Как слушать и записывать лекцию
Лекция - основной вид учебных занятий в вузе. Лекциями начинается и, как правило, заканчивается каждый учебный курс. Она организует и направляет весь учебный процесс по данной учебной дисциплине, и закладывает основы знаний, которые закрепляются на семинарах, групповых практических занятиях.
От лекции как направляющей формы учебной работы в высшей школе требуется не только четкое и логически связанное изложение содержания предмета изучения, но и указание обучаемым путей их активной мыслительной работы. Для этого лекция должна будить мысль слушателей, заставлять их размышлять над предметом науки, искать ответы на возникающие во время лекции вопросы, проверять наиболее интересные и важные научные положения. Поэтому не без основания многие ученые считают, что лекция - своеобразная школа научного мышления. Она закладывает основу понимания сущности знаний, отношение к этим знаниям, направляет пути и способы их приобретения. Под влиянием лекции у студентов вырабатывается взгляд на науку, складываются научные убеждения.
Лекцию надо уметь слушать, уметь работать с ней, чтобы усвоить ее содержание, непрерывно прилагая определенные волевые усилия, стимулируя самого себя к восприятию преподносимого материала. Рациональную деятельность слушателей на лекции можно определить рядом правил.
На лекции слушатель должен сосредотачивать внимание и работать напряженно, вдумчиво, с полной отдачей.
Слушая лекцию, добивайся возможно более глубокого понимания содержания лекции.
Старайся быть помощником лектора, установи с ним некий психологический контакт, и это будет помогать тебе в усвоении преподносимого материала.
Конспект лекции - первое и оригинальное произведение студента, плод его усилий, внимания, организованности и активной познавательной деятельности. Конспектирование лекций есть процесс мыслительный, творческий, не только отражающий логический ход развития мысли лектора, но и развивающий у слушателя умение отделять главное от второстепенного, умение в наиболее сжатом виде формулировать сущность излагаемых вопросов. Поэтому лекцию совершенно справедливо называют “школой мышления”, а конспектирование - “инструментом мышления”.
В последнее время наряду с текстовыми конспектами некоторые педагоги рекомендуют составлять опорные конспекты в виде графических моделей преподносимой информации.
Считается , что искусство изложения и восприятия любого материала состоит прежде всего в способности представить его в виде ясных и понятных зрительных образов, моделей, блок-систем. С помощью графического моделирования удается добиваться высокой степени наглядности даже в сугубо гуманитарных дисциплинах, в которых , как известно, основным аппаратом является аргументация, выражающаяся в размышлениях, рассуждениях, аналогиях, сопоставлениях, полемике.
РАБОТА СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ЛЕКЦИИ
Показателем активности студентов на лекции служит не только слушание и записывание излагаемого материала, но и задавание лектору вопросов по ходу лекции и в конце лекции, желание обсудить некоторые положения с лектором, дискуссия или спор после лекции, оживленный обмен мнениями, высказывание лектору или друг другу своих суждений по поводу услышанного. Как указывалось ранее, сформулированный вопрос по теме лекции является не менее ценным результатом учебы, чем просто усвоенное знание.
Каждый вопрос студента - свидетельство и первый признак начала самостоятельного мышления по данной проблеме. Поэтому выясняй все возникшие вопросы в конце лекции. Не стесняйся задать их лектору. Если вопросов много, запиши и выясни их на консультации. Этому правилу следуй всегда !
После лекции, в часы самоподготовки, дома необходимо просмотреть свои записи, выправить, заполнить пропуски, внести необходимые исправления и дополнения из учебника, четко выделить в нем названия разделов и вопросов. Такое выделение названий параграфов, разделов, основных положений не является праздным делом. Оно помогает читать конспект, сразу же видеть основное. Только после этого конспект примет законченный вид и будет служить опорным материалом не только для подготовки к экзамену, но и в последующей работе.