Социально-педагогическая помощь людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Структура современной отечественной системы
Социально-педагогической помощи людям с ограниченными
Возможностями
Процесс гуманизации отношения общества к людям с ограниченными возможностями и все более расширяющаяся их интеграция во все сферы социальной жизни побуждают искать эффективные формы реализации социальной помощи этой категории населения России.
Социальная помощь — это комплекс гуманитарных услуг представителям экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию. Как правило, она носит характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, а также долговременных услуг (медицинских, психологических, правовых, педагогических, бытовых и др.) в целях оказания адресной поддержки наименее защищенных слоев населения, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями. Социальная помощь становится составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.
На современном этапе развития российского общества в этой системе возрастает роль социально-педагогической деятельности, направленной на поддержку инвалидов — людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности.
Социально-педагогическая деятельность по их поддержке представляет собой непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.
Отклонения в развитии приводят к «выпадению» (Л.С.Выготский) таких людей из этого свойственного обществу социально и культурно обусловленного пространства, нарушают их связь с социумом, культурой как с источником и фактором развития. Поэтому организация социально-педагогической деятельности по поддержке людей с ограниченными возможностями предусматривает построение образовательного пространства (за рамками учебного заведения и школьного возраста), что предполагает использование «обходных путей» (Л.С.Выготский) для достижения
социальных задач, которые в условиях нормы достигаются общепринятыми традиционными способами.
Социально-педагогическая деятельность имеет междисциплинарный характер, так как тесно связана с экономическими, политическими и личностными условиями жизнедеятельности человека, с государственной социальной политикой, коммуникативными возможностями индивида в сфере социальной жизни на всех уровнях социума. Она осуществляется усилиями специалистов различных профилей, но ведущая, интегрирующая роль принадлежит социальным педагогам.
Современная система социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями обладает многопрофильной инфраструктурой. Различные ее подразделения входят в блок практической деятельности учреждений органов образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и спорта, а также возникают благодаря усилиям общественных благотворительных организаций, ассоциаций родителей и специалистов, фондов милосердия, религиозных и других негосударственных структур.
Настоящее время характеризуется становлением государственно-общественной системы социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которая с учетом определенной специфики представлена в следующих сферах:
государственный сектор — учреждения, предприятия и службы федеральных министерств и ведомств — Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства образования и науки, Министерства культуры и др.;
муниципальный сектор — учреждения, предприятия и службы органов регионального и местного управления;
негосударственный сектор — учреждения, предприятия и службы, создаваемые благотворительными, религиозными и другими общественными и негосударственными организациями.
Основным положением современной системы социально-педагогической помощи является утверждение в ее структурах имеханизмах приоритета значимости личности и семьи по отношению к обществу и государству.
Заметным тормозом в координации деятельности всех субъектов системы социально-педагогической помощи служит отсутствие полноценной статистической информации о людях с ограниченными возможностями, поскольку не существует единого банка данных и продуманного механизма их учета.
Социальный педагог — сотрудник специального (коррекцион-ного) образовательного учреждения — взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками пра-
воохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными лицами. Основная задача его деятельности — оказание помощи в создании и поддержании взаимодействия между личностью, развивающейся в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной), и обществом для обеспечения человеку независимой жизни и повышения уровня социальной адаптации тех, кто нуждается в особой поддержке.
Для достижения этих целей социальный педагог устанавливает контакт с представителями органов государственного управления, с общественными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальными службами и иными предприятиями и организациями, в которых необходимо представлять интересы своих подопечных.
Содержание работы социального педагога включает следующие направления:
- формирование в микросоциуме здоровых, воспитывающих, гуманных отношений;
- патронаж детей, нуждающихся в социально-медицинской помощи;
- содействие саморазвитию личности ребенка (подростка);
- оказание помощи учащимся (воспитанникам) и выпускникам специальных школ в социальной адаптации и реабилитации;
- выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях;
- направление усилий на оздоровление и нормализацию отношений в семье, устранение дефицита общения;
- содействие в решении личных и социальных проблем учащихся (воспитанников);
- организация правового просвещения педагогов, учащихся (воспитанников) специальных (коррекционных) учреждений, разъяснение им их прав и обязанностей;
- представление интересов учащихся (воспитанников) от имени специального (коррекционного) учреждения в органах милиции или в суде;
- сотрудничество с администрацией, психологами, педагогами и другими работниками специальных (коррекционных) учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудоустройства или учебы учащихся.
