Во внеурочной деятельности учащихся
№ п/п | Учебный материал | Классы | ||||||||||||||
Перемещения | ||||||||||||||||
Стойка игрока (исходные положения) | Р | С | + | + | + | + | ||||||||||
Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд | Р | С | + | + | + | + | ||||||||||
Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Передачи мяча | ||||||||||||||||
Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении) | Р | С | С | С | С | |||||||||||
Передача мяча сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку) | Р | Р | С | |||||||||||||
Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи | Р | С | ||||||||||||||
Подачи мяча | ||||||||||||||||
Нижняя прямая | Р | С | С | |||||||||||||
Верхняя прямая | Р | С | ||||||||||||||
Атакующие удары | ||||||||||||||||
Прямой нападающий удар (по ходу) | Р | Р | С | |||||||||||||
Нападающий удар с переводом вправо (влево) | Р | З,С | ||||||||||||||
Приём мяча | ||||||||||||||||
Приём мяча снизу двумя руками | Р | С | С | С | С | |||||||||||
Прием мяча сверху двумя руками | Р | С | С | С | С | |||||||||||
Приём мяча, отражённого сеткой | Р | С | ||||||||||||||
Блокирование атакующих ударов | ||||||||||||||||
Одиночное блокирование | Р | С | С | |||||||||||||
Групповое блокирование (вдвоём, втроём) | Р,3 | С | ||||||||||||||
Страховка при блокировании | Р | С | ||||||||||||||
Тактика игры | ||||||||||||||||
Индивидуальные тактические действия в нападении изащите | Р | Р | С | С | ||||||||||||
Групповые тактические действия в нападении и защите | Р | С | ||||||||||||||
Командные тактические действия в нападении и защите | Р,3 | С | ||||||||||||||
Двусторонняя учебная игра | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Подвижные игры и эстафеты | ||||||||||||||||
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Игры, развивающие физические способности | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Физическая подготовка | ||||||||||||||||
Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Судейская практика | ||||||||||||||||
Судейство игры в волейбол | + | + | + | |||||||||||||
Условные обозначения: Р — разучивание двигательного действия; 3 — закрепление двигательного действия; С — совершенствование двигательного действия; (+) — указывает на использование данного материала в уроке.
Занятия в спортивной секции волейбола общеобразовательного учреждения проводятся с сентября по май во внеучебное время 2—3 раза в неделю по 1,5—2 ч на пришкольной спортивной площадке и в спортивном зале. По направленности они подразделяются на однонаправленные, комбинированные, целостно-игровые, контрольные.
Однонаправленные занятияпосвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: технической, тактической или физической.
Комбинированные занятиявключают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, тактическая и физическая подготовка.
Целостно-игровые занятияпостроены на учебной двусторонней игре в волейбол по упрощённым правилам, с соблюдением основных правил.
Контрольные занятияв спортивной секции волейбола общеобразовательного учреждения посвящены приёму нормативов у учащихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.
Примерные контрольные упражнения по технической подготовке:
• точность второй передачи (из зоны 3 в зону 4; из зоны 2 в зону 4);
• точность передачи мяча через сетку в прыжке;
• точность подач в зоны (рис. 4) или гимнастические обручи;
• точность нападающих ударов со второй передачи из зон 4 и 2 в зоны 5, 6, 1 (квадраты 3X3 м от лицевой линии внутрь площадки);
• точность первой передачи (приём подачи);
• блокирование.
Примерные контрольные упражнения по физической подготовке;
• бег 15—30 м с высокого старта и «с хода» (стартовая скорость). Разница времени бега между двумя измеренными показателями является критерием быстроты стартового разгона;
• челночный бег 5X6 м;
• челночный бег по разметке волейбольной площадки: 9-3-6-3-9 м;
Методическое указание.Выполняется один из вариантов челночного бега:
1) с заступом ногой за линии разметки, поворотом на 180° и продолжением бега в противоположном направлении;
2) с обеганием поворотных стоек последовательно с правой и левой стороны (рис. 5, а).
3) с обеганием поворотных стоек (с левой или правой стороны), расставленных в один ряд по прямой линии (рис. 5, б);
• бег с изменением направления — к шести точкам на боковых линиях волейбольной площадки («ёлочка»);
Методическое указание.На волейбольной площадке расставляют 7 набивных мячей (1 кг}: по три на противоположных боковых линиях на расстоянии 3 м друг от друга и один на середине лицевой линии. Занимающийся располагается на лицевой линии рядом с набивным мячом. По сигналу он начинает бег, касаясь мячей поочерёдно (№ 1, 2, 3, 4, 5, 6), каждый раз возвращаясь и касаясь мяча на лицевой линии. Время фиксируется секундомером.
• прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами с взмахом руками и касанием вертикальной разметки с точностью до 1 см на баскетбольном щите или на стене спортивного зала (рис. 6);
• прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой после спрыгивания с возвышения (рис. 7);
Методическое указание.Необходимо выполнить максимальный прыжок вверх. Оценивается высота прыжка.
• выпрыгивание вверх толчком двумя ногами с места и определение высоты прыжка посредством лентопротяжного устройства конструкции В.М. Абалакова (рис. 8);
• броски набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками с места на дальность (рис. 9);
• броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке с места на дальность.
Оснащённость учебно-тренировочного процесса (учебный инвентарь и оборудование):мячи волейбольные, насос с иглой для надувания мячей, сетка для переноса и хранения мячей, сетка волейбольная, стойки волейбольные, свисток судейский, секундомер, табло перекидное, набивные мячи весом 1—2 кг, мишени (для выработки точной подачи и нападающего удара), скамейки гимнастические и разновысокие тумбы (для развития прыгучести и прыжковой выносливости), скакалки гимнастические.
Причины и предупреждение
травматизма на занятиях по волейболу
Травма (спортивная)— нарушение целостности и функционального состояния тканей или органов в ходе выполнения физических упражнений.
Травмы во время игры в волейбол можно получить при приёме сильно поданного мяча, падениях, прыжках и блокировании мяча. Неопытность и отсутствие быстрой реакции у одних и сильные удары по мячу у других могут стать причиной повреждений кистей рук, лица, головы и туловища.
Наиболее типичные травмы:вывихи фаланг пальцев, растяжение связочного аппарата лучезапястного сустава, вывихи в плечевом суставе, растяжение связок коленного и голеностопного суставов, ушибы (при столкновении игроков и неудачном падении).
Для предотвращения травматизма на занятиях по волейболу необходимо знать причины возникновения травм, соблюдать правила организации занятий, а также использовать соответствующие средства и методы обучения.
Причины травматизма:
1. Нарушение правил организации занятий (например, неправильное размещение или слишком большое количество занимающихся в зале, на спортивной площадке, встречное движение).
2. Невнимание занимающихся, нарушение дисциплины и установленных правил во время занятий.
3. Плохая подготовка организма занимающихся к предстоящей деятельности (недостаточная разминка перед занятием, игрой).
4. Неправильная методика проведения занятий, несоблюдение принципов последовательности и постепенности в увеличении нагрузок и сложности упражнений, недостаточный учёт возрастных и половых особенностей занимающихся, не соблюдение принципа индивидуализации.
При проведении занятий по волейболу, чтобы избежать травматизма, необходимо строго соблюдать следующие меры безопасности:
• провести инструктаж учащихся по технике безопасности и правилам игры;
• занятия проводить на сухой площадке с ровным покрытием (в зале — на сухом полу) стандартных размеров под руководством учителя физической культуры или тренера;
• занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры. При температуре ниже +10 °С занятия проводятся в спортивных костюмах. Обувь должна быть легкой и гибкой, без каблуков; шнурки должны быть крепко завязаны;
• перед занятием необходимо снять кольца, часы, серёжки и цепочки;
• обязательно выполнить разминку и специальные упражнения для мышц и связок рук, пальцев, коленного и голеностопного суставов;
• в процессе выполнения заданий следить, чтобы посторонний мяч не попал под ноги игрокам;
• перед отработкой защитных действий необходимо научиться технике всех способов падения и приземления;
• во время игры пользоваться защитными приспособлениями (наколенниками, налокотниками и др.); необходимо фиксировать (бинтовать) ранее повреждённые суставы.
Запрещается:
• во время отработки приёмов игры использовать мячи нестандартных размеров и массы;
• выполнять нападающий удар или подачу в игрока, стоящего спиной к сетке (не видящего мяча);
• подавать мяч ногой;
• играть на неровных и скользких поверхностях;
• жевать жевательную резинку на занятиях.
Основные требования к уровню
подготовленности учащихся по разделу
«Волейбол» школьной программы
В результате изучения раздела «Волейбол» курса «Физическая культура» на занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны:
знать
• значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
• правила безопасного поведения во время занятий волей болом;
• названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
• наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
• упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно- силовых, координационных, выносливости, гибкости);
• контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
• основное содержание правил соревнований по волейболу;
• жесты волейбольного судьи;
• игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;
уметь
• соблюдать меры безопасности и правила профилактики
травматизма на занятиях волейболом;
• выполнять технические приёмы и тактические действия;
• контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;
• играть в волейбол с соблюдением основных правил;
• демонстрировать жесты волейбольного судьи;
• проводить судейство по волейболу.
РАЗДЕЛ II
Обучение учащихся технике и тактике игры в волейбол
во второй половине дня
Техника игры— совокупность приёмов игры для осуществления игровой и соревновательной деятельности с целью достижения выигрыша, победы.
