Анализ и оценка детских рисунков по определенной тематике
Задание:Изучение рисунков детей одной возрастной группы, учащихся одного класса, выполненных по одной теме.
Возможно использование следующей формы работы при анализе детских рисунков:
По форме изложения – устный анализ, письменный анализ.
По участию – индивидуальный, групповой анализ.
Дать ответы на вопросы:
1. Опишите рисунок и изобразите его схематично.
2. Какие достоинства и недостатки вы заметили в рисунке? Укажите их возможные причины.
3. Какую объективную оценку можно поставить за эту работу? Какую отметку вы ставите?
4. Дайте аргументированное объяснение оценки в соответствии с требованиями программы по изобразительному искусству?
Данный анализ детской изобразительной деятельности оформляется с использованием таблицы, разработанной ранее.
Студенты должны знать следующие методы формирования учителем оценочных действий у детей:
- оценка детских рисунков учителем (монолог);
-оценка детских рисунков учителем с включением детей в оценочные действия (беседы, диалог);
- самостоятельная оценка детьми своих рисунков.
При оценке результатов детского изобразительного творчества должен учитываться психологический момент воздействия на ребенка отрицательной оценки.
Рекомендуемая литература: 2, 6, 7, 12, 29, 38, 40, 49, 52, 55
Вопросы для самоконтроля:
1. Назвать формы работы учителя по оценке детского рисунка.
2. Определить методы оценки детского рисунка.
3. Определить параметры по которым оцениваются детские рисунки.
4. Придумать свой прием оценки детского рисунка.
5. Методика обучения рисованию фигуры человека. Анализ детских рисунковЗадание: изучение психологических особенности рисунков детей младшего и среднего школьного возраста. Методика педагогического рисунка на классной доске.
1. Методика рисования фигуры человека в начальной школе.
Объяснение основных пропорций фигуры взрослого человека, подростка и ребенка (примерные соотношения размера головы к высоте фигуры как 1: 8. 1: 5, 1: 3). Раскрытие последовательности изображения фигуры человека в разных движениях различными материалами и техникой. Композиционное размещение фигуры человека в рисунке. Портрет. Мимика лица.
2. Методика обучения изображению фигуры человека (в V—VII классах).
Анализ в рисунке различных типичных движений фигуры человека, пластики. Наброски с натуры человека в различных движениях (работа кистью, мягким карандашом, пером). Наброски по наблюдению и по памяти фигур людей на улице.
Необходимо проследить развитие темы на протяжении нескольких лет, соблюдая логическую последовательность и систематичность, учитывая постоянное усложнение и повторение пройденного материала, включая различные виды уроков (рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование и беседы об изобразительном искусстве).
В методических разработках должны быть представлены:
1. Упражнения и наглядные пособия.
2. Иллюстрации к практической работе учащихся по данной теме.
Методические разработки выполняются на формате А-3.
Во время прохождения педагогической практики студенты имеют возможность провести опытную работу с детьми.
Рекомендуемая литература: 1, 2,6, 7, 12, 13, 49, 52.
Вопросы для самоконтроля:
1. Влияние возрастных изменений на характеристику формы фигуры человека.
2. Стадии последовательности изображения фигуры человека в набросках и рисунках.
IV курс, 7-й семестр
1. Педагогическое рисование на классной доске. Альбом педагогических рисунков “Городской пейзаж”
Задание: приобретение опыта в педагогическом рисовании объектов, предусмотренных школьной программой. Выполнение зарисовок городских построек, фрагментов зданий, транспорта и человека. Выполнения упражнений на отработку определенных навыков работы различными художественными материалами и техническими приемами.
Рисунки выполняются на классной доске и бумаге, используются различные изобразительные материалы и художественные техники: акварель, гуашь, уголь, сангина, тушь, пастель, фломастер и др.
Рекомендуемая литература: 12,13, 33, 34, 37, 38, 58.
Составление иллюстрированного календарно-тематического плана на учебный год
Задание: Планирование уроков изобразительного искусства в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями учащихся. Календарные планы уроков: текстовые, иллюстрированные, тематические, смешанные и др. Цели и задачи художественного воспитания и развития детей в системе конкретного урока, четверти и года обучения.
Анализ школьных программ по курсу “Изобразительное искусство” и составление иллюстрированного календарно-тематического плана на учебный год в форме таблицы.
Иллюстрированный годовой план позволяет наглядно видеть весь комплекс работ, предусмотренных программой для каждого класса. При разработке годового плана работы необходимо предусмотреть взаимосвязь между отдельными видами учебных занятий, их методическую направленность.
Весь учебный материал необходимо распределить по четвертям и по отдельным урокам, указать вид учебной работы (рисунок с натуры, декоративное рисование и т.д. – выделить символом), тему урока и наглядно показать содержание работы (техника исполнения, вариант изобразительного решения).
На отдельном листе приводится описание уроков: цели и задачи, материалы и оборудование, упражнения, наглядные пособия.
Рекомендуемая литература: 6, 12, 14-22.