Важнейшим аспектом инновационной стратегии в организации социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями, направленной на преодоление межведомственных барьеров в деятельности государственных структур, занимающихся проблемами инвалидности, является создание принципиально новых форм учреждений, работающих на междисципли-
нарной основе. Это — комплексные психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные и психолого-медико-социальные центры.
Психолого-медико-педагогическая консультация представляет собой диагностико-коррекционное межведомственное постоянно действующее учреждение. Основные ее задачи заключаются в выявлении и комплексном обследовании детей с отклонениями в развитии, а также детей группы риска; в создании индивидуальных реабилитационных программ, рекомендаций форм обучения и воспитания «проблемных» детей и подростков. Эта структура разрабатывает и реализует на практике комплекс мер психолого-медико-педагогического содействия развитию личности, социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации людей с различными формами отклонений в развитии психических функций, с нарушениями речи, интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с проблемами в обучении, общении, поведении. Консультации работают в сотрудничестве с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами по трудоустройству, общественными организациями.
Деятельность психолого-медико-педагогических консультаций сложна и ответственна. Лишь в редких случаях удается поставить диагноз сразу (в основном когда речь идет о детях с резко выраженными недостатками сенсорной сферы, с синдромом Дауна и некоторых других). Но даже в этих случаях индивидуальные особенности нарушенного развития возможно выявить лишь в процессе длительного диагностического наблюдения, обучения. Существует опасность, что разные, сходные по внешним проявлениям, отклонения в развитии могут стать причиной неверной постановки диагноза, особенно если специалисты не обладают необходимым уровнем квалификации, проявляют поспешность и невнимательность. Поэтому эта деятельность регулируется рядом обязательных для соблюдения принципов (В.Г.Петрова, И.В.Белякова):
принципом единства методологической концепции, объединяющей всех ее членов, обоснованности и апробированности используемых методик и процедур обследования;
принципом комплексности изучения, в соответствии с которым ребенка обследуют все необходимые для данного случая специалисты. Совокупность их мнений и последующее обсуждение результатов наблюдений с принятием коллективного решения не только дает наиболее полную и всестороннюю картину проблемного развития ребенка, но и позволяет прийти к квалифицированному заключению, базирующемуся на разноаспектных диагностических данных;
принципом целостного системного изучения каждого ребенка, при котором исследованию подвергаются все аспекты личности, все характеристики психического, физического, социального развития и социального окружения, во всей полноте их взаимосвязей и взаимовлияний;
принципом онтогенетического подхода, что предполагает изучение не только актуального состояния ребенка, но и всего процесса его формирования, включая раннее детство, биографию;
принципом детерминированного подхода, согласно которому вы-я вляются первичный дефект и порождаемые им нарушения и отклонения в развитии вторичного и следующих порядков, их взаимодействия и взаимовлияния;
принципом динамического обследования, в соответствии с которым ребенка наблюдают и изучают в процессе выполнения им многообразных видов деятельности, заданий, упражнений, при разных уровнях оказываемой помощи, в условиях обучающего эксперимента, когда заданные параметры и способы деятельности тщательно фиксируются, а полученные результаты не менее тщательно анализируются;
принципом индивидуального подхода, который признает неприемлемым формальное подведение обследуемого под ту или иную категорию отклонения или нарушения в развитии. У ребенка могут наблюдаться несколько своеобразно сочетающихся нарушений психической деятельности, может иметься не один, а два или несколько первичных дефектов при неодинаковой степени выраженности, играющих разную роль в формировании своеобразия развития именно этого ребенка. Поэтому в каждом случае специалисты консультации стремятся найти свой подход, соответствующие способы и методы диагностики, вырабатывают индивидуальные рекомендации по программе дальнейшего развития и образования ребенка.
Реабилитационные центры осуществляют свою деятельность на основе принципа комплексной помощи людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Правовой базой создания таких центров является приказ Министерства социальной защиты Российской Федерации от 14 декабря 1994 г. № 249, утверждающий Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями — основной нормативный документ, регламентирующий деятельность этих учреждений.
