Строение и гигиена слухового анализатора

Цель занятия: Познакомиться со строением слухового аппарата, механизмом его функционирования, возрастными особенностями и гигиеной.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите строение слухового анализатора, найдите его ос-­
новные отделы ( табл. Слуховой анализатор), назовите их.

2. Рассмотрите и опишите строение периферического отдела анали­
затора .

3. Зарисуйте схематично строение улитки и распространение звуко­
вых колебаний в ней. ( Коробков, Атлас, рис. 3426)

4. Опишите и зарисуйте схему строения кортиева органа (Курепин.
Анатомия чел-ка, стр. 341; Коробков, Атлас, рис. 343)

5. Опишите проводниковый отдел анализатора и схематично зарисуй­
те его (Коробков, Атлас, рис. 345)

6. Изучите механизм восприятия звука.

7. Возрастные особенности и гигиена слухового анализатора.

Теоретический материал

2.1. Слуховой анализатор

Слуховой анализатор - это сенсорная система, включающая периферический отдел (орган слуха) с рецепторной частью анализа­тора, проводниковый отдел (афферентные нейроны, слуховые нервы и слуховые пути), корковый слуховой центр в височной доле коры го­ловного мозга (поля 22,41,42), где происходит высший анализ зву­ка и формируется ощущение звука.

2.2. Строение периферического отдела

слухового анализатора

Периферический отдел слухового анализатора - орган слуха, расположенный в пирамиде височной кости. Он включает наружное, среднее и внутреннее ухо.

Наружное ухо (Атлас, табл. 95 А) представлено ушной ра­ковиной и наружным слуховым проходом. Основу ушной раковины сос­тавляет эластический хрящ сложной формы, внизу он дополняется кожной складкой - мочкой, которая заполнена жировой тканью. На­ружный слуховой проход у взрослого человека имеет длину 2,5 см. Он выстлан кожей с тонкими волосками и видоизмененными потовыми железами, вырабатывающими серу. Как те так и другие защищают ба­рабанную перепонку от неблагоприятных воздействий среды, напри­мер, от пыли. Наружное ухо выполняет функцию локатора; по разни­це во времени восприятия звука правым и левым ухом, человек оп­ределяет направление звука.

Среднее ухо (Атлас, табл. 95 А) включает барабанную по­лость, отделяющуюся от наружного уха барабанной перепонкой, от внутреннего уха стенкой, в которой находятся два отверстия: овальное окно преддверия, закрытое основанием стремечка и округ­лое окно улитки - закрытое вторичной барабанной перепонкой. По­лость среднего уха соединяется с носоглоткой с помощью евстахие­вой (слуховой) трубы. Она имеет длину 3,5 см и диаметр 2 мм. Обычно отверстие слуховой трубы в носоглотке находится в спав­шемся состоянии, открывается при зевании и глотании. При этом происходит уравновешивание давления по обе стороны барабанной перепонки. Это имеет важное значение для восприятия звука. Внут­ри барабанной полости среднего уха находится системе! слуховых косточек: молоточек, наковальня и стремечко (Атлас, табл. 95 А). Молоточек сращен с барабанной перепонкой, основание стремени закрывает окно преддверия, ведущее во внутреннее ухо. Слуховые косточки выполняют двоякую Функцию:

1. они образуют систему рычагов, с помощью которых улучшается
передача колебаний из воздушной среды слухового прохода к пирами­
де внутреннего уха. Давление на мембране внутреннего уха оказыва­
ется в 20 раз большим, чем на барабанной перепонке;

2. Вторая функция заключается в способности системы косточек из­
менять характер движения при большой силе звука. Когда звуковое
давление приближается к величинам порядка 120 дБ, человек начина-
ет ощущать покалывание в ушах. При таких значениях давления су­
щественно меняется характер движения косточек, что резко снижает
коэффициент среднего уха. В среднем ухе есть также специальный
механизм, предохраняющий слуховой рецепторный аппарат от длитель­
ных слуховых перегрузок. Достигается это сокращением мышц средне­
го уха, которых у человека две : тимпанальная и мышца стремечка.
Рефлекторное сокращение этих мышц при действии звука большой силы
приводит к уменьшению звукового давления, передаваемого улитке.

