Этапы научно-исследовательской работы

Методические рекомендации

По содержанию исследовательской работы учащихся

Общие положения

Научно-исследовательская деятельность учащихся – процесс самостоятельной работы под руководством педагога по выявлению сущности изучаемых явлений, по открытию, систематизации новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.

Виды научно-исследовательской деятельности учащихся

Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:

проблемно-реферативная работа – аналитическое сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

аналитико-систематизирующая работа – наблюдение, фиксация, анализ, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

диагностико-прогностическая работа – изучение, отслеживание, объяснение и прогноз качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;

изобретательско-рационализаторская работа – усовершенствование имеющихся и проектирование новых устройств, механизмов, приборов;

экспериментально-исследовательская работа – проверка предположения о подтверждении или опровержении гипотезы экспериментально-опытным путем;

проектно-поисковая работа – разработка и защита проекта.

Этапы научно-исследовательской работы

Научная работа должна быть:

– исследовательской,

– актуальной,

– иметь практическую значимость.

В работе должны быть следующие составляющие:

– поставлены задачи,

– намечены пути их решения,

– работа должна быть отпечатана на стандартных листах, иметь список использованной литературы, титульный лист,

– работа, представленная на конференцию, должна сопровождаться тезисами и рецензией научного руководителя.

Актуальность – начальный и обязательный этап любой исследовательской работы. Поэтому введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы исследования. Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы. Освещение актуальности не должно быть многословным.

Раскрытие актуальности темы исследования может быть связано:

с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела;

с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.

Актуальность темы предлагаемого исследования имеет определяющее значение.

Определение проблемы исследования – достаточно сложная задача. Если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.

Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Тема исследования – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку.

Выбор темы может быть обусловлен:

1. Интересами и потребностями самого ученика;

2. Интересами и потребностями преподавателя;

3. Потребностями каких-то внешкольных организаций и служб

С проблемой тесно связан объект и предмет исследования. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему работы. Понятие «предмет» исследования значительно уже и конкретнее объекта. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования.

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Цель – это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования Необходимо также отметить, что в исследовании может быть только одна цель.

Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений, методов, программных продуктов.

В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования. Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели.

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

Задачи исследования показывают, что ученик собирается делать, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования.

Следующим важным этапом работы над исследованием является выдвижение гипотезы исследования. Это позволяет конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...». Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

быть проверяемой;

содержать предположение;

быть логически непротиворечивой;

соответствовать фактам.

После формулировки гипотезы следует этап определения методов исследования. Метод – это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.

После выбора темы, определения целей и задач исследования, необходимо составить предварительный план работы. Он необходим для того, чтобы знать, по каким вопросам следует собирать материал.

Возможно, что некоторые пункты этого плана будут выполняться параллельно.

Очень важный этап – анализ собранного материала и обдумывание структуры доклада. Структура обычно включает следующие основные элементы: введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения.

Введение должно включать обоснование выбора темы, раскрывать ее научное значение и актуальность. Здесь формулируются цели и задачи исследования. Введение обычно включает характеристику источников и структуры работы.

Построение основной части целиком зависит от темы, но чаще всего включает реферативную и исследовательскую главы.

Необходимо, чтобы работа содержала определенные элементы научного исследования: новые факты, подкрепляющие известные положения, или новое освещение уже известных фактов, обобщение или систематизацию материалов в свете рассматриваемой научной проблемы. В этом важнейшее отличие жанра научно-исследовательской работы от информационного доклада и реферата.

Заключение должно содержать четкие, хорошо продуманные выводы, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования. Также в заключении должно содержаться указание на перспективы изучения темы в будущем.

Ученик должен понимать, что объем выполненной им работы еще не гарантирует успешное выступление и уж тем более победу на научно-практической конференции.

Одна из основных задач, стоящих перед исследователем, – умение изложить материал в соответствующей форме и последовательно. От этого в значительной степени зависит качество работы.

Первое требование к научному изложению – точность, ясность, краткость.

Научно-исследовательская работа школьника должна быть правильно оформлена.

Кроме того, чтобы работа получила достойную оценку на научно-практической конференции, ученик должен уметь отстаивать свое мнение в научной полемике во время защиты работы.

Исследовательская работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества. Выступая с докладом, нельзя зачитывать всю работу, перегружать выступление лишними данными.

Исследовательская работа школьника – это своеобразный творческий экзамен, позволяющий судить о приобретенных выпускником знаниях и умении применять их в практической деятельности, это и важнейшая форма учебной подготовки будущего студента, в процессе которой старшеклассник углубленно изучает одну из тем какой-либо дисциплины и приобретает необходимые навыки для самостоятельной научной деятельности. Подобная деятельность основывается на хорошем знании источников, умении самостоятельно их анализировать, делать обобщения и выводы.

Наши рекомендации