Строевые и порядковые упражнения
Общая характеристика средств гимнастики
Строевые и порядковые упражнения
Совместные действия в строю, содействующие воспитанию организованности и дисциплины, навыков коллективных действий, правильной осанки занимающихся, а также воспитанию чувства ритма и темпа. Строевые упражнения используются, с одной стороны, как приемы целесообразной организации занятий физическими упражнениями (особенно при коллективных формах занятий), с другой — как своеобразные двигательные действия, формирующие и развивающие организм человека, воспитывающие умения и навыки организованного поведения.
Основные понятия о строе:
Строй- установленное размещение учащихся для совместных действий.
Фланг – правая и левая оконечности строя.
Фронт – сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом.
Интервал– расстояние по фронту между учащимися.
Дистанция - расстояние в глубине между учащимися, стоящими в колонне.
Направляющий– учащийся, идущий в колонне первым.
Замыкающий– учащийся, двигающийся в колонне последним.
Шеренга- строй, в котором учащиеся размещены один возле другого. На одной линии и обращены лицом в одну сторону.
Колонна – строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.
Строевые упражнения подразделяются на следующие группы:
Строевые приемы, построения, передвижения, размыкания и смыкания.
1. Строевые приемы выполняются по следующим командам:
· «Становись!»
· «Равняйсь!» («Направо (налево) – равняйсь!»).
· «Смирно!»
· «Вольно!» («Правой (левой)- вольно!»)
· «Отставить!»
· «Разойдись!»
Расчет группы может производиться по следующим командам:
· «По порядку – рассчитайсь!»
· «Расчет окончен!»
· «На первый – второй - рассчитайсь!»
· «По три (четыре и т. д.) – рассчитайсь!»
· «На шесть, три, на месте – рассчитайсь!»
Поворотына месте и в движении:
· «Направо!»
· «Налево!»
· «Полповорота направо!»
· «Полповорота налево!»
· «Кругом!»
· «Кругом - марш!»
В движении команда для поворота налево подается под левую, для поворота направо - под правую ногу.
2. Построение- действия учащихся по команде или распоряжению учителя для принятия определенного строя.
· Построения в шеренгу по команде «Группа, в одну (две, три и т. д.) шеренгу – становись!»
· Построение в колонну: «В колонну по одному (два, три и т. д.) – становись!»
3. Перестроение - действия учащихся по команде или распоряжению учителя, связанные с переменой вида строя.
· из одной шеренги в две и обратно выполняется после предварительного расчета на первый- второй по команде: «В две шеренги - стройся!»
· из одной шеренги в три;
· из колонны по одному в колонну по два;
· уступами из шеренги;
· уступами из колонны по одному в колонну по три;
· из шеренги захождением плечом;
· Одновременными поворотами, дроблением и сведением.
4. Для передвижения используются способы ходьбы:
· строевой шаг
· походный шаг
· на носках, на пятках
· приставными шагами
· в полуприседе, приседе, выпадами.
· движение на месте.
5. Применяются различные виды фигурной маршировки:
· обход –передвижение вдоль границ зала.
круг-передвижение по кругу.
· Диагональ -передвижение по диагонали зала.
· Скрещение -фигура, образованная в результате пересечения движения двух колонн в одной из точек зала.
· противоход-движение колонны за направляющим в противоположном направлении.
· Петля -открытая и закрытая, выполняется в любом направлении (поперечном, продольном,косом).
· Змейка - ряд противоходов, соответствующих первому противоходу.
6. Для рационального размещения применяется:
· размыкание
· смыкание строя.