Тема 13. социально-экономическая эффективность образования.
(Ф.И.О.: ________________________________)
План:
1. Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия педагогической, социальной и экономической плодотворности.
2. Теория и практика определения экономической эффективности образования.
3. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение.
4. Пути повышения социально-экономической эффективности образования.
Литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
2. Гребнев Л. Аккредитация и контроль качества образовательных программ в США / Л. Гребнев, В. Попов // Высшее образование в России. – 2005. - № 2. – С. 33-36.
3. Веряскина В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования / В. Веряскина // Высшее образование в России. – 2005. - № 2. – С. 21-24.
4. Арутюнов В. Инновации и система корпоративного образования: вклад университета / В. Арутюнов [и др.] // Высшее образование в России. – 2005. - № 1. – С. 16-25.
5. Гребнев Л. Образование в России: документы и размышления / Л. Гребнев // Высшее образование в России. – 2005. - № 1. – С. 9-15.
6. Об утверждении формы Соглашения о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации субсидий на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях (приказ Минобрнауки России от 10.03.2006 № 52) // Вестник образования. - 2006. - № 11. С5-6.
7. Фурсенко А. А. О бесплатном и платном высшем образовании / ВА. А. Фурсенко // Вестник образования. - 2006. - № 11. - С.3-5.
8. О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (приказ Минобрнауки России от 03.08.06 № 201) // Вестник образования России. - 2006. - № 18. С.18-20.
9. О рекомендациях «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» (письмо Минобрнауки России от 26.10.04 № АФ–947) // Вестник образования. - 2005. - № 2. - С.2-3.
ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»
1.Беляков, Сергей Анатольевич. Финансирование системы образования в России / С. А. Беляков. — М. : Макс Пресс, 2006. — 304 с.
2. Васильев, Ю.С. Экономика и организация управления ВУЗом: Учебник / Ю.Васильев, В.Глухов, М.Федоров; Под ред.В.В.Глухова. — СПб: Лань, 2004. — 544с.
3. Вифлеемский А.Е. Экономика образования / А.Е. Вифлеемский. – М., 2003. – 342 с.
4. Вифлеемский А.Б. Трудовые отношения в ДОУ / А.Б. Вифлеемский, О.В. Чиркина. – М., 2004. – 122 с.
5. Гражданский кодекс РФ. – М.: Юристъ, 2004.
6. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Проект постановления Минтруда РФ // Вестник образования. – 2004. - № 2. – С. 69-102.
7. Закон РФ «Об образовании». - М., 2004.
8. Комендант А.Г. Психологические проблемы профессиональной деятельности руководителя / А.Г. Комендант, Г.С. Михайлов. – М., 2003. – 57 с.
9. Конституция Российской Федерации. – М., 2004.
10. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.: Наука, 1990. – 123 с.
11. Кочаткова М.А. Трудовые права работника / М.А. Кочаткова. – 2002. – 145 с.
12. Крыжко В.В. Психология и практика менеджера образования / В.В. Крыжко, Павлютенков Е.М. – М., 2002. – 302 с.
13. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М., 2003. – 354 с.
14. Менеджмент качества в вузе / Под ред. Ю.П.Похолкова, А.И.Чучалина. — М.: Логос, 2005. — 208с.
15. Методические рекомендации по формированию штатной численности работников общеобразовательных учреждений // Вестник образования. – 2004. - № 2. – С. 35-47.
16. Налоговый кодекс РФ. – М.: Омега-л, 2005.
17. Никитин В.М. Практический маркетинг в микроэкономике учреждений профессионального образования: учебно-методическое пособие / В.М. Никитин. – М., 2002. – 134 с.
18. Новиков Л. Российское образование в новой эпохе / Л. Новиков. – М., 2000. – 108 с.
19. О разрядах оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников учреждений образования. Проект постановления Минтруда России // Вестник образования. – 2004. - № 2. – С. 103-128.
20. Образование России в цифрах и фактах. - М., 2003. – 457 с.
21. Отраслевое сочетание по учреждениям системы Министерства образования и науки РФ на 2004-2006 гг. // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 257-276.
22. Положение о Министерстве образования и науки РФ. Постановление правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 280 // Народное образование. – 2004. - № 8. – С. 243.
23. Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 268-276.
24. Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, платежам и по товарным знакам // Народное образование. – 2004. - № 9. – С. 140.
25. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки // Народное образование. – 2004. - № 9. – С. 240.
26. Положение о Федеральном агентстве по образованию // Народное образование. – 2004. - № 8. – С. 248.
27. Региональная система высшего образования и рынок труда / А.Ю. Рыкун и [др.]. — Томск: Изд-во ТГУ, 2005. — 166с.
28. Сборник нормативно-методических материалов по проблемам экономики образования / Г.В.Башкина, К.В.Якушева. — М.: АПКиПРО, 2002. — 102с.
29. Сергеев В.Г. Управление образовательными системами / В.Г. Сергеев. – М., 2003. – 48 с.
30. Система финансирования образования: Анализ эффективности / Под ред. С.А.Белякова. — М.: Технопечать, 2004. — 182с.
31. Третьякова П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П.И. Третьякова, К.Ю. Белая. – М., 2003. – 97 с.
32. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Закон РФ от 10 июня 1992 г. № 326-1 «Об образовании» // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 245-256.
33. Финансовый менеджмент образовательных учреждений : метод. пособие / авт-сост. Н.А. Морозов, А.С. Стариков, М.Б. Поппель. — Воронеж: Изд-во ВОИПКРО, 2005. — 155с.
34. Шепель В.М. Человеческая компетенция менеджера Управленческая антропология / В.М. Шепель. – М., 2003. – 79 с.
35. Щетинин, В.П. Экономика образования: Учеб. пособие для пед.вузов / В.Щетинин, Н.Хроменков, Б.Рябушкин. — М.: Роспедагенство, 1998. — 304с.
36. Экономика и организация управления ВУЗом: Учебник / Под ред.В.В. Глухова. — СПб: Лань, 1999. — 448с.
Примеры тестов по дисциплине «Экономика образования»
1. Какой нормативно-правовой документ наименее определяет законодательные основы образования в Российской Федерации.
а) Конституция РФ;
б) Закон РФ «Об образовании»;
в) Налоговый кодекс РФ;
г) Гражданский кодекс РФ
2. Определяющим звеном в экономических отношениях в отрасли образования выступают:
а) отношения купли-продажи материальных товаров;
б) отношения купли-продажи ценных бумаг;
в) отношения по поводу включения и участия работника в производственной деятельности;
г) отношения собственности на средства производства
3. Специфичная черта отношений собственности в отрасли образования является присвоение …………
4. Составным назначением экономики образования как учебного предмета является:
а) добыча и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;
б) выяснение экономических законов производства материальных благ;
в) передача добытых научных знаний об экономических закономерностях развития образования;
г) добыча и теоретическая систематизация объективных знаний о развитии образования.
5. Особенности образования как отрасли экономики состоит в том, что:
а) в сфере образования нет и не может быть производственных отношений;
б) имеются не производственные, а экономические отношения;
в) существуют производственные отношения, но отличаются своеобразием;
г) неверно все названное.
6. Целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения - …………. .
7. Какую функцию не выполняют региональные органы управления образованием:
а) контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования;
б) создание учебных заведений регионального уровня;
в) формирование и осуществление региональной политики в сфере образования;
г) установление льгот, нормативов и правил.
8. Что из ниже перечисленного не входит в систему образования:
а) совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
б) сеть образовательных учреждений, реализующих образовательные программы;
в) органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;
г) администрация районов и городов.
9. Образовательная услуга – это:
а) материальное благо;
б) нематериальное благо личного пользования;
в) нематериальное благо общественного пользования;
г) верно все перечисленное.
10. Некоммерческий сектор экономики включает в себя:
а) предприятия малого и среднего бизнеса в сфере производства;
б) частные образовательные учреждения;
в) государственные образовательные учреждения;
г) оптовые базы.
11. Выполняют ли следующие значение учреждения образования некоммерческого сектора:
а) обеспечивают систему социальной защиты населения;
б) обеспечивают систему правовой защиты населения;
в) обеспечивают осуществление культурных программ;
г) обеспечивают научный потенциал общества.
12. Процесс формирования целей и определенных мероприятий, средств и методов и достижения - ……….. .
13. Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и …………. характеристики развития экономической ситуации в масштабе страны.
14. Что относится к объектам налогообложения в сфере образования;
а) движение собственности;
б) земельные участки;
в) хозяйственный результат;
г) верно все перечисленное.
15. Что не относится к объекту собственности образовательных учреждений:
а) денежные средства, переданные в форме дара;
б) доходы от собственной деятельности;
в) работники образовательного учреждения;
г) продукты творческого труда.
16. Соотнесите указанные предметы к их отношению к оборотным или основным фондам образовательного учреждения:
1)оборотный | а) материалы |
2) основной | б) компьютеры |
в) химикаты | |
г) библиотеки |
17. Материально-техническая база образовательного учреждения – это:
а) совокупность вещественных элементов, необходимых для функционирования и развития учебных заведений и образовательного комплекса в целом;
б) учебные и вспомогательные здания;
в) вся сумма финансовых средств образовательных учреждений;
г) все то, что необходимо для обеспечения.
18. Реформирование сферы образования в развитых странах осуществляется по направлениям:
а) создание условий для расширения ресурсной базы;
б) совершенствование содержание образования;
в) поощрение интеграционных процессов;
г) верно все перечисленное.
19. Экономическая эффективность служит для обеспечения образования необходимыми …………. .
20. Целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения и всех звеньев системы образования – это :
а) финансирование образования;
б) управление образованием;
в) планирование образования;
г) эффективность образования.