Теоретическая база опыта
В теоретическом обосновании опыта необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта.
Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается).
В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею. Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения: это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Выделить из ведущей проблемы опыта составные части и выстроить их в иерархической последовательности:
- Идея личностного подхода к воспитаннику.
- Идея практико-ориентированного обучения.
- Идея использования новых информационных технологий.
- Идея здоровьесберегающего обучения.
- Идея опережающего обучения.
- Идея гуманизации образовательного процесса.
- Идея оптимизации воспитательно-образовательного процесса.
- Идея обучения и воспитания в деятельности.
- Идея неразрывного единства обучения и воспитания.
- Идея воспитания в коллективе, через коллектив, для коллектива.
- Идея развивающего обучения.
- Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.
- Идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.
- Идея интеграции содержания и др.
Идеи опыта у разных педагогов могут совпадать, но индивидуальность проявится в средствах, в формулировке конкретных задач, своего рода принципах, основных положениях, которыми руководствуется педагог для достижения поставленных целей. Постановка реальных задач определяет тактику педагогической деятельности.
Концептуальная идея инновации (описывается основной замысел, суть инициативы; формулируется главная содержательная идея, дается ее краткое обоснование).
Здесь необходимо указать, какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом. Нельзя работать, опираясь только на собственную интуицию. Нужны знания по теории обучения, чтобы на их базе выработать конкретные принципы, позволяющие воздействовать на личность. Не отрицая возможности новых открытий, педагог должен искать обоснование своего опыта в ведущих дидактических теориях.
Для того чтобы успешно осмысливать свой или чужой опыт, необходимо на сегодняшний день знать основные положения, составляющие базу для построения дошкольного образовательного процесса:
- работу в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский);
- идею амплификации дошкольного образования, т.е. его обогащения, а не ускорения (А.В. Запорожец);
- систематическую опору на детское экспериментирование (Н.Н. Поддъяков);
- преимущественное внимание к стимулированию процесса развития мышления (Л.А. Венгер);
- построение образовательного процесса на игровых ситуациях (Д.Б. Эльконин);
- теорию «поэтапного формирования умственных действий» (П.Я. Гальперин),
- личностно-деятельностный подход (В.В. Давыдов) и др.
Раскрыть внутренний источник творческого поиска: воображение, фантазия, умение сделать прогноз, комбинировать известные способы или элементы, видеть предмет в его необыкновенных функциях и связях, принимать нестандартные решения, т.е. все, что характеризует креативность (творчество) самой личности педагога.