В соответствии с Примерным положением реабилитационный центр создается из расчета одно учреждение на тысячу детей с ограниченными возможностями.
Основными задачами таких учреждений являются:
- своевременное выявление и учет детей, нуждающихся в специальной помощи;
- ранняя диагностика и ранее вмешательство в ход психофизи
ческого развития с целью снижения степени инвалидности и со
циальной дезадаптации;
- пролонгированное изучение личности ребенка, выявление его способностей и резервных возможностей для выбора оптимальной учебной программы;
- коррекция отклонений в развитии в процессе учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы;
- профессиональное ориентирование.
Структурная организация реабилитационного центра предполагает наличие нескольких подразделений:
отделения диагностики и разработки программ социальной реабилитации — специалисты выявляют проблемы и нужды ребенка и семьи и планируют дальнейшую работу (цели, этапы, сроки), выбирают формы и методы взаимодействия с семьей;
отделения медико-социальной реабилитации — организует поэтапное выполнение индивидуальных реабилитационных программ детей и подростков в части медико-социальных и медико-консультационных мероприятий;
отделения психолого-педагогической помощи — реализует программы реабилитации средствами образования;
отделений дневного и стационарного {круглосуточного) пребывания — здесь выполняются развивающие программы для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Количество детей и подростков в группах обоих отделений устанавливается от 5 до 10 человек.
Психолого-медико-социальные (ПМС) центры — многофункциональные учреждения, реализующие диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, располагающие также творческими мастерскими и социальными службами. Важнейшим направлением деятельности таких центров является организация процесса сопровождения ребенка (подростка, юноши/девушки) в образовательном и социальном пространстве.
В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ существует сеть специальных учреждений для детей и взрослых, имеющих инвалидность. Это — дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, детские дома для детей с тяжелыми физическими отклонениями, специальные профессионально-технические училища, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты. Помимо медицинских программ реабилитации в настоящее время в этих учреждениях вводятся программы развития познавательных возможностей, трудовых и социально-бытовых навыков и умений. В частности, в московских домах-интернатах для детей с глубокой степенью умственной отсталости и физическими нарушениями апробируются программы по развитию навыков самообслуживания,
бытовой ориентации, формированию элементов нравственного воспитания, основ эстетического воспитания. Однако подобная форма социальной поддержки детей и подростков с инвалидностью все же не обеспечивает оптимальных условий для их развития и полноценной социальной адаптации. Содержание ребенка вне семьи, в условиях закрытого социума, без определенной сре-довой и коммуникативной стимуляции приводит к обострению патологических проявлений дефекта, становится фактором торможения социального становления личности.
Опыт Псковского лечебно-педагогического центра для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями, работающего в режиме дневной школы, показывает, что если понимать обучение не только как овладение навыками письма, чтения, счета, а рассматривать его как процесс формирования у детей с глубокими и множественными нарушениями жизненно необходимых способностей, то их можно научить: познавать себя и управлять своим физическим и психическим «Я»; обслуживать себя и принимать помощь других; вступать в контакт и поддерживать его с окружающими; ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир; участвовать в совместной созидательной деятельности.
Атмосфера домашнего уюта и присутствие родных (большинство педагогов таких школ являются родителями этих детей) способствуют мотивации активной деятельности учеников.
Анализируя современную ситуацию в России в сфере социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями, можно выделить следующие инновационные направления is ее стратегии:
- становление государственно-общественной системы социально-педагогической помощи (создание образовательных учреждений, социальных служб государственного и общественного секторов);
- организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики нарушений развития и снижения степени инвалидности;
- совершенствование процесса социального воспитания в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений на основе внедрения вариативности и разноуровневости образования, продолжения образовательного процесса за рамками специальной школы и за пределами школьного возраста в зависимости от особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучаемого;
- создание принципиально новых (межведомственных) форм учреждений для оказания социально-педагогической помощи (постоянно действующих психолого-медико-педагогических консультаций, реабилитационных и медико-психолого-социальных центров и др.);
- появление опытных моделей интегрированного обучения (включение одного ребенка или группы детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников);
- переориентация системной организации управления воспитательным процессом на основе формирования субъект-субъектных отношений всех его участников (ребенок —специалист — семья).