Приём игры— обусловленное правилами двигательное действие (технический приём) для ведения игровой и соревновательной деятельности.
Техника игры в волейбол включает следующую группу приёмов:
• для игры в нападении — подача; передача двумя руками сверху и снизу; нападающий удар; стойки и перемещения;
• для игры в защите — приём двумя руками снизу и сверху; блокирование; стойки и перемещения.
По мере овладения техническими приёмами занимающихся необходимо обучать тактике игры.
Тактика игры (в волейболе)— это целесообразное применение индивидуальных, групповых и командных действий с целью достижения успеха в соревновательном противоборстве с соперником.
Индивидуальными называют самостоятельные действия игроков, осуществляемые без партнёров.
Групповыми действиями называют взаимодействия двух-трёх-четырёх-пяти игроков.
Командными действиями называют взаимодействия всех игроков волейбольной команды.
Тактические действия в волейболе направлены на то, чтобы для игроков команды соперников создать затруднительные условия и ситуации, приводящие к их ошибкам и нарушениям правил игры.
Основная школа
Техника и обучение техническим приёмам игры |
Классы
СТОЙКИ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
Стойка волейболиста — поза готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приёма (рис. 10).
Техника выполнения. Ноги расставлены на ширине плеч и согнуты в коленных суставах. Одна нога впереди другой или ступни расположены параллельно. Туловище наклонено вперёд. Чем ниже стойка, тем больше наклон туловища вперёд. Руки согнуты в локтевых суставах, кисти на уровне пояса.
Применение: при подготовке к приёму подачи, при приёме и передачах мяча, перед блокированием, при приёме нападающих ударов и страховке.
Перемещения — это действие игрока при выборе места на площадке.
В зависимости от характера технического приёма и игровой ситуации в волейболе используются различные способы перемещения: приставной шаг, двойной шаг,бег (рывок к мячу), прыжки.
Обучение
1. Встойке волейболиста:
• выпад вправо, влево, шаг вперёд, назад;
• приставные шаги вправо, влево от одной боковой линии площадки до другой;
• двойной шаг вперёд, назад.
Методическое указание.Руки перед грудью согнуты в локтях и готовы выполнять действия с мячом.
2.Скачок вперёд одним шагом в стойку.
3.Подпрыгнуть, вернуться в стойку волейболиста и выполнить шаг или выпад: а) вперёд; б) в сторону.
4.По сигналу (в беге) остановка в стойку и прыжок вверх толчком двух ног.
5.В стойке перемещения по сигналу в стороны, вперёд, назад.
6.Эстафеты с перемещениями различными способами, с выполнением различных заданий.
Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении)
Техника выполнения. В исходном положении туловище вертикально, ноги согнуты в коленях (степень сгибания ног зависит от высоты траектории полёта мяча), стопы параллельны или одна (разноимённая сильнейшей руке) несколько впереди. Руки согнуты в локтях, локти слегка разведены. Кисти вынесены перед лицом так, чтобы большие пальцы находились на уровне бровей и были отведены в сторону. Указательные и большие пальцы обеих рук образуют треугольник (рис. 11, 13). Пальцы напряжены и слегка согнуты. Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом. При передаче руки и ноги выпрямляются, и мячу (мягким ударом кистями) придаётся нужное направление. Руки сопровождают полёт мяча и после передачи почти полностью выпрямляются (рис. 12, 14).
Применение: при приёме подач, передачах для нападающего удара и перебивании мяча через сетку.
Обучение
1.Имитация перехода из стойки волейболиста в исходное положение для приёма и передачи мяча (рис. 15).
2. Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения.
3. Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче, мяч на полу. Кисти рук располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг к другу, указательные — под углом друг к другу, а все остальные обхватывали мяч сбоку-сверху. Мяч поднимается с пола в исходное положение над лицом (рис. 16).
4. В стойке волейболиста подбросить мяч одной рукой над собой, поймать обеими руками и одновременно начать разгибание рук и ног, имитируя передачу.
5. В парах.Один из партнёров набрасывает мяч в удобное для выполнения передачи положение, второй ловит мяч в стойке и имитирует передачу, разгибая ноги и руки.
6. В парах. Один из партнёров набрасывает мяч другому, который передаёт мяч сверху двумя руками.
Методическое указание.После 5-7 передач занимающиеся меняются ролями.
7. Передачи мяча над собой на месте, в движении (при
ставными шагами, лицом вперёд, спиной вперёд), с изменением высоты полёта мяча.
8. Две-три передачи мяча над собой и передача партнёру.
9. Передачи мяча в парах с варьированием расстояния и траектории.
10. В тройках. Игроки второй позиции выполняют верхнюю передачу мяча над собой, затем делают шаг в сторону и заходят за спину игроков третьей позиции. Игроки третьей
позиции выполняют передачи мяча игрокам первой позиции. Игроки первой позиции верхней передачей возвращают мяч игрокам, находящимся на противоположной боковой линии.
