Школа для маленьких детей Р. Оуэна
Роберт Оуэн (1771 - 1858) принадлежал к числу выдающихся социалистов-утопистов. Он подверг резкой критике капиталистический строй и провозгласил необходимость установления общественной собственности на средства производства. Оуэн успешно осуществил первую попытку общественного дошкольного воспитания детей рабочих. Будучи управляющим, а затем совладельцем бумагопрядильной фабрики в Нью-Ланарке (Шотландия), Оуэн провел ряд мероприятий для облегчения жизни рабочих: сократил рабочий день до 10,5 часа (вместо 14 - 16), запретил принимать на работу детей до 10 лет, увеличил заработную плату, построил новые дома. Большое внимание он уделял формированию новых людей, свободных от пороков капиталистического строя. Этой цели должен был служить организованный им в Нью-Ланарке «Новый институт для образования характера», в который входили: ясли для детей от 1 до 3 лет, «школа для маленьких детей» от 3 до 5 лет, начальная школа для детей от 5 до 10 лет. В «Новом институте» проводились также занятия для работающей молодежи, устраивались лекции и культурные развлечения для рабочих и их семей.
Дошкольные учреждения обслуживали до 300 детей. Занятия проводились в специально отведенных, красиво оформленных помещениях и на площадке для игр. Организация этих учреждений преследовала две цели: во-первых, матери-работницы освобождались от забот о своих детях во время работы, во-вторых, Р. Оуэн стремился как можно раньше оградить детей от дурного влияния окружающей среды. Большое внимание уделялось воспитанию у детей честности, правдивости, вежливости, духа коллективизма. С целью развития у детей хороших манер и вкуса их одевали в красивые национальные шотландские костюмы или свободное платье, напоминающие древнеримскую тунику, учили танцам и пению.
Большую часть дня дети проводили в играх на воздухе. Во время игр воспитатели обращали внимание детей на окружающую природу, в помещении с ними велись непринужденные беседы, проводилось ознакомление с предметами обстановки, их назначением. Во время бесед и занятий широко использовалась наглядность. До начальной школы детей не учили чтению, так как Оуэн был против раннего чтения книг детьми. Он считал, что непринужденные беседы, наблюдения в природе, ознакомление с предметами и явлениями реальной жизни являются более эффективными средствами их развития. Кроме того, учебные книги того времени имели в основном религиозную окраску, а все направление воспитания в учреждениях Оуэна было безрелигиозным.
Особое внимание Оуэн уделил подбору воспитателей, главными качествами которых он считал не образованность, а любовь к детям,доброту и порядочность.
Деятельность Оуэна в области дошкольного воспитания получила высокую оценку передовой общественности. Ф. Энгельс писал: «В Нью-Ланарке были впервые введены школы для детей младшего возраста, придуманные Оуэном. В них принимали детей начиная с двухлетнего возраста, и дети так хорошо проводили там время, что их трудно было увести домой».
Многосторонняя деятельность снискала Оуэну большую известность. Нью-Ланарк посещали предприниматели, государственные и общественные деятели. Оуэн стал европейской знаменитостью. Но положение рабочих в целом никак не улучшалось. Убедившись, что его деятельность не в состоянии заставить буржуазию изменить социальный строй, Оуэн встал на путь решительной критики капитализма.
Пока Оуэн занимался своими филантропическими опытами, он, по словам Ф. Энгельса, «пожинал только богатство, одобрение, почет и славу... Но как только он выступил со своими коммунистическими теориями, дело приняло другой оборот».
К. Маркс и Ф. Энгельс высоко ценили педагогические идеи и общественно-педагогическую деятельность Оуэна. Прогрессивные стороны его учения и педагогического опыта были охарактеризованы К. Марксом как «зародыш воспитания эпохи будущего».
Детские сады Ф. Фребеля
Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852).
Педагогическая система Фребеля была противоречивой. Она основывалась на идеалистической философии, утверждавшей главенство духовного начала над материальным. Воспитание понималось Фребелем как развитие у человека четырех врожденных инстинктов: деятельности, познания, художественного и религиозного. Цель воспитания - выявление заложенного в ребенке божественного начала, присущего всем людям. Именно такое толкование Фребель дал и принципу природосообразности. Он считал, что воспитание ничего не добавляет к тому, что дано природой, а лишь развивает заложенные в нем качества.
Вместе с тем Фребель пропагандировал ценную и важную мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей жизни. Придавая огромное значение дошкольному воспитанию, он считал игру основным средством развития, показал ее большую роль в физическом и психическом становлении ребенка. Исходя из природных особенностей детей, Фребель считал, что для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении е другими детьми необходимо воспитывать его в обществе сверстников. Он дал глубокое педагогическое обоснование этой идеи и многое сделал для ее популяризации и широкого распространений.
Фребель ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире. В этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», ярко проявилась его любовь к детям, призыв к педагогам помогать ребенку зреть и развиваться, высокая оценка значения целенаправленного педагогического воздействия.
Фребель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению. Он значительно обогатил практику дошкольного воспитания, разработав разнообразные приемы работы с детьми в соответствии с их возрастом. Фребель детально показал этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию. Много ценного содержалось в предложениях Фребеля о работе детей с различными материалами (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага).
Идеи Фребеля получили широкое распространение, однако прогрессивные педагоги подвергали их критике за чрезмерную регламентацию деятельности детей, усложненность упражнений и занятий, мистическое истолкование природы ребенка. Значение Фребеля в истории педагогики определяется тем, что он способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль науки, впервые создав теорию работы дошкольных учреждений. Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов.