Профессионально-техническое образование. В Республике Беларусь существует развитая сеть учебных заведений в системе профессионально-технического образования
В Республике Беларусь существует развитая сеть учебных заведений в системе профессионально-технического образования. В настоящее время она включает в себя профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи. Они предоставляют профессионально-техническое и общее среднее образование с присвоением квалификации рабочего по массовым профессиям и выдачей диплома о профессионально-техническом образовании.
Среднее специальное образование
К учебным заведениям, в которых можно получить среднее специальное образование, относятся техникумы (училища), колледжи, школы-колледжи искусств, гимназии-колледжи искусств, профессионально-технические колледжи, лингвистические гимназии-колледжи, высшие колледжи.
Среднее специальное образование предоставляется на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. Обучение ведется на дневной, заочной и вечерней формах и длится от 2 до 4 лет.
Национальная высшая школа
В систему высшего образования Республики Беларусь входят 43 государственных высших учебных заведения (31 университет, 6 академий, 2 института, 4 высших колледжа), а также 12 вузов частной формы собственности.
В Беларуси проведено лицензирование образовательной деятельности всех вузов независимо от формы собственности. Белорусский государственный университет и Белорусский национальный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, 9 вузов – ведущие отраслевые.
Национальная высшая школа готовит специалистов по 360 специальностям и более чем по 2 тыс. специализаций, что позволяет почти полностью удовлетворить потребности народного хозяйства республики в специалистах с высшим образованием.
В 2002 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» Беларусь стала полноправной участницей Лиссабонской конвенции 1997 года, подготовленной совместно с ЮНЕСКО и Советом Европы. Это позволяет более эффективно решать проблему признания дипломов белорусских вузов, способствует развитию международного сотрудничества, привлечению на учебу в Беларусь иностранных студентов, количество которых в перспективе планируется увеличить до 5% от общего числа обучающихся.
Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Республике Беларусь осуществляется в аспирантуре, докторантуре вузов и научных организаций Министерства образования (www.minedu.unibel.by).
В стране существует сеть учреждений образования системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Руководство системой образования в Беларуси осуществляют республиканские органы государственного управления, а также местные исполнительные и распорядительные органы. Ответственность за состояние и развитие системы образования в государстве несет Министерство образования.
В Беларусь также активно приезжают иностранные студенты. Деятельность в сфере предоставления платных образовательных услуг иностранным гражданам осуществляет 51 учреждение образования. Обучение осуществляется на белорусском или русском языке. Стоимость его, согласно международной практике, устанавливается самим учебным заведением по каждой специальности.
Ежегодно около 130 аспирантов из зарубежных стран обучаются в вузах и научных учреждениях Беларуси.
5)Основные принципы системы образования РБ
Статья.14 Основные принципы государственной политики в сфере образования Республики Беларусь сформулированы в Законе Республики Беларусь ”Об образовании“ от 19 марта 2002 года и направлены на повышение качества образования, отвечающего запросам личности, общества и государства, обеспечение социальной справедливости в получении образования всех уровней.
Национальная система образования и воспитания гарантирует каждому гражданину право на получение образования, которое обеспечивается:
· развитием сети учреждений образования всех форм собственности, различных форм организации обучения и воспитания, созданием условий для получения общего и профессионального образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей и способностей обучающихся
· доступностью и бесплатностью обучения в государственных учреждениях образования общего и начального профессионального (профессионально-технического) образования
· бесплатностью на конкурсной основе среднего профессионального (среднего специального), высшего, послевузовского образования в государственных учреждениях вне зависимости от форм обучения при получении данного уровня образования впервые в пределах государственных стандартов образования
· непрерывностью образования и преемственностью его различных ступеней
· частичным или полным покрытием расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период их обучения
В соответствии со ст. 14 Закона ”Об образовании в Республике Беларусь“ все государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории республики относятся к национальной системе образования Республики Беларусь, которая включает:
1. Дошкольное образование
2. Общее среднее образование
3. Внешкольные формы образования
4. Профессионально-техническое образование
5. Среднее специальное образование
6. Высшее образование
7. Подготовку научных и научно-педагогических кадров
8. Повышение квалификации и переподготовку кадров
9. Самостоятельное образование граждан
Вопросы для самопроверки
1)Что включает в себя система образования РБ?
2)Поясните компоненты системы образования?
3)Дайте краткую характеристику структуры системы образования РБ?
4)Назовите формы образования?
5) Перечислить принципы государственной политики в сфере образования?