Литературные памятники Руси о социальных проблемах
«Поучение Владимира Мономаха»
Христианские заповеди учили, как укреплять семью: «Почитай отца своего..., плати добром за добро..., не делай людям того, чего не желаешь себе..., возлюби ближнего своего, как самого себя..., не лукавь, будь честен..., будь справедлив...» Следует в плане нашей темы вспомнить литературные памятники Киевской Руси, дошедшие до нас. Владимир Мономах в «Поучении» предупреждает, что в воспитании Владимирадетей не достигнешь успеха только одними наставлениями. Нужно обучать детей поведению и манерам, чтобы они могли «беседу вести кроткую», «при старших молчать», «не свирепствовать словами», «стыдиться старших». Ребенка нужно научить уважать старших и равных себе, приносить пользу людям, быть верным своему слову, не лениться, сочувствовать горю других, подавлять в себе гнев, делать людям добро и т. д.
«Поучение» основано на описании Мономахом своей жизни. Он рассказывает о своих походах, заботе о княжеском дворе, старается убедить читателя в важности человеческого труда. Дети, по его мнению, должны делать все сами, так как только труд оградит ребенка от пороков. Князь размышляет о справедливых отношениях между людьми:
«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека».
Отечеству нужны здоровые люди, а для этого необходимо воспитывать крепкое здоровое поколение. Князь рассказывает, какую школу выносливости он прошел в молодости: своими руками ловил и связывал по 10-12 диких коней, два тура поднимали его вместе с конем на рога, олень бодал, лось ногами топтал, а вепрь с бедра меч оторвал. Только пример старших и способность к подражанию дадут положительные результаты. Воспитать бесстрашие можно только на примере старших, а высокую нравственность — добрыми делами. Необходимо воспитать у юношей чувство долга защитника Родины, стойкость в борьбе с врагами: «Смерти ведь дети не бойтесь... мужской долг исполняйте».
В более поздних литературных памятниках Руси (X-XIV вв.) мы находим огромный пласт социальных проблем, влияющих на воспитание детей, проявление заботы о них. В «Житии Феодосия Печерского», «Поучении Владимира Мономаха» (XI в.), в житиях Александра Невского и Сергия Радонежского (XIII-XV вв.), в Домострое» и «Повести о Горе-Злочастии» (XVI в.) рассматриваются социальные проблемы семьи, отцов и детей, проблемы подготовки детей к жизни, решений семейных, общественных и социальных конфликтов. Предстают примеры праведной жизни, соблюдения долга, порядка в семье и доме, лада и уюта, соблюдения «божеской жизни», призыв к милосердию, добросердию. Риторы призывают читателя спешить делать добро, так как это на пользу и человеку и окружающим. В каждом из этих памятников проходит лейтмотивом забота о сиротах и вдовах, помощь нищим и больным.
В недавно вышедшей работе В.В. Белякова «Сиротские детские учреждения в России» (М., 1993) утверждается, что первый сиротский государственный дом был построен в 1706 г. новгородским митрополитом Ионой при Холмово-Успенском монастыре, который перенял опыт миланского архиепископа, открывшего в 787г. дом для подкидышей. Проанализировать огромную эпоху и иней истории не входило в планы этого исследования. Но известно, что в дохристианской Руси существовали скудельницы и божедомки, что при Иване Грозном государство занималось при зрением детей-сирот. Патриарший приказ ведал сиротскими домами. Значит, сиротские дома существовали еще до 1706 г., при Иване Грозном Стоглавым Собором (1551) было определено каждой церкви открывать училище «для наставления детей грамоте», а для сирых и немощных создавать при церквах богадельни. Такое объединение сил церкви и государства означало практическое единение в духовном, нравственном и светском образовании детей, а также в проявления милосердия к нищим.
Так, царь Федор Алексеевич издал Указ об устройстве на казенный счет церковно-государственных благотворительных заведений для хронических больных, нищих и сирот. Эта политика благотворительности была государственной.
В середине XVII в. существовал Приказ общественного призрения, ведавший делами «сирых и убогих», а также детей-сирот, а патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать по ним представления царю.
Домострой. До XVIII в. социальное воспитание в России осуществляли семья, церковь, территориальная и этническая община. Социальная педагогика этого периода включает семейное, религиозное, сословное и одновременно народное воспитание.
Своеобразной энциклопедией семейного воспитания XVI-XVII вв. является дошедший до нас памятник литературы той эпохи «Домострой». Автор обращается к читателю, учит, как зажиточному крестьянину жить и вести свое хозяйство: нужно почитать Бога, церковь и царя, быть терпеливым, не мстить за зло и так же воспитывать детей. Все в его доме, вслед за хозяином, должны соблюдать устои христианской морали: «Царя бойся и служи ему верою... яко самому Богу и во всем повинуйся ему».
«Домострой» призывает к строгости быта и бережливости, дает советы, как получить прибыль, жить по средствам, избегать долгов; как наживать богатство «праведной прибылью». В главах 15, 16, 17 «Како детей своих воспитати во всяком наказании, и в страсе Божий, «Како чад воспитати, с неделком замуж выдати», «Како дети учити и страхом спасати» сосредоточены советы, как воспитывать детей.
Детей, по Домострою, нужно воспитывать «в страхе божьем» в «благоразумном учении всякому разуму и вежеству и промыслу и рукоделию». Причем обучение «вежеству и всякому благочинию по времени и детям смотря и по возрастут», то есть с учетом возрастных особенностей детей, а также их задатков и способностей. Говорится также, что детей нужно приучать трудиться, причем мать должна «учити рукоделию» дочь, а отец сына — вести хозяйство.
В XVI в. подобных руководств, как вести себя в обществе и семье, было несколько. Созданный в XVI в. «Домострой» имел две редакции: раннюю (новгородскую), более полную, и позднюю, сокращенную (московскую). До нас дошел наиболее известный вариант «Домостроя», который был отредактирован протопопом Сильвестром, советником Ивана Грозного.
Священник Кремлевского Благовещенского собора, образованный публицист, государственный и культурный деятель, протопоп Сильвестр на протяжении ряда лет (конца 40-50-х гг. XVI в.) был советником и духовником Ивана Грозного. Предполагается, что именно он в середине XVI в. переработал первоначальную редакцию «Домостроя» и в качестве 64-й главы добавил свое «Поучение сыну Анфиму», в котором изложил собственные взгляды на воспитание.
В «Поучении» рассказывается о том, что его сын Анфим расписывал иконы и переписывал книги для продажи. В этой мастерской вместе с домочадцами сын учился грамоте, «писать и пети, инех иконного письма, инех книжного рукоделия, сверх серебряного мастерства и иных всяких многих рукоделий». Это была своеобразная домашняя школа, после которой часть домашних впоследствии стали священниками, «и в дьяконском чину а в дьячих и в подьячих и во всяких чинах». Сильвестр советует сыну соблюдать мораль христианина, особенно исполнять необходимые обряды, быть верным на «службе государевой» и служить «верою и правдою безо всякия хитрости». Он советует сыну грудиться и помогать нищим, учиться грамоте, жить лаской, правдой, с любовью.