифрового разрыва должны сыграть региональные программы информатизации, поддерживающие проекты, направленные на повышении емкости телекоммуникационных каналов образовательных сетей. Существует неравенство и в стоимости предоставления телекоммуникационных услуг для учебных заведений различных регионов России. Предполагается, что решение данных вопросов должно стать частью государственной политики в сфере образования, направленной на гармоничное развитие национальной компьютерной научно-образовательной сети.
– Недостаточно интенсивно развивается направление, связанное с разработкой цифрового образовательного контента. С учетом тенденций развития информационных технологий и телекоммуникаций все большую значимость приобретают опыт и возможности педагогов образовательных учреждений регионов. Особую роль при стимулировании педагогов-инноваторов, педагогов-разработчиков должны сыграть региональные программы информатизации. Отдельное внимание при разработке цифровых образовательных ресурсов необходимо уделять стандартизации. Данное важное направление практически не имеет системного развития в отечественной системе образования. Как следствие, практически отсутствуют для педагогической работы доступные инструментальные программные средства по созданию и использованию цифрового образовательного контента.
Требования основных положений Болонского процесса, в части обеспечения прозрачности и открытости систем образования, могут быть выполнены только на основе информационных технологий и электронно-образовательных ресурсов совместного использования. Это может быть достигнуто только на основе использования открытых гармонизированных стандартов и спецификаций.
– В настоящее время в системе высшего образования активно реализуются проекты по внедрению разнообразного программного обеспечения. Однако, в них отсутствует важнейшая составляющая, связанная с разработкой комплекса мероприятий по подготовке кадров и их методической поддержке, по распространению программного обеспечения в ОУ ВПО. Разработка и реализация согласованных работ по созданию и внедрению свободно распространяемых программных продуктов позволит в ближайшее время не только обеспечить все ОУ ВПО свободным программным обеспечением, но и создать соответствующую систему обучения кадров и их методической поддержки, что даст гарантированную возможность ведения образовательного процесса на многоплатформенной основе.
– Недостаточно интенсивно развиваются современные дистанционные образовательные технологии, особенно с использованием Интернет. В деятельности ОУ по-прежнему доминируют устаревшие формы дистанционного обучения. Реализация подхода «распределенного обучения» в качестве системообразующей технологической платформы на федеральном уровне, применяемой для всех уровней и ступеней образования – в рамках аудиторных занятий, для активных форм самообразования, при интенсивном использовании в дистанционных формах обучения, при условии обеспечения новых дидактических возможностей, – позволит достичь качественно новых показателей в эффективности обучения. Ключевым компонентом технологий распределенного обучения является сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса в виртуальных учебных средах, реализуемых на базе WWW-технологий. Данное направление развивается слабо. Необходимо обеспечить информационную ориентацию образования в целом, включая изменение как методов, так и организационных форм учебного процесса.
– Используемые в настоящее время механизмы внедрения полученных результатов для всех уровней и ступеней образования – не эффективны. Необходимо придать качественно новый статус федеральным порталам, Интернет-площадкам в предоставлении возможностей для широкого вовлечения научно-педагогической общественности в процессы практического взаимодействия по интенсивному распространению лучших результатов, их апробации, внедрению, использованию и развитию. Аналогичного внимания требуют и отрицательные результаты.
Необходимо создать и поддерживать систему внедрения в субъектах Российской Федерации результатов федеральных образовательных программ и проектов, связанных с использованием новейших информационных технологий в учебном процессе. При этом важное значение приобретают экспертная оценка, систематизация и обобщение социально востребованных результатов федеральных образовательных программ и проектов, создание соответствующей информационной системы сопровождения и поддержки внедрения результатов проектов.
– В условиях рыночной экономики большое значение приобретает управление качеством выпускаемой продукции. Главной продукцией образовательных учреждений высшего образования являются их выпускники, в отношении которых также применима качественная оценка. Согласно современным подходам качество продукции достигается за счет обеспечения качества процессов ее жизненного цикла, а не финишной проверкой качества, как это было ранее. В этой связи возникает необходимости оценки и управления качеством образовательного процесса. Этому созвучно и подписанное Россией Болонское соглашение.
Для обеспечения качества в вузе должна быть создана система менеджмента качества образовательного процесса, представляющая собой интегрированную модель управления качеством в образовательном процессе с применением принципов TQM (Total Quality Management – всеобщий менеджмент качества) и требований ИСО 9000 с учетом специфических особенностей образовательных услуг. Такая работа с различными результатами сейчас ведется практически во всех вузах России. Однако во многих вузах в преподавательской среде и среде руководства система оценки качества ассоциируется лишь с развертыванием внутри и вне вуза организационно-структурных компонентов.
Часто все ограничивается только двумя направлениями деятельности: разработка документальной составляющей системы менеджмента качества (стандарты, положения, инструкции и т.д.) и созданием внутривузовских подразделений, занимающихся сбором информации о прохождении образовательного процесса, о возникающих при этом несоответствиях и ошибках. В дальнейшем на основании анализа собранной информации принимаются те или иные меры, направленные на повышение качества организации, проведения и обеспечения образовательного процесса. Для введения определенной типизации в подходах по управлению качеством подготовки специалистов в вузах необходимым является разработка типовой информационной системы менеджмента качества учреждения высшего образования, оперирующей с принятыми контролирующими данный процесс органами (Рособрнадзор) критериями определения качества.