Технологическая карта урока 78 Строчная буква щ
Педагогическая цель | Создать условия для формирования умения писать строчную букву щ, соотносить звучание и написание слогов ща, щу, составлять слова |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Различают печатную и письменную буквы щ; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]; комментируют запись некоторых слов и предложений; объясняют правописание сочетаний ща, щу; составляют слова из слогов; списывают с печатного и письменного шрифта; используют тире |
Личностные результаты | Проявляют положительное отношение к учебному труду |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осуществляют контроль по результату учебной деятельности. Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – осуществляют сравнение букв, звуков. Коммуникативные: умеют строить монологическое высказывание |
Основное содержание темы, понятия и термины | Печатная, письменная буквы щ; слого-звуковой анализ слов, звук [щ’]; правописание сочетаний ща, щу |
Образовательные ресурсы | Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 4», ручки) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный.Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя | – С какой буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте? Сегодня вы научитесь писать строчную букву щ, слова и предложения с этой буквой | Слушают учителя. Отвечают на вопрос | Принимают учебную задачу, сформулированную учителем | Фронтальный. Устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Варежки». Две сестренки – две плетенки Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять – так надевать, | Показывают обе ладошки тыльной сто- роной. Изображают вязание на спицах. Изображают прядение на веретене. Ходьба на месте. «Натягивают» варежки на руки. | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
Продолжение табл.
--з-хх | Чтоб не мерзли пять да пять | Дуют на ручки. Показывают сначала правую ладошку, затем левую, в конце – обе вместе | |||
2. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверяем посадку, правила обращения с ручкой | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
3. Знакомство с написанием буквы щ | Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ | – Рассмотрите образец строчной буквы щ. – Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки. Второй элемент пишется так же, как и первый. Третий элемент пишется так же, как первый и второй, но заканчивается чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки. – Пропишите буквы щв воздухе | Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе | Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы строчной буквы | Фронтальный. Наблюдение учителя |
4. Работа в «Прописи 4» | Фронтальная, индивидуальная. | – Рассмотрите образец строчной буквы щ. – Из каких элементов состоит буква? – Для чего нужны стрелки? | Рассматривают букву, ее элементы. Отвечают на вопросы учите- | Анализируют образец изучаемой буквы, выде- | Фронтальный, индивидуальный. Устные |
Продолжение табл.
(с. 27).Письмо элементов буквы щ и буквы щ.Выполнение узора | Практический, словес-ный. Письмо, беседа | – Обведите элементы буквы. – Обведите узор. – Допишите на первой строчке букву щ | ля. Пишут элементы буквы, обводят узор. Пишут букву щ | ляют элементы строчной бук- вы щ. Осущест- вляют письмо буквы щв соответствии с образцом, соблюдают высоту, ширину | ответы, письмо. Самоконтроль |
Физкультминутка | Коллективная. Практическая | Заинька Раз, два, три, четыре, пять – Начал заинька скакать. Прыгать заинька горазд – Он подпрыгнул десять раз | Ходьба на месте. Прыжки | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение упражнения |
5. Письмо слогов | Парная, индивидуальная. Практический, словесный. Чтение, письмо | – Прочитайте слоги. – Какие звуки слышатся в слогах -ща, -щу? – Какие буквы пишем? – Посмотрите на соединение букв, запомните. – Продиктуйте друг другу слоги, запишите под диктовку | Читают, запоминают правописание, пишут под диктовку | Умеют работать в паре, писать под диктовку слоги. Объясняют правописание -ща, -щу | Парный, индивидуальный. Устные ответы, письмо |
6. Слого-звуковой анализ слова (с. 27) | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой | – Прочитайте слово, рассмотрите схему слова. – Выполните слого-звуковой анализ слова щука | Читают слово, рас- сматривают схему, анализируют слово | Выполняют слого-звуковой анализ слова, соотносят написанное слово со схемой-моделью | Фронтальный. Слого-звуковой анализ слов, устные ответы |
Продолжение табл.
IV. За-крепле- ние знаний и способов действий. 1. Работа с предложением | Фронтальная, инди- видуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа | – Прочитайте предложение. – О ком идет речь в предложении? – Как одним словом можно назвать ерша и щуку? – Какую букву пишем в сочетании -щу? – Спишите предложение, комментируя правописание слов | Читают. Отвечают на вопросы. Пишут | Обобщают пред-меты. Списыва- ют с письменного шрифта.Комментируют запись предложения, используя орфографическое проговаривание | Фронтальный, индивидуаль- ный. Устные ответы, письмо |
2. Составление слов из слогов (с. 27) | Парная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | – Прочитайте слоги. – Составьте из слогов слова. – Запишите образованные слова | Читают слоги. – Щегол, щенок. Пишут слова | Составляют слова из слогов, самостоятельно записывают образованные слова | Парный, инди- видуальный. Письмо |
3. Работа с предложением | Парная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | – Прочитайте друг другу последнее предло- жение. – Какой шрифт использован? – Спишите с печатного шрифта. – Проверьте работу друг друга | Читают предложение. – Печатный. Пишут. Проверяют | Списывают без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Комментируют запись предложения, используя орфографическое проговаривание | Парный, инди- видуальный. Письмо |
Окончание табл.