Тема 13. социально-экономическая эффективность образования.

(Ф.И.О.: ________________________________)

План:

1. Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия педагогической, социальной и экономической плодотворности.

2. Теория и практика определения экономической эффективности образования.

3. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение.

4. Пути повышения социально-экономической эффективности образования.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.

2. Гребнев Л. Аккредитация и контроль качества образовательных программ в США / Л. Гребнев, В. Попов // Высшее образование в России. – 2005. - № 2. – С. 33-36.

3. Веряскина В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования / В. Веряскина // Высшее образование в России. – 2005. - № 2. – С. 21-24.

4. Арутюнов В. Инновации и система корпоративного образования: вклад университета / В. Арутюнов [и др.] // Высшее образование в России. – 2005. - № 1. – С. 16-25.

5. Гребнев Л. Образование в России: документы и размышления / Л. Гребнев // Высшее образование в России. – 2005. - № 1. – С. 9-15.

6. Об утверждении формы Соглашения о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации субсидий на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях (приказ Минобрнауки России от 10.03.2006 № 52) // Вестник образования. - 2006. - № 11. С5-6.

7. Фурсенко А. А. О бесплатном и платном высшем образовании / ВА. А. Фурсенко // Вестник образования. - 2006. - № 11. - С.3-5.

8. О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (приказ Минобрнауки России от 03.08.06 № 201) // Вестник образования России. - 2006. - № 18. С.18-20.

9. О рекомендациях «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» (письмо Минобрнауки России от 26.10.04 № АФ–947) // Вестник образования. - 2005. - № 2. - С.2-3.

ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»

1.Беляков, Сергей Анатольевич. Финансирование системы образования в России / С. А. Беляков. — М. : Макс Пресс, 2006. — 304 с.

2. Васильев, Ю.С. Экономика и организация управления ВУЗом: Учебник / Ю.Васильев, В.Глухов, М.Федоров; Под ред.В.В.Глухова. — СПб: Лань, 2004. — 544с.

3. Вифлеемский А.Е. Экономика образования / А.Е. Вифлеемский. – М., 2003. – 342 с.

4. Вифлеемский А.Б. Трудовые отношения в ДОУ / А.Б. Вифлеемский, О.В. Чиркина. – М., 2004. – 122 с.

5. Гражданский кодекс РФ. – М.: Юристъ, 2004.

6. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Проект постановления Минтруда РФ // Вестник образования. – 2004. - № 2. – С. 69-102.

7. Закон РФ «Об образовании». - М., 2004.

8. Комендант А.Г. Психологические проблемы профессиональной деятельности руководителя / А.Г. Комендант, Г.С. Михайлов. – М., 2003. – 57 с.

9. Конституция Российской Федерации. – М., 2004.

10. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.: Наука, 1990. – 123 с.

11. Кочаткова М.А. Трудовые права работника / М.А. Кочаткова. – 2002. – 145 с.

12. Крыжко В.В. Психология и практика менеджера образования / В.В. Крыжко, Павлютенков Е.М. – М., 2002. – 302 с.

13. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М., 2003. – 354 с.

14. Менеджмент качества в вузе / Под ред. Ю.П.Похолкова, А.И.Чучалина. — М.: Логос, 2005. — 208с.

15. Методические рекомендации по формированию штатной численности работников общеобразовательных учреждений // Вестник образования. – 2004. - № 2. – С. 35-47.

16. Налоговый кодекс РФ. – М.: Омега-л, 2005.

17. Никитин В.М. Практический маркетинг в микроэкономике учреждений профессионального образования: учебно-методическое пособие / В.М. Никитин. – М., 2002. – 134 с.

18. Новиков Л. Российское образование в новой эпохе / Л. Новиков. – М., 2000. – 108 с.

19. О разрядах оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников учреждений образования. Проект постановления Минтруда России // Вестник образования. – 2004. - № 2. – С. 103-128.

20. Образование России в цифрах и фактах. - М., 2003. – 457 с.

21. Отраслевое сочетание по учреждениям системы Министерства образования и науки РФ на 2004-2006 гг. // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 257-276.

22. Положение о Министерстве образования и науки РФ. Постановление правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 280 // Народное образование. – 2004. - № 8. – С. 243.

23. Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 268-276.

24. Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, платежам и по товарным знакам // Народное образование. – 2004. - № 9. – С. 140.

25. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки // Народное образование. – 2004. - № 9. – С. 240.

26. Положение о Федеральном агентстве по образованию // Народное образование. – 2004. - № 8. – С. 248.

27. Региональная система высшего образования и рынок труда / А.Ю. Рыкун и [др.]. — Томск: Изд-во ТГУ, 2005. — 166с.

28. Сборник нормативно-методических материалов по проблемам экономики образования / Г.В.Башкина, К.В.Якушева. — М.: АПКиПРО, 2002. — 102с.

29. Сергеев В.Г. Управление образовательными системами / В.Г. Сергеев. – М., 2003. – 48 с.

