Глава 2. специально-физическая подготовка хоккеистов 12-13 лет

ВВЕДЕНИЕ

Хоккей занимает одно из приоритетных мест в физическом воспитании подрастающего поколения, благодаря своей воспитательной, оздоровительной направленности и высокой популярности среди детей и подростков.

Актуальность. Современный хоккей - это игра, основанная на разноплановой активности игроков и интенсивной работе динамического характера. Она предъявляет высокие требования к физической и технической подготовке хоккеистов и, как следствие, к рациональному и эффективному осуществлению тренировочного процесса на всех этапах многолетнего тренировочного цикла.

Успешность соревновательной деятельности квалифицированного хоккеиста прямо зависит от его скоростной подготовленности. В связи с этим задача интенсивного развития скоростных способностей игроков ставится для всех видов подготовки, а её нормативные характеристики используют для объективации спортивного мастерства. Особое место вопросы создания технологий тренировки скоростных способностей занимают при планировании этапа начальной подготовки, где выбор компонентов тренировочного процесса, а именно условий, средств, форм и методов может оказаться решающим в перспективном становлении будущего игрока.

Эффективная система управления тренировочным процессом предполагает регулярное получение информации об уровне развития физических качеств, функциональных возможностей, техническо-тактического мастерства на этапах многолетней подготовки и в годичных тренировочных циклах.

Хоккей - популярный вид спорта. Исследования в области хоккея проводятся регулярно. И на сегодняшний день имеется большое количество научных работ, раскрывающих особенности подготовки хоккеистов, но в своем большинстве они касаются подготовки высококвалифицированных спортсменов (В.В. Аланцев, 1971; В.К. Зайцев, 1980; А.Ю. Букатин, 1982; М.И. Воробьев, 1985; Р.Д. Черенков, 1985; Н.Н. Урюпин, 1988; СА Самойлов, 1989; Ю.С. Митин, 1990; B.C. Львов, 1993; Н.П. Филатова, 1995; Д.Р. Черенков, 1995; А.В. Уфимцев, 1999 и др.). Количество работ, направленных на обоснование системы подготовки юных хоккеистов, ограничено (Б.А. Майоров, 1968; В.М. Колузганов, 1979; Я.А. Кулич, 1981; Г.М. Козловский, 1984; А.Ю. Букатин, В.М. Колузганов, 1986; С.Н. Лукшин, 1989; А.Г. Мукалляпов, 2000). [10]

На учебно-тренировочном этапе проходят подготовку юные хоккеисты 12-15 лет, в этот период основные задачи сосредоточены в направлении расширения уровня физических и функциональных возможностей, повышения уровня технического мастерства юных спортсменов.

Целью данной работы является оценить специальную физическую подготовленность юных хоккеистов 12-13 лет, на примере команды «Северсталь 2001».

Объект исследования – уровень специально-физической подготовленности хоккеистов 12-13 лет.

Предмет исследования - процесс роста специально-физической подготовленности юных хоккеистов.

Задачи работы:

1. Изучить научно-методическую литературу по выбранной теме.

2. Ознакомиться с особенностями методики тренировки.

3. Подобрать и внедрить средства для развития физической подготовленности в учебно–тренировочный процесс.

4. Сделать анализ проделанной работы.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников.

2. Изучение документов и материалов.

3. Тестирование.

4. Педагогический эксперимент.

5. Математико-статистические методы.

ГЛАВА 1.ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

РАЗВИТИЕ СИЛЫ

Во время игры хоккеисты выполняют многочисленные рывки, ускорения, остановки, торможения, броски, ведут силовые единоборства и т.п. Эффективно выполнять эти действия могут только те хоккеисты, у которых хорошо развита сила мышц. Для того, чтобы развить силу, необходимо добиваться значительных мышечных напряжений. Это может быть достигнуто в результате волевых усилий, а также при использовании отягощений. При этом необходимо учитывать специфическое развитие мышц хоккеиста и возрастные особенности организма. При силовой подготовке хоккеистов используются упражнения на снарядах, со снарядами, парные силовые упражнения, упражнения с преодолеванием веса собственного тела и сопротивления внешней среды, обеспечивающие работы в преодолевающем и уступающем режиме.

