Организация прокурорского надзора
Приказ Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» закрепил следующие положения Прокуроры субъектов РФ, городов и районов, военные прокуроры, прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях должны рассматривать надзор за исполнением требований уголовно-исполнительного законодательства и Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» как важную составную часть общей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в местах лишения свободы и содержания под стражей, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях.
Прокурорам необходимо организовывать работу так, чтобы надзор своевременно выявлял, пресекал и предупреждал нарушения законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При проверках в исправительных и воспитательных колониях, тюрьмах, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях прокуроры должны обращать особое внимание на законность содержания в этих учреждениях осужденных, подозреваемых и обвиняемых, а также обращать внимание на факты использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, командованием, иными должностными лицами дисциплинарных воинских частей, других воинских частей и учреждений, сотрудниками отделов специального назначения физической силы, спецсредств и оружия; водворения в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, помещения камерного типа, гауптвахты; неоказания медицинской помощи; ненадлежащего материально-бытового обеспечения.
Прокурорам необходимо добиваться неукоснительного соблюдения установленного законом режима исполнения и отбывания наказания как основного условия исправления осужденных, имея в виду, прежде всего, изоляцию и раздельное содержание разных категорий осужденных, их личную безопасность, условия содержания, законность проведения обысков и досмотров.
Прокуроры должны обеспечить контроль за фактическим устранением вскрытых нарушений закона. Необходимо в полной мере использовать предоставленные прокурору полномочия для восстановления нарушенных прав граждан, наказания виновных в этом должностных лиц.
Не менее одного раза в полугодие необходимо обобщать состояние законности и прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний, а также содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах. Использовать результаты обобщений для совершенствования организации работы и повышения действенности прокурорских мер.
Прокуроры ежемесячно должны проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах. И безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно подвергнутых заключению под стражу, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек. Прокурорам необходимо исходить из того, что предметом надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах является законность проводимых мероприятий по выявлению и предотвращению преступлений, их раскрытию, а также пресечению недозволенных связей сотрудников уголовно-исполнительной системы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми.
В случае возникновения в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях чрезвычайных происшествий руководители прокуратур республик, краев, областей, военные прокуроры должны незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.
По каждому случаю смерти лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях, необходимо организовывать проведение прокурорской проверки обстоятельств их смерти с принятием по ее результатам процессуального решения.
Прокуроры должны осуществлять систематический надзор за соответствием действующему законодательству приказов, распоряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей, издаваемых администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, а также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, дисциплинарных воинских частей, командирами воинских частей, своевременно опротестовывать их в случае несоответствия закону.
Необходимо регулярно проверять соблюдение требований закона при применении досрочного освобождения от отбывания наказания, изменении вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, переводе осужденных из одного исправительного учреждения в другое, конвоировании сотрудниками уголовно-исполнительной системы лиц, содержащихся под стражей.
Кроме того, прокуроры обязаны обеспечить действенный надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, условного осуждения, а также осуществлении контроля за осужденными, отбывание наказания которым отсрочено.
Проверки исполнения законов в уголовно-исполнительных инспекциях необходимо проводить ежеквартально, акцентируя внимание на соблюдении требований закона о постановке осужденных на учет, контроле за их поведением, применении мер воздействия к лицам, уклоняющимся от исполнения возложенных судом обязанностей, обязанностей и запретов, установленных уголовно-исполнительными инспекциями, нарушающим порядок и условия отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, а также на исполнении требований приговора администрацией организаций и командованием воинских частей, в которых работают осужденные или проходят службу осужденные военнослужащие.
При этом работа с жалобами и обращениями подозреваемых, обвиняемых и осужденных должна быть подчинена задачам укрепления законности при исполнении уголовных наказаний и по каждому обоснованному обращению следует добиваться принятия исчерпывающих мер, решительно изживать проявления бюрократизма и волокиты. Обращения о наиболее серьезных нарушениях проверять с выездом на место.
Прокуроры субъектов РФ не реже одного раза в месяц должны проводить проверки следственных изоляторов или исправительных учреждений.
Военным прокурорам также необходимо регулярно участвовать в проверках соблюдения законности в дисциплинарных воинских частях.
Проверка прокурором законности содержания осужденных в исправительном учреждении проводится путем ознакомления с личными делами осужденных. Прокурор должен проверить основания для содержания в исправительном учреждении (наличие приговора или определения суда на каждого осужденного, вступившего в законную силу). Если такого основания нет или истек срок лишения свободы, прокурор обязан освободить содержащееся под стражей лицо немедленно.
Особенно тщательно прокурор должен проверять соблюдение сроков содержания осужденных в исправительном учреждении. Прокурор проверяет своевременность и законность освобождения граждан из-под стражи.
При осуществлении прокурорского надзора за соответствием режима отбывания наказания требованиям закона прокуроры должны обращать внимание на то, чтобы наряду с требованиями о выполнении осужденными своих обязанностей администрацией исправительного учреждения обеспечивалось соблюдение установленного законом порядка отбывания лишения свободы, а также прав и законных интересов осужденных.
Прокурор, который осуществляет надзор за законностью проводимых досмотров и обысков, должен выяснять, ведется ли учет изъятых предметов и ценностей, проводятся ли проверки по фактам обнаружения у осужденных спиртных напитков, наркотических веществ, денег, колюще-режущих предметов и т.д.
Начальники исправительных учреждений обязаны сообщать прокурору о всех фактах, когда в результате применения физической силы, спецсредств или оружия были причинены ранения или наступила смерть осужденного либо других лиц. Прокурор обязан произвести тщательную проверку законности и обоснованности их применения.
В соответствии со ст. 14 УИК РФ осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Прокурору необходимо выяснять, не ущемляет ли администрация права осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания.
Прокурор должен пресекать случаи неоправданного предоставления осужденным дополнительных льгот и одновременно осуществлять надзор за тем, чтобы налагаемые взыскания соответствовали тяжести и характеру совершенного проступка.
|
|