Предметно-практическая деятельность

ПРОГРАММЫ

ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(подготовительный, I- Х классы)

Программы подготовлены к печати педагогами специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы VIII вида № 123 г. Екатеринбурга являющиеся региональной экспериментальной площадкой по работе с детьми, имеющими умеренную и тяжелую умственную отсталость.

В данной программе использованы:

- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

- Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.

- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.

- Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 .- 224 с.

Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных /коррекционных/ школ VIII вида. Программа носит рекомендательный характер.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящем сборнике представлены программы, раскрывающие постановку образовательного процесса детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В программах дано основное содержание обучения, которое должно обеспечить соответствующую подготовку учащихся в рамках задач, приоритетных для каждого этапа обучения. Количество часов на изучение отдельных предметов и конкретных тем условно и зависит от состава учащихся, материального обеспечения процесса обучения.

Каждая из предложенных программ имеет пояснительную записку, в которой кратко раскрываются методические подходы к обучению данной категории учащихся в зависимости от поставленных коррекционных задач.

Программы определяют содержание общеобразовательных предметов и коррекционных курсов, последовательность их прохождения и представлены общеобразовательными дисциплинами:

В настоящем сборнике представлены программы, раскрывающие постановку образовательного процесса детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В программах дано основное содержание обучения, которое должно обеспечить соответствующую подготовку учащихся в рамках задач, приоритетных для каждого этапа обучения. Количество часов на изучение отдельных предметов и конкретных тем условно и зависит от состава учащихся, материального обеспечения процесса обучения.

Каждая из предложенных программ имеет пояснительную записку, в которой кратко раскрываются методические подходы к обучению данной категории учащихся в зависимости от поставленных коррекционных задач.

Программы определяют содержание общеобразовательных предметов и коррекционных курсов, последовательность их прохождения и представлены общеобразовательными дисциплинами:

- родной язык (развитие речи, чтение, письмо);

- математика (счет);

- мир животных, мир растений, человек;

- человек и общество;

- изобразительное искусство;

- музыка, пение, ритмика;

- физкультура;

- ОБЖ;

- самообслуживание, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд (ХБТ).

Специальными коррекционными курсами :

- предметно-практическая деятельность (ППД);

- социально-бытовая ориентировка (СБО).

Все учебные предметы для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы, именно поэтому, авторы считают деление содержательного материала по классам условным. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя, воспитателя.

В программах прослеживается принцип преемственности между ступенями образования и предметами («Самообслуживание» I-IV кл., «ХБТ» V-X кл., «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» I-VI кл. и «Мир животных», «Мир растений», «Человек» VII- X кл.).

Учитывая важность социальной адаптации, авторы считают необходимым использовать элементы интегрированного обучения. Содержание некоторых тем рассматривается при прохождении нескольких предметов (СБО, ХБТ, ОБЖ, «Самообслуживание»; музыка, пение и ритмические занятия). Проведение предметных уроков и экскурсий требует большей затраты учебных часов, но одновременно с этим решается и большее количество педагогических задач.

С целью развития мотивации к учебной деятельности, коррекции высших психических функций, при обучении детей возможно использование компьютера практически на всех предметах.

Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:

- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;

- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

- включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;

- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Обучение грамоте, чтению и письму направлено на решение чисто практической задачи. Учащиеся должны научиться читать и понимать несложные тексты, инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги, выполнять необходимые действия в определенной последовательности. Они должны научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, инициалы или полное имя и отчество, делать несложные записи.

Обучение математике направлено, главным образом, на овладение учащимися счетными операциями сложения и вычитания в пределах 10 или для некоторых в пределах 100, решение простых арифметических задач, имеющих практическую значимость.

При знакомстве с миром растений и животных развивается память, речь, внимание, логическое мышление, повышается интерес к деятельности и происходит коррекция личностных качеств учащихся.

Большое значение для обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, развития их эмоционально-волевой сферы, имеют такие учебные предметы как рисование, музыка, пение и ритмика. На уроках ИЗО, ритмики развиваются координация движений, общая, мелкая моторики. Дети учатся различать основные цвета, их оттенки, видеть красивое, эмоционально воспринимать его. Благотворно на них воздействует музыка (грустная, веселая), хоровое пение, игра на простейших музыкальных инструментах.

