Педагогические аспекты профилактики и преодоления профессиональной деформации
Многое в организации службы личного состава играет роль общей профилактики: объективные условия профессиональной деятельности, качество управления, уровень организации, качество работы с кадрами, эффективность воспитательной работы и нравственное здоровье коллектива ОВД и т.п. — т.е. все то, что исключает причины профессиональной деформации, о которых говорилось выше. В то же время сложность самого явления профессиональной деформации требует специальной системной работы по ее профилактике и преодолению. В педагогике нет каких-то специальных методов и форм такой работы. Здесь важна целостная система работы с персоналом, а именно:
• конкретизация цели работы в зависимости от необходимости профилактики или преодоления профессиональной деформации;
• диагностика факторов, способных вызвать развитие профессиональной деформации в деятельности ОВД;
• определение причин, которые могут усилить действие этих факторов (просчеты в управленческой деятельности, слабая профессиональная подготовленность части сотрудников и др.);
• определение диапазона реальных возможностей работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации;
• создание условий, которые могут способствовать профилактике и преодолению профессиональной деформации (крепкое профессиональное ядро коллектива, здоровые деловые и неформальные отношения между сотрудниками, благоприятный эмоционально-психологический климат, эффективно действующая психологическая служба и т.д.);
• выделение и анализ «групп риска», т.е. сотрудников, которые с большей степенью вероятности могут быть подвержены профессиональной деформации (начинающие службу, не обладающие достаточной профессиональной подготовленностью, постоянно испытывающие эмоционально-психологические перегрузки, пережившие сильные стрессы, находящиеся в постоянном и тесном контакте с асоциальными и криминальными элементами, имеющие неблагополучные семьи, находящиеся в изолированном положении в коллективе и т.д.);
• выявление профессионально деформированных сотрудников;
• определение реальных возможностей профилактики и преодоления профессиональной деформации на уровне коллектива, группы, отдельной личности;
• определение группы сотрудников, которая по уровню своей профессиональной и педагогической подготовленности, авторитетности в коллективе может вести специальную работу по профилактике и преодолению профессиональной деформации (при необходимости проводится специальное обучение);
• разработка особой программы и плана деятельности по профилактике и преодолению профессиональной деформации;
• определение критериев успешности работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации и оценка ее реальной эффективности;
• подведение итогов выполнения планов работы и постановка новых задач.
Индивидуально-воспитательная работа — важнейшее направление работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации. Ведется она обычными педагогическим методами (убеждение, стимулирование, принуждение и т.п.) и в формах индивидуальной беседы, индивидуального поручения и др. В индивидуальной работе с деформированным сотрудником важно не только убедить его в наличии у него соответствующих недостатков, но и придать личностный смысл их изживанию, найти «точки опоры» в самой личности. Лучший противовес профессиональной деформации — положительный личностный смысл добросовестной профессиональной деятельности, жизненный опыт, позитивное самоутверждение в коллективе, самоуважение и др. Известна педагогическая истина: развитие достоинств человека — лучший способ преодоления его недостатков. Важным моментом в сопротивлении профессиональной деформации или ее преодолении является перспектива, имеющая для сотрудника личностный смысл. И наконец, необходимо отчетливо понимать способность сотрудника преодолеть профессиональную деформацию. В ряде случаев его слабоволие, повышенная внушаемость, недостаточный уровень интеллектуального и культурного развития могут стать здесь преградой. Тогда необходима педагогическая компенсация в виде повышенных требований к нему, усиленного контроля, педагогическое сопровождение процесса изживания недостатков и оказание регулярной помощи, наставничество и т.д.
Таким образом, профилактика и преодоление профессиональной деформации — необходимая составная часть воспитательно-педагогической работы с персоналом ОВД. Она требует совершенствования всей системы факторов, действующих на сотрудников на службе, рассматривая их роль в профессиональной деформации. В то же время нужно специальное направление профилактики, а при необходимости и преодоления профессиональной деформации52.
Особую роль в профилактике и преодолении профессиональной деформации (как и в воспитательной работе с сотрудниками в целом) играет контрпедагогика — специальная система педагогических воздействий, направленных на профилактику и нейтрализацию негативных влияний на личность, имеющих системный характер. Необходимость контрпедагогики как самостоятельной отрасли педагогических знаний обусловлена тем, что в последние два десятилетия существенно изменились цивилизационные процессы в российском обществе и их социально-педагогическое влияние на всех граждан.
Резкий цивилизационный поворот привел к «размытости» и противоречивости основных жизненных ориентиров на уровне общественного, группового и индивидуального сознания, к «дроблению на осколки» ранее общепринятых ценностей и норм, особенно — позитивной программы социального и профессионального самоопределения личности, что на многих граждан, в том числе и сотрудников ОВД, оказало и оказывает педагогически деформирующее системное воздействие. Дело не в том, что некое лицо или группа лиц разрабатывают специальные системы морального разложения сотрудников ОВД. Такие действия, конечно, встречаются со стороны организованных преступных групп по отношению к конкретным сотрудникам. Главное — характерные именно для сегодняшнего дня негативные социально-педагогические воздействия, связанные с противоречивостью развития нашего социума и содержащиеся как «вкрапление» во многих основных сферах воздействия на личность (реалии социальной и профессиональной практики, общественное и групповое сознание, общественные настроения, воздействие СМИ, «массовой культуры», слухов и т.д.). Это специфика сегодняшней «школы жизни» и возникающих социально-педагогических деформаций людей, не сумевших позитивно адаптироваться к новым реалиям.
Противодействие негативным педагогическим влияниям осложнено и кризисом системы воспитания сотрудников ОВД, который был характерен для конца 80-х и 90-х годов прошлого века и последствия которого мы испытываем до сих пор в процессе утверждения новой, адекватной сегодняшнему дню системы воспитательной работы с сотрудниками ОВД. Если позитивная программа новой системы воспитания и обучения сотрудников ОВД находится в стадии становления и развития, то «негативные программы» влияния на личность реалий жизни уже действуют, что требует принятия системы контрмер педагогического характера.
Контрпедагогика — не самоцель. Это специфическое направление реализации позитивной программы развития личности сотрудника ОВД в противоречивых социально-педагогических условиях, путь «воспитания воспитуемости», формирования антидеформирукщей и антикоррупционной устойчивости. Цель контрпедагогики — упреждение, профилактика и преодоление у сотрудников ОВД вероятных негативных отклонений развития личности, известных по многочисленным фактам жизни и службы; формирование у них готовности воспринимать позитивные воспитательные воздействия, стимулирование желания и практической потребности следовать подлинно цивилизованным нормам жизни, поведения и службы, обучение им. Задачи контрпедагогики вытекают из специфики личностных отклонений, имеющихся у части сотрудников, причин их возникновения и условий успешного контрпедагогического воздействия.