Внутреннее ухо (Атлас, табл. 95 А) расположено в височной кости. Оно представляет костный лабиринт, внутри которого перепон­чатый лабиринт, повторяющий форму костного. Внутреннее ухо содер­жит рецепторный аппарат двух анализаторов: вестибулярного, который находится в преддверии и полукружных каналах и слухового, который находится в улитке. Длина улитки равна 35 мм, что составляет 2,5 завитка. Костный канал улитки разделен двумя мембранами: рейсне-ровой и базиллярной (основной) на три канала или лестницы. Верх­ний канал носит название вестибулярный или лестницы преддверия; нижний канал - барабанная лестница или тимпанальная. Между ними расположен третий канал - улиточный код или перепончатый проток, У верхушки улитки верхний и нижний каналы связаны между собой с помощью геликотремы (Коробков, Атлас, рис.342 б). Единый канал включающий в себя овальное окно, верхнюю и наружную лестницу, соединенные геликотремой, заканчивается круглым окном улитки. Верхний и каналы улитки заполнены перилимфой, а средний - эндо-лимфой. Перилимфа напоминает плазму крови и цереброспинальную жидкость, в которой преобладает содержание ионов Na. Эндолимфа отличается от перилимфы высоким содержанием ионов калия, прибли­жаясь по химическому составу к внутриклеточной жидкости.

Основная или базиллярная мембрана состоит из эластических во­локон, слабо натянутых между костным спиральным гребешком и на­ружной стенкой улитки, что создает условия для колебательных дви­жений волокон базиллярной мембраны. На этой основной мембране в средней лестнице расположен звуковоспринимающий рецепторный аппа­рат - кортиев орган. Кортиев орган состоит из четырех рядов во-лосковых клеток, их называют еще рецепторными клетками: один ряд внутренних и три-четыре наружных. Такое подразделение основано на их отношении к кортиеву туннелю. Каждая рецепторная клетка имеет большое количество волосков, кот. обращены в область улиткового хода { средний канал). Волосковые клетки располагаются на опорных клетках. Поверх волосков или волосковых клеток, омываемых эндо-лимфой, лежит, соприкасаясь с ними, покровная или текториальная мембрана (Атлас, табл. 96в). К рецепторным клеткам подходят нерв­ные окончания, а именно, дендриты нейронов, находящихся в спи­ральном узле.

Базиллярная мембрана не одинакова по ширине: у человека вблизи овального окна ее ширина составляет 0,04 мм, а затем по направле­нию к вершине улитки, постепенно расширяясь, она достигает в кон­це 0,5 мм. Следовательно базиллярная мембране! расширяется там, где улитка сужается.

2.3 Проводниковый отдел слухового анализатора

Проводниковый отдел слухового анализатора включает чувстви­тельные нейроны, тела которых находятся в спиральном узле (АТЛФ.табл.96Б). Дендриты этих нейронов образуют нервные волокна, подходящие к волосковым клеткам кортиева органа. Аксоны этих ней- ронов по продольным каналам костного стержня выходят во внутренний слуховой проход, где они объединяются с волокнами нерва преддверия образуя VIII пару черепномозговых нервов. Также в сос­тав проводникового отдела входят нейроны продолговатого мозга, нейроны в медиальном коленчатом теле промежуточного мозга и ниж­нем холмике среднего мозга. Волокна нейронов коленчатого тела об­разуют слуховую лучистость, подходящую к корковому слуховому центру в височной доле.