Физкультура как учебный предмет, прежде всего, способствует укреплению здоровья детей. В процессе физических упражнений учащиеся учатся основным двигательным действиям, ориентации в пространстве.

Трудовое обучение имеет немаловажное значение для формирования у учащихся элементарных навыков самообслуживания, личной гигиены, культуры поведения, простейших навыков ведения домашнего хозяйства, бытового труда.

Предмет ОБЖ может быть введен с III класса за счет занятий по выбору и факультативных занятий.

Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. При отборе учебного материала учтена необходимость формирования личности, которая займет достойное место в обществе. Вся коррекционно-воспитательная работа в процессе обучения направлена на интеграцию детей в общество.

Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса.

Программы по трудовому обучению и часть предметов коррекционного блока будут представлены в следующей работе.

Примерный учебный план

общего образования учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости

Образовательная область, учебная дисциплина Подгот. Класс I II III IV V VI VII VIII IX X
Филология /родной язык 1. Развитие речи 2. Чтение 3. Письмо             -   -   -   -   -   -
Математика
Искусство 1.Музыка, пение 2.Изобразительное искусство                      
Обществознание Человек и общество   -   -   -   -   -   -   -   -   -    
Естествознание 1. Мир растений 2. Мир животных 3. Человек   - - -   - - -   - - -   - - -   - - -   - - -   - - -   -   -   - -   - -
Физическая культура
Технология 1. Самообслуживание 2. Ручной труд 3. Хозяйственно бытовой труд 4. Ремесло   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   - -     - -     - -     - -     - -     - -  
Коррекция 1. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. 2. Предметно практическая деятельность. 3. Музыкально ритмические занятия. 4. Социально- бытовая ориентировка. 5. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия*: -логопедические -ЛФК -развитие психомоторики и сенсорных процессов   -         -     -         -     -         -     -     -         -     -             -               -   -       -     -   -         -     -   -     - - -   -     -   -     - - -     -     -   -     - - -
Занятия по выбору и факультативные занятия - - -
Максимальная нагрузка
Максимальное количество часов к оплате

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

Пояснительная записка.

Подготовительный класс функционирует как пропедевтико- диагностический. Он комплектуется с целью изучения возможностей учащихся, проверки соответствия психолого-педагогического заключения уровню психического развития, а также подготовленности к школьному обучению детей, не прошедших организованное дошкольное обучение.

Цель занятий в подготовительном классе – повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей к школьному обучению.

Обучение в подготовительном классе должно строиться по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях. Названия таких учебных предметов, как чтение, письмо, математика, являются условными.

Развитие речи.

(66 часов).

Задачей предмета является формирование умения называть своё имя и имя учителя, воспитателя, по произнесенному имени показывать учеников своего класса, соотносить названия предметов с реальными предметами, находящимися в классе, в школе, дома; развитие мотивации на высказывание и повторение отдельных слов, обозначающих просьбы и действия; формирование понимания смысла коротких простых сюжетов (сказок, потешок и т.д.); проговаривание вслед за учителем чистоговорок; обучение детей высказываться предложением, состоящим из одного слова, из двух слов, постепенно усложняя фразу.

Тематика:

Игрушки (пирамидка, кубики, мяч, кукла, мишка, машина, лопатка, ведерко) .

Я сам, мое тело (уметь показывать части тела у себя и товарища: руки, ноги, голова, туловище, пальцы и т.д.)

Элементарные наблюдения за погодой (тепло, холодно, осадки, ветер).

Временные представления (утро, день, ночь).

Экскурсии по школе, на школьный двор (элементарные наблюдения за живой природой).

Одежда (платье, брюки, рубашка).

Обувь (туфли, тапочки, ботинки).

Чтение.

(66 часов).

Задачей предмета является развитие у детей слухового внимания и способности к звукоподражанию, привитие навыков правильно сидеть, вставать, слушать учителя, воспитателя и обращаться с просьбами.

Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.

Развитие слухового внимания.

Различение звуков окружающей действительности.

Игры с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (едет машина, плачет ребенок, летит самолет, едет поезд, скачет лошадка).

Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения.

Специальные упражнения для всех артикуляционных органов (статические, динамические).

Работа над звукопроизношением.

Отработка всех гласных звуков и простых по артикуляции согласных.

*Фронтальная отработка трудных для произношения звуков.

Письмо.

(66 часов).

На занятиях решаются задачи развития и коррекции мелкой моторики; развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки; привитие навыков правильно сидеть, вставать, слушать учителя, воспитателя и выполнять их инструкции; формирование умения пользоваться карандашом и ручкой.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Учить узнавать предмет по контуру и соотносить его с реальным предметом (мяч, кубик, один и несколько).

Узнавать «зашумленные», заштрихованные предметы.

Определять начало-конец строчки, верх-низ страницы тетради, учебника.

Учить различать цвета: черный, синий, красный, белый, зеленый.

Работать с разрезными картинками из 2-3 частей.

Развитие мелкой моторики рук (подготовка к письму).

Проводить специальные упражнения для развития и укрепления мелкой моторики на вытянутых и согнутых руках , статически и в динамике. Обводить по шаблону или трафарету геометрические фигуры, по возможности раскрашивать или штриховать их. Работать с мозаикой, с «сухим бассейном», сортировать фасоль и горох. Складывать геометрические фигуры из палочек, составлять орнамент из геометрических фигур. Шнуровать. Работать с проволокой и тесьмой по нарисованному контуру. Развивать тактильное восприятие: игры на распознавание мягкого-твердого, холодного-теплого, большого-маленького.

Математика.

(66 часов.)

Задачи предмета: развитие умения работать в коллективе, умения слушать учителя и выполнять его задания (инструкции). Обучение организуется на практической, наглядной основе.

Свойства предметов.

Форма (круглый, квадратный).

Цвет: черный , белый, синий, красный, зеленый.

Размер: большой, маленький.

Положение предметов в пространстве, на плоскости.

Ориентировка на листе бумаги: вверху-внизу страницы; вначале – в конце строчки. Положение предметов в пространстве (на, в, далеко, близко).

Временные представления.

Утро, день, ночь; сегодня, вчера, завтра; медленно, быстро; молодой, старый.

Геометрические формы.

Круг, квадрат. Шар, куб.

Количество.

Один, много, ни одного.

Самообслуживание.

(99 часов.)

Задачи предмета: формирование у детей положительного отношения и интереса к бытовому труду, выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности.

Навыки, связанные с гигиеной тела.

Формировать умение различать и называть: части тела (голова, руки, ноги, туловище, пальцы), предметы санитарии и гигиены (мыло, расческа, зубная щетка, зубная паста, полотенце, носовой платок). Действия, связанные с гигиеной тела: мыть, чистить, протирать, причесываться. Хранение предметов сангигиены.

Навыки одевания и раздевания.

Закреплять навыки одевания, раздевания и обувания под присмотром взрослого. Знать, как складывать и куда класть или вешать снятую одежду. Обучать шнуровке и застегиванию пряжек и молнии.

Навыки приема пищи.

Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, стакан, кружка, салфетка и т.д.). Закреплять навыки: мытье рук перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться. Убирать за собой посуду.

Навыки культурного поведения.

Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению взрослого. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Не мусорить. Не мешать окружающим криком, шумом.

Ручной труд

(33 ч.)

Поделки из природного материала (шишек, желудей, бересты, листьев, древесных грибов и т.п.).

Поделки из бросового материала (катушек, скорлупы, перышек, картонной тары, мочала и т.п.).

Разрезание бумаги по прямой намеченной линии.

Вырезание геометрических фигур по прямым линиям (прямоугольник, квадрат, треугольник).

Поделки из бумаги (оригами, вкладывание и плетение и т.д.).

Прошивание шаблонов иголкой с толстой нитью с предварительным прокалыванием дыроколом основы для работы.

Труд в природе

Предметно-практическая деятельность.

(66 часов.)

Цель этих занятий – корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, речи, связанной с практической деятельностью. Полученные навыки должны закрепляться и вводиться в самостоятельную деятельность детей и в различные жизненные ситуации.

Наши рекомендации