С хоккеистами до 12 лет проводится общая силовая подготовка с целью разностороннего развития всех мышечных групп, образования достаточно крепкого мышечного корсета, укрепления дыхательной мускулатуры. Основное средство отягощения - собственный вес тела и частей тела. Упражнения должны быть динамичными. В силовой подготовке детей следует использовать упражнения в лазаньи и перелезании через различные препятствия, упражнения с футбольными, баскетбольными и набивными мячами в различных исходных положениях, упражнения в висах и упорах, упражнения с гантелями и предметами весом до 3 кг, утяжеленными клюшками и шайбами, прыжки и многоскоки. Необходимо использовать как можно шире естественные условия местности: ходить и бегать по песку, по мелкой воде, по мягкому грунту.[2]

На этапе первоначальной подготовки нужно обучить юного хоккеиста упражнениям, которые в дальнейшем будут выполняться со штангой, эспандерами другими отягощениями. Основной метод - повторный, однако упражнения выполняются не "до отказа".

В возрасте 13-15 лет повышается роль целенаправленной тренировки тех мышечных групп, которые наиболее важны для хоккеиста: мышцы-разгибатели стопы, голени и бедра; приводящие мышцы ног, мышцы-разгибатели спины, мышцы брюшного пресса и кистей рук. Используются методы повторных и динамических усилий. Метод повторных усилий характеризуется использованием непредельных отягощений (30-40% от максимального) с предельным числом повторений "до отказа". Метод динамических усилий предусматривает предельную скорость выполнения упражнения при незначительном (10-20%) отягощении.

Наряду с воспитанием силы у хоккеиста развивают способность расслаблять мышцы после их напряжения. Поэтому тренировочные задания силовой направленности необходимо сочетать с упражнениями на гибкость и расслабление (семенящий бег, бег трусцой, встряхивание и поглаживание мышц).

Чтобы избежать травм при воспитании силы, необходимо соблюдать ряд требований

- выполнению упражнений обязательно должна предшествовать разминка

- при появлении болей в мышцах и суставах следует прекратить выполнение упражнения

- нужно избегать односторонней неравномерной нагрузки отдельных мышц

- при выполнении приседаний нужно выбирать исходное положение, позволяющее сохранить свободу движения в коленном суставе (ноги должны быть слегка разведены

- необходимо предупреждать излишнюю нагрузку на позвоночник, для чего желательны упражнения в положениях лежа, сидя, в упоре, в висах и др.

- следует тренировать мышцы спины, что снижает нагрузку на позвоночник

- при всех упражнениях с отягощениями нужно следить за тем, чтобы позвоночник был прямой.

Тренировочные задания для силовой подготовки лучше использовать в конце занятия.[6]

РАЗВИТИЕ СКОРОСТИ

Хоккеист должен быстро стартовать, тормозить и маневрировать на коньках, вести, передавать, принимать, бросать шайбу и обводить соперника. Кроме того он должен быстро реагировать на действия соперников и партнеров, быстро оценивать игровую ситуацию. Быстрота является комплексным двигательным качеством и определяется тремя относительно независимыми одна от другой формами: скрытым периодом двигательной реакции, скоростью одиночного сокращения и максимальной частотой движений. Элементарные формы быстроты, как правило, во время соревнований проявляются комплексно, однако, несмотря на комплексность проявления скоростных качеств, для эффективного их воспитания в тренировочном процессе необходимо избирательно воздействовать на каждый вид.

