Театрализованное представление. Режиссерская экспликация
1. Мотивировка и обоснование выбора темы театрализованного представления
В этом разделе указываются мотивы выбора темы сценария, дается ее обоснование, раскрывается ее социально-педагогическое значение для прогнозируемой аудитории.
2. Идейно-тематическое содержание сценария
2.1. Тема сценария. (Тема – это предмет художественного исследования автора.) Определение темы должно быть кратким, конкретным и нести в себе ответы на вопросы: Что? Где? Когда?
2.2. Идея сценария. (Идея – это основной вывод, следуемый из сценария, содержащий нравственное отношение автора к изображаемым событиям).
2.3. Жанр сценария. (Жанр – идейно-оценочное настроение автора по отношению к предмету художественного исследования, реализуемое через систему определенных выразительных средств). Определение жанра в постановочном плане включает в себя также форму театрализованного представления.
2.4. Конфликт. (Конфликт – это противоборство, столкновение изображенных в произведении действующих сил). Определяются носители конфликта, а также их устремления.
3. Действенное содержание сценария.
3.1. Сверхзадача представления. (Сверхзадача представления – это конечная цель, ради которой осуществляется постановка, раскрывается идея).
3.2. Сквозное действие или сценарно-режиссерский ход.
3.3. Событийный ряд или эпизодное построение сценария.
3.3.1. Определяется событийный ряд, если ярко выраженный сюжет в сценарии (Событие – это действенный факт, который меняет сценические задачи исполнителей и ставит их в обновленные предлагаемые обстоятельства. Событийный ряд – это линия действенных фактов от начала до конца театрализованного представления).
3.3.2. Если сюжет отсутствует, то определяется эпизодное построение сценария, то пишется художественное название эпизода и его содержание. Дается художественное название каждому событию или эпизоду. Определяется функциональная нагрузка.
3.4. Сценические задачи исполнителей по событиям (при эпизодном построении сценария сценические задачи не определяются). В сценическую задачу входят три элемента:
- действие (что делаю?);
- цель действия (зачем делаю?);
- приспособления (как делаю?).
Действие и цель носят сознательный характер, приспособления возникают в процессе живого общения с партнером. Поэтому при фиксировании сценической задачи в постановочном плане определяются только два ее элемента: действие и цель. Количество сценических задач определяются количеством основных событий.
3.5. Главные мизансцены. (Мизансцена – это расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде). Определяется система условных обозначений и графически изображаются одна-две основных мизансцены в каждом эпизоде или в событие.
3.6. Реальные герои, их роль и место в раскрытии основной идеи представления.
3.7. Приемы активизации зрителей (реальные, церемониальные и игровые действия).
4. Монтажный лист или светозвуковая партитура представления.
Монтажный лист в форме таблицы состоит из двенадцати граф:
1) номер по порядку;
2) эпизод, его название точно соответствует сценарию и режиссерскому плану;
3) название номера и его характер, указываются автор и наименование произведения;
4) выписываются исполнители: солисты, коллективы;
5) кому поручается аккомпанемент этого номера, если номер идет под фонограмму, то нужно дать порядковый номер фонограмм.
6) заносятся все тексты, исполняемые на сцене, звучащие по радио, сюда вписываются дикторские тексты;
7) записывается потребность в киноматериале, с указанием характера ленты и формата;
8) указывается в каком сценическом оформлении проходит номер;
9) заполняется световое решение каждого номера, здесь же записываются постановочные эффекты;
10) костюмы для исполнителей, все аксессуары костюма;
11) бутафория и реквизит;
12) примечания.
Светозвуковая партитура делается по следующей схеме:
№ п/п | Текст сценария | Свет | Кино, слайды | Шумы, музыка | Примечания |
5. Сценографическое решение представления
5.1. Образное решение представления. (Образное решение – совокупность выразительных средств, которыми режиссер раскрывает свою концепцию произведения, свою художественную мысль).
5.2. Планировка декораций. (Планировка декораций – это чертеж расположения на сценической площадке декораций, различных конструкций, мебели и других элементов материальной среды). Сценическая площадка рассматривается сверху.
5.3. Эскиз или макет оформления сцены.
5.4. Эскизы костюмов.
5.5. Эскизы афиши, программы, пригласительного билета.
6. План подготовки театрализованного представления
План подготовки должен отражать основные этапы работа над театрализованным представлением: работы над сценарием, застольный период, репетиции в выгородке, прогонные, монтировочные и генеральные репетиции, премьера, работа с композитором, художником, музыкантами и со всеми вспомогательными службами.
7. План проведения праздника или программа театрализованного представления.
8. Смета расходов (на проведение праздника) (см. прил. № 9): аренда и техническое обеспечение; оформление пространства, участники театрально-концертной программы; организационно-творческая группа; типографские расходы; транспортные расходы; начисления на фонд заработной платы; непредвиденные расходы и т.д.