2.4 Механизм восприятия звука

Для слухового анализатора адекватным раздражителем является звук. Воздушные звуковые волны попадая в наружный слуховой про­ход вызывает колебания барабанной перепонки. Далее колебания ба­рабанной перепонки передаются через среднее ухо. Система слухо­вых косточек действуя как рычаг усиливает звуковые колебания и передерет их перилимфе. Колебания перилимфы передаются на основ­ную мембрану, приводя ее и эндолимфу в движение. При этом основ­ная мембрана смещает волоски рецепторных клеток кортиева органа относительно текториальной мембраны. В результате такого смеще­ния возникает возбуждение волосковых клеток, которое передается на нервные окончания, подходящие к волосковым клеткам, а затем по проводниковому отделу в корковый отдел слухового анализатора.

Колебания основной мембраны зависят от частоты звука. Элас­тичность ее на разных отрезках не одинакова. Ближе к овальному окну она уже и жестче, дальше - шире и эластичнее, Поэтому ее более узкие участки, которые расположены ближе к овальному окну, восприимчивы к звукам высокой частоты (9-20 тыс Гц), более широ­кие, расположенные ближе к верхушке улитки - к низким. Следова­тельно, анализ различения звуков происходит уже на уровне рецеп­торов. Сила звука, измеряемая в децибелах, кодируется числом воз­бужденных нейронов и частотой их импульсации. Смысл услышанного интерпретируется в ассоциативных корковых зонах.

При длительном действии сильных звуков возбудимость звукового анализатора понижается, а при длительном пребывании в тишине возбудимость возрастает. Это явление носит название адаптации. Чрезмерный шум не только ведет к снижению слуха, но и вызы­вает психические нарушения у людей.

2.5. Возрастные особенности и гигиена слухового анализатора

В процессе постнатального развития слуховой анализатор чело­века не претерпевает столь существенных изменений как его орган зрения. Есть данные, что уже на 8-9 месяце пренатального развития ребенок воспринимает звуки в пределах 20-500 Гц и реагирует на них движением. Четкая реакция на звук появляемся у ребенке в 7-8 недель после рождения, а в 6 месяцев грудной ребенок способен к относительно тонкому анализу звуков. Слова дети слышат много хуже, чем звуковые тоны, и этим отличаются от взрослых. Окончательное морфофункциональное формирование органов слуха у детей заканчива­ется к 12 годам. К этому возрасту значительно повышается острота слуха, которая достигает максимума к 14-19 годам и после 20 лет уменьшается.

Самый высокий звук, который мы в состоянии услышать имеет час­тоту 20 тыс Гц. Самый низкий - 12-24 Гц. У детей верхняя граница может достигать 30 тыс Гц, а у пожилых людей она ниже 15 тыс Гц.

Функциональное состояние слухового анализатора находится в зависимости от действия многих факторов окружающей среды. Специ­альной тренировкой можно добиться повышения чувствительности слухового анализаторах. Например, занятие музыкой и танцами, спортивной и художественной гимнастикой вырабатывает тонкий слух. С другой стороны, физическое и умственное утомление, высо­кий уровень шумов, резкое колебание температуры и давления, при­тупляют слух. Более того, сильные звуки вызывают перенапряжение нервной системы, способствуют развитию нервных и сердечно-сосу­дистых заболеваний. В связи с этим каждый педагог должен научить своих питомцев беречь общую тишину, довести до их сознания тот Факт, что, создавая шум в учебных классах, они наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих.

Практическая работа

Определить остроту слуха двумя способами:

1. На расстоянии /$>м проверяющий произносит десять трехзначных
-ц«фр шепотом, если проверяемый правильно повторил все десять
цифр, то острота слуха 100%, если 9 - 90 и тд……..

2. Проверяющий с работающим секундомером приближается к проверя­
емому. Расстоянием. на котором проверяемый услышит звук секундо­
мера, определяется острота звука, вначале левого, а затем право­
го.

Данные записать.

Наши рекомендации