Наиболее благоприятные сроки для развития всех форм быстроты приходятся на возраст от 7 до 14 лет. Для воспитания скоростных качеств хоккеистов используются различные упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью. Они должны удовлетворять следующим основным требованиям:

- техника этих упражнений должна обеспечивать их выполнение на предельной скорости

- упражнения должны быть настолько хорошо изучены и освоены, чтобы во время их выполнения усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения

- продолжительность упражнения должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась в следствии утомления. Продолжительность упражнения для юных хоккеистов не должна превышать 10 сек

- упражнения по своим характеристикам должны соответствовать соревновательному упражнению.[1]

Основными методами скоростной подготовки хоккеистов являются: игровой, соревновательный, повторный и вариативный.

Повторный метод предполагает применение собственно скоростных и скоростно-силовых упражнений (метод динамических усилий). При выполнении упражнений повторным методом необходимо строго соблюдать временные режимы работы и отдыха. Интервал отдыха должен обеспечивать восстановление до пульса 100-110 уд/мин. В паузах выполняются различные упражнения (активный отдых), не требующие больших усилий. Вариативный метод предусматривает чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, облегченных и обычных условиях.

В качестве примера можно привести следующие упражнения скоростной подготовки.

1. Старты с места из различных исходных положений: стоя (лицом, спиной, боком), сидя, лежа. Выполняются по звуковому и зрительному сигналам.

2. Старты в движении. Выполняются в основном по зрительному сигналу с максимальной быстротой реагирования.

3. Бег с внезапными остановками, изменением скорости и направления движения.

4. Хоккеист быстро реагирует и повторяет движения партнера.

5. Упражнения с теннисными мячами у стенки.

6. Игра в настольный и большой теннис.

7. Бег на дистанции 30, 60, 100 м.

8. Бег в гору, с отягощениями, под уклон.

9. Прыжки вверх, в длину с места, многоскоки.

10. Различные виды эстафет на коротких отрезках.

11. Бег с максимальной частотой движения ног на месте.

12. Ведение на месте и в движении с максимальной частотой.

13. Различные виды челночного бега.

15. Подвижные игры, построенные на опережение действий соперника.

В период начального обучения, когда хоккеисты еще недостаточно овладели техникой хоккея, развитием быстроты следует заниматься вне льда. По мере того, как хоккеисты освоят тот или иной технический прием (а это может быть один из приемов владения клюшкой), его уже можно использовать в качестве средства для развития скоростных способностей на льду. Воспитанием быстроты следует заниматься в начале занятия после соответствующей разминки.[7]

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

Современный хоккеист должен играть в высоком темпе не только на протяжении одного матча, но и в ходе всего турнира. Он должен безболезненно переносить большие тренировочные нагрузки, восстанавливать свою работоспособность в течение непродолжительных интервалов отдыха непосредственно в ходе занятия, матча, а также между отдельными занятиями и играми. Следовательно, эффективность тренировочной и соревновательной деятельности в современном хоккее во многом определяется уровнем развития выносливости спортсменов. Наиболее общими и важными факторами, определяющими выносливость хоккеиста, являются процессы энергообеспечения организма. Они бывают двух видов: аэробный (с участием кислорода) и анаэробный (без участия кислорода). В спортивной практике термин "аэробная работоспособность" рассматривается как синоним понятия "общая выносливость ", а термин " анаэробная работоспособность" совпадает по своему значению с понятием так называемой "скоростной выносливостью".

Детский и подростковый возраст являются наиболее благоприятными для совершенствования общей выносливости основы для последующей тренировки в большом объеме с высокой интенсивностью. Поэтому в этот период возрастного развития (8-16 лет, особенно в период полового созревания - 13-16 лет) следует обращать особое внимание на развитие общей выносливости. Систематическое использование тренировочных заданий, предъявляющих значительные требования к скоростной выносливости, может быть оправдано в основном после завершения процессов полового созревания и при наличии хорошо развитой общей выносливости.[3]

Сказанное не означает, что в тренировке хоккеистов более раннего возраста не должны присутствовать упражнения анаэробного характера. Важно, чтобы их объем был незначительным.