Методическое указание.Упражнения 10-12 можно проводить в форме соревнования: какая из троек выполнит больше передач, не допустив при этом потери мяча.
11.Передачи мяча в тройках. Расположение игроков в треугольнике: зоны 6—3—4, 6—2—3, 6—2—4; 5—3—4, 5—2—3, 5,2-4; 1-3-2, 1-4-3, 1-4-2.
12.Передача в парах, передвигаясь приставными шагами по длине игровой площадки.
13.В парах. Передача мяча через сетку.
14.Передачи мяча на точность: в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке (гимнастические обручи и др.).
15.Подвижные игры с верхней передачей мяча: «Эстафета у стены», «Мяч в воздухе», «Мяч над сеткой», «Вызов номеров» и др.
Ошибки:
• большие пальцы направлены вперёд;
• локти слишком широко разведены или наоборот;
• кисти рук встречают мяч при почти выпрямленных в локтевых суставах руках.
Нижняя прямая подача мяча
Техника выполнения. Стоя лицом к сетке (за лицевой линией площадки), ноги согнуты в коленях, одна нога впереди (для правшей — левая, и наоборот), другая сзади, туловище наклонено вперёд. Мяч на ладони согнутой левой руки на уровне пояса или чуть ниже. Правая рука отводится для замаха назад, а левой рукой подбрасывается мяч вверх на 30— 50 см (не выше уровня головы).
Мяч ударяется напряжённой ладонью (полукулаком, кулаком) на уровне пояса (рис. 17, 18). После удара правая нога делает шаг вперёд (рис. 19).
Применение: при введении мяча в игру.
Обучение
1. Имитация подачи мяча.
2. Подача в стену с расстояния 6—9 м.
3. Подачи в парах (игроки на боковых линиях).
4. Подачи через сетку с расстояния 3, 6, 9 м от сетки.
5. Подача через сетку из-за лицевой линии.
6. Подачи в правую и левую половины площадки.
7. Подачи в ближнюю и дальнюю части площадки.
8. Подачи на точность:
• последовательно в зоны I, 6, 5, 4, 2;
• на партнёра, располагающегося в различных точках площадки;
• между двух партнёров, стоящих рядом на расстоянии от 2 до 1 м друг от друга.
9. Соревнования: на большее количество подач подряд без ошибок (в заданный участок), на заданное число попыток (учёт ошибок).
Ошибки:
• ноги не согнуты в коленях;
• туловище не наклонено вперёд;
• подброс мяча выше уровня головы;
• подброс мяча близко к туловищу;
• недостаточная амплитуда замаха;
• удар по мячу выше пояса и ненапряжённой кистью.
Приём мяча снизу двумя руками |
Техника выполнения. В исходном положении ноги согнуты в коленных суставах, туловище незначительно наклонено вперёд, руки в локтевых и лучезапястных суставах выпрямлены, кисти соединены «в замок» и располагаются перпендикулярно траектории полёта мяча. Приём мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий
или кисти с одновременным разгибанием ног и туловища вперёд-вверх. Прямые руки поднимаются до уровня груди (рис. 20, 21, 22, 23, 24).
Применение: при приёме мяча от подачи и атакующего Удара; при приёме мяча, отражённого сеткой; при передачах Для нападающих ударов и перебивания мяча через сетку.
Обучение
1. Имитация приёма мяча в исходном положении.
2. Имитация приёма мяча после перемещения (вперёд, назад, в стороны).
3. В парах. Один давит на мяч, лежащий на предплечьях другого игрока (стоящего в исходном положении), и тот имитирует приём.
4. Стойка волейболиста, держа на выпрямленных руках лежащий на запястьях мяч:
а) покачивание руками вверх-вниз и в стороны;
б) разгибание и сгибание ног, имитируя приём и передачу мяча.
5. Подбрасывание мяча невысоко над собой и приём его на запястья выпрямленных рук.
6. Подбивание волейбольного мяча снизу двумя руками на месте. Движение рук выполняется за счёт разгибания ног.
7. Подбивание волейбольного мяча снизу двумя руками с продвижением: лицом вперёд (рис. 25); боком приставными шагами (рис. 26).
8. Приём мяча, наброшенного партнёром. Расстояние 2—3 м, затем постепенно увеличивается до 9—12 м.
9. В парах. Приём мяча снизу и передача партнёру сверху двумя руками.
10.Приём мяча после отскока от пола (в парах или у стены).
11.Приём мяча в зоне 6, мяч через сетку набрасывает партнёр.
Ошибки:
• в момент приёма руки согнуты в локтевых суставах;
• руки почти параллельны полу;
• резкое встречное движение рук к мячу;
• приём мяча на «кулаки».
Классы