30. Система финансирования образования: Анализ эффективности / Под ред. С.А.Белякова. — М.: Технопечать, 2004. — 182с.

31. Третьякова П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П.И. Третьякова, К.Ю. Белая. – М., 2003. – 97 с.

32. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Закон РФ от 10 июня 1992 г. № 326-1 «Об образовании» // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 245-256.

33. Финансовый менеджмент образовательных учреждений : метод. пособие / авт-сост. Н.А. Морозов, А.С. Стариков, М.Б. Поппель. — Воронеж: Изд-во ВОИПКРО, 2005. — 155с.

34. Шепель В.М. Человеческая компетенция менеджера Управленческая антропология / В.М. Шепель. – М., 2003. – 79 с.

35. Щетинин, В.П. Экономика образования: Учеб. пособие для пед.вузов / В.Щетинин, Н.Хроменков, Б.Рябушкин. — М.: Роспедагенство, 1998. — 304с.

36. Экономика и организация управления ВУЗом: Учебник / Под ред.В.В. Глухова. — СПб: Лань, 1999. — 448с.

Примеры тестов по дисциплине «Экономика образования»

1. Какой нормативно-правовой документ наименее определяет законодательные основы образования в Российской Федерации.

а) Конституция РФ;

б) Закон РФ «Об образовании»;

в) Налоговый кодекс РФ;

г) Гражданский кодекс РФ

2. Определяющим звеном в экономических отношениях в отрасли образования выступают:

а) отношения купли-продажи материальных товаров;

б) отношения купли-продажи ценных бумаг;

в) отношения по поводу включения и участия работника в производственной деятельности;

г) отношения собственности на средства производства

3. Специфичная черта отношений собственности в отрасли образования является присвоение …………

4. Составным назначением экономики образования как учебного предмета является:

а) добыча и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;

б) выяснение экономических законов производства материальных благ;

в) передача добытых научных знаний об экономических закономерностях развития образования;

г) добыча и теоретическая систематизация объективных знаний о развитии образования.

5. Особенности образования как отрасли экономики состоит в том, что:

а) в сфере образования нет и не может быть производственных отношений;

б) имеются не производственные, а экономические отношения;

в) существуют производственные отношения, но отличаются своеобразием;

г) неверно все названное.

6. Целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения - …………. .

7. Какую функцию не выполняют региональные органы управления образованием:

а) контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования;

б) создание учебных заведений регионального уровня;

в) формирование и осуществление региональной политики в сфере образования;

г) установление льгот, нормативов и правил.

8. Что из ниже перечисленного не входит в систему образования:

а) совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

б) сеть образовательных учреждений, реализующих образовательные программы;

в) органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

г) администрация районов и городов.

9. Образовательная услуга – это:

а) материальное благо;

б) нематериальное благо личного пользования;

в) нематериальное благо общественного пользования;

г) верно все перечисленное.

10. Некоммерческий сектор экономики включает в себя:

а) предприятия малого и среднего бизнеса в сфере производства;

б) частные образовательные учреждения;

в) государственные образовательные учреждения;

г) оптовые базы.

11. Выполняют ли следующие значение учреждения образования некоммерческого сектора:

а) обеспечивают систему социальной защиты населения;

б) обеспечивают систему правовой защиты населения;

в) обеспечивают осуществление культурных программ;

г) обеспечивают научный потенциал общества.

12. Процесс формирования целей и определенных мероприятий, средств и методов и достижения - ……….. .

13. Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и …………. характеристики развития экономической ситуации в масштабе страны.

14. Что относится к объектам налогообложения в сфере образования;

а) движение собственности;

б) земельные участки;

в) хозяйственный результат;

г) верно все перечисленное.

15. Что не относится к объекту собственности образовательных учреждений:

а) денежные средства, переданные в форме дара;

б) доходы от собственной деятельности;

в) работники образовательного учреждения;

г) продукты творческого труда.

16. Соотнесите указанные предметы к их отношению к оборотным или основным фондам образовательного учреждения:

1)оборотный а) материалы
2) основной б) компьютеры
  в) химикаты
  г) библиотеки

17. Материально-техническая база образовательного учреждения – это:

а) совокупность вещественных элементов, необходимых для функционирования и развития учебных заведений и образовательного комплекса в целом;

б) учебные и вспомогательные здания;

в) вся сумма финансовых средств образовательных учреждений;

г) все то, что необходимо для обеспечения.

18. Реформирование сферы образования в развитых странах осуществляется по направлениям:

а) создание условий для расширения ресурсной базы;

б) совершенствование содержание образования;

в) поощрение интеграционных процессов;

г) верно все перечисленное.

19. Экономическая эффективность служит для обеспечения образования необходимыми …………. .

20. Целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения и всех звеньев системы образования – это :

а) финансирование образования;

б) управление образованием;

в) планирование образования;

г) эффективность образования.

Наши рекомендации