Для повышения общей выносливости лучше всего использовать циклическую работу с умеренной (частота сердечных сокращений находится в диапазоне 130-150 уд/мин) и средней интенсивностью (частота сердечных сокращений - 150-160 уд/мин), выполняемую равномерным методом (обычно это бег на стадионе по дорожке, в лесу, по берегу реки, бег на коньках, бег на лыжах, плавание, езда на велосипеде). Продолжительность этих упражнений постепенно увеличивается в зависимости от возраста и подготовленности хоккеистов от 10 до 60 мин. Вместе с тем используется и переменный метод тренировки (сочетание бега с разной скоростью и ходьбы), особенно в подготовке детей 10-12 лет. На занятиях с детьми младшего школьного возраста (8-10 лет) в основном применяются подвижные игры с небольшой интенсивностью и высокой моторной плотностью.

Для повышения скоростной выносливости используются: бег на отрезках от 200 до 800 м, бег в гору, эстафеты, преодоление полосы препятствий, челночный бег на коньках, игровые упражнения. Упражнения характеризуются следующими чертами: интенсивность критическая (частота сердечных сокращений160-180 уд/мин) и субмаксимальная (частота сердечных сокращений 180 и выше уд/мин); продолжительность от 30 с до 2 мин; интервалы отдыха постоянные или сокращаются от 3-5 до 1 мин. между повторениями и до 10 мин. между сериями; отдых пассивный; число повторений в серии от 3 до 5 раз, число серий - 1-3.

Упражнения для развития выносливости целесообразно планировать на вторую половину тренировки.[2]

РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ

Под ловкостью понимают способность, во-первых, овладевать сложными движениями; во-вторых, быстро обучаться; в-третьих, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Важной предпосылкой для развития ловкости является так называемый "запас движений".

Наиболее благоприятным для усвоения и заучивания различных форм и типов движений является возрастной период до полового созревания. Поэтому очень важно, чтобы именно в этом возрасте хоккеист получил возможно более всестороннюю тренировку. Чем больше форм движений в этот период юный спортсмен освоит, тем легче ему в дальнейшем научиться тонко координировать и специальные технические действия.[9]

Воспитание ловкости у хоккеистов должно идти прежде всего по пути обучения широкому кругу разнообразных двигательных действий, в том числе:

из основной и спортивной гимнастики, акробатики (кувырки, перевороты, кульбиты);

легкой атлетики (различные виды прыжков, метаний);

подвижных и спортивных игр, требующих умения быстро переходить от одних действий к другим.

Используются многие упражнения в равновесии.

Для наиболее полного проявления хоккеистами ловкости целесообразно регулярно обновлять и варьировать упражнения, проводить их в новых, более сложных условиях (например, ограничение коридора для приема или броска шайбы, прыжок на коньках с дополнительным поворотом перед приземлением, ведение шайбы с опусканием на одно или два колена, одновременное ведение баскетбольного мяча руками и футбольного ногами, ведение шайбы с закрытыми глазами и т.п.)[3]

Развитие ловкости лучше всего проводить в начале основной части тренировочного занятия. Интервалы отдыха должны быть достаточными для относительно полного восстановления.

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ

Гибкость (подвижность в суставах) - это способность игрока выполнять различные движения с большой амплитудой.

Недостаточно развитая подвижность в суставах является причиной того, что:

- приобретение определенных технических приемов становится невозможным или замедляется темп их усвоения и совершенствования. Например, хоккеист, обладающий хорошей гибкостью, при обводке может убрать клюшкой шайбу дальше от соперника и обыграть его, не теряя контроля над шайбой;

- у хоккеистов часто возникают травмы (повреждение мышц, связок);

- повышение уровня других физических качеств задерживается или их развитие не может быть использовано полностью;

- качество управления движением ухудшается. В частности, снижается его экономичность.[4]

Наибольшие темпы прироста гибкости отмечаются в период до 13-14 лет. С возрастом показатели гибкости, а также способность к ее развитию уменьшаются. Поэтому в подготовке хоккеистов до 14 лет необходимо уделять большое внимание развитию гибкости. В более позднем возрасте гибкость нужно поддерживать на необходимом уровне. Подвижность в суставах по своему характеру специфична. Хорошая подвижность в каком-либо одном суставе в одном направлении совершенно не влияет на увеличение амплитуды в другом направлении и тем более в другом суставе. Поэтому необходимо выполнять упражнения на развитие подвижности в разных плоскостях и во всех суставах.[8]

Для развития гибкости и ее поддержания применяются упражнения, выполняемые с максимально возможной амплитудой движения, - упражнения на растягивание. Эти упражнения могут быть активными (выполняются самостоятельно за счет активной работы мышц) и пассивными (выполняются за счет внешних отягощений, партнера).

К упражнениям, развивающим гибкость, относятся:

1) маховые движения отдельными звеньями тела

2) пружинящие движения

3) статические упражнения, связанные с сохранением максимальной амплитуды в течение нескольких секунд.

Упражнения на гибкость выполняются повторным методом, сериями по 10-25 раз в каждом подходе. Количество серий - не менее 2-3 в каждом упражнении. Амплитуда движений постепенно увеличивается до максимальной. Темп выполнения упражнения средний и медленный. Каждый комплекс упражнений целесообразно выполнять длительное время для получения желаемого эффекта. Упражнения на растягивание можно выполнять до появления легкой боли, что является сигналом к прекращению работы.

Упражнения на развитие гибкости должны присутствовать в каждом занятии во время разминки. Их полезно выполнять между силовыми и скоростными заданиями. В заключительной части занятия следует выполнять упражнения для развития пассивной гибкости и статические.

Таблица 1 «Контрольно - переводные испытания, определяющие уровень физического развития, общей, специальной и технической подготовленности хоккеистов 12-13 лет»

Уровень подготовленности Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
баллы тесты
Длина тела 141,8 149,4 153,2 157,0 160,8 164,6 172,2
Вес тела 32,4 39,9 44,1 48,2 52,4 56,5 64,8
Окружность грудной клетки 69,2 74,4 77,0 79,6 82,2 84,8 90,0
Динамометрия правой кисти 20,7 27,9 31,5 35,1 38,7 42,3 49,5
Динамометрия левой кисти 19,0 26,3 30,0 33,6 37,3 40,9 48,2
Становая динамометрия 70,2 86,3 94,4 102,4 110,5 118,5 134,6
Подтягивание на перекладине
Тройной прыжок с места
Поднимание туловища
Бег на 60 м. 9,75 9,34 9,14 8,93 8,73 8,52 8,11
Бег на 300 м. 56,8 54,4 53,2 52,0 50,8 49,6 47,6
Бег на 3000 м. 14,42 14,06 13,42 13,24 13,06 12,42 12,06
Комплекс на ловкость 20,3 19,5 19,0 18,5 18,0 17,6 16,6
Бег на коньках на 36 м. 6,3 6,0 5,9 5,7 5,5 5,4 5,1
Бег на коньках на 36 м. спиной вперед 9,4 8,9 8,4 8,1 7,8 7,4 6,8
Челночный бег 18 м. * 12 58,7 56,2 55,0 53,7 52,5 51,5 48,7
8 мин. Бег на коньках 2,450 2,650 2,750 2,850 2,950 3,050 3,250
Слаломный бег без шайбы 30,5 28,7 27,8 26,9 26,0 25,1 23,3
Слаломный бег с шайбой 31,9 30,3 29,5 28,7 27,9 27,1 25,5
Разница в тестах 3,33 2,52 2,12 1,71 1,31 0,90 0,09
Точность бросков

Источник: «методические рекомендации «Контроль за подготовленностью хоккеистов различных возрастных групп (включая отбор)» Федерация хоккея России; Москва 1997 год А.Ю.Букатин»

Оценка физического развития имеет большое значение для рациональной подготовки хоккеистов. На ранних этапах подготовки (предварительной подготовки и начальной спортивной специализации) особенно важно выявить морфологические особенности занимающихся, их соответствие конкретным требованиям вида спорта, определить сенситивные периоды в свете развития основных физических качеств, способности к обучаемости различным упражнениям. В дальнейшем (этапы углубленной спортивной тренировки и спортивного совершенствования) необходимо изучать индивидуальные характеристики во всей их совокупности (В. Г.Никитушкин, 2009). Результаты исследований показывают, что в развитии физических качеств, физического развития спортсмены разделяются по индивидуально-групповым характеристикам, генетически заложенным в организме индивида.

В хоккее большинство выполняемых упражнений требует одновременного проявления относительно большой силы и скорости сокращения, то есть большой мощности. Тренировочные занятия аэробно-анаэробного характера составляют 50% от общего объема занятий, аэробной направленности 35%, гликолитической 2%, алактатной- 7%.

В течение игры частота сердечных сокращений в течение игры варьирует от 120 до 200 ударов в минуту. Это определяется спецификой режима соревновательной деятельности: обычно хоккеист после проведения на площадке одного игрового отрезка (40-90 с) и сопровождается значительными потерями жидкости в организме. Для осуществления такой активной мышечной деятельности необходимо достаточно эффективное энергообеспечение (Н. П. Петрушкина, 2007, E. Marchal, C. Chauvin, G. Cazalbou, M.J Arnaud, 2010).

Распределение работы хоккеиста по уровню мощности за матч следующее: максимальная и субмаксимальная мощность - 14-16%, большая мощность - 24-25%, умеренная мощность - 60-62%.

Выявлено, что величины прироста физической работоспособности у юных хоккеистов колеблются в переделах 2-3%, при направленном воздействии 17-18%. При специальной подготовке отмечены положительные сдвиги в физической работоспособности, скоростных, скоростно-силовых и силовых качествах. [11]

В хоккее при развитии специальной выносливости особое внимание обращается повышению уровня анаэробно-гликолитического обеспечения мышечной деятельности. С этой целью вводятся тренировочные задания на повышение емкости и мощности гликолитического механизма энергообеспечения. В то же время позитивное влияние на физиологическое состояние организма юношей, занимающихся хоккеем оказывают нагрузки аэробной направленности (В. В. Эрлих, 2005). Применяемые здоровье сберегающие технологии аэробной направленности приводят к меньшим изменениям со стороны вегетативной регуляции ССС на стандартную нагрузку, а также проявления вегетативной дисфункции.

ГЛАВА 2. СПЕЦИАЛЬНО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ХОККЕИСТОВ 12-13 ЛЕТ.

Становление спортсмена экстра-класса проходит в несколько этапов: этап начальной подготовки, этап, углубленной специализации, этап спортивного совершенствования, этап высшего спортивного мастерства (Хоккей, 2012). Каждый из этапов имеет свои задачи, которые основываются на физиологических, психологических закономерностях развития человека (А. В. Родионов, 2004; В. Г. Никитушкин, 2010 и др).

Специализированная физическая подготовка проводится, как и общая, в условиях спортивного зала, манежа или спортивной площадки. Она имеет более узкую и специфическую направленность и призвана решать следующие задачи:

· Преимущественное развитие тех качеств, которые более специфичны для хоккея.

· Избирательное развитие тех мышечных групп, которые в большой степени принимают участие в основных хоккейных движениях.

Специальная физическая подготовка хоккеиста осуществляется главным образом на льду хоккейного поля и направлена на развитие наиболее важных двигательных качеств в структуре двигательных навыков, т.е. непосредственно в основных движениях хоккеиста, выполняемых в игровой деятельности.[12]

Учебно-тренировочный план подготовки хоккеистов предусматривает следующие виды подготовки: общая физическая, тактическая, контрольные испытания, инструкторская и судейская практика, специально-физическая, игровая, теоретическая, техническая, соревновательная, восстановительные мероприятия.

СДЮСШ ХК «Северсталь» выделяет 5 групп:

· Оздоровительные группы (1 и 2 годы обучения);

· Группы начальной подготовки (3,4,5 года обучения);

· Учебно-тренировочные группы (6,7,8,9 года обучения);

· Группы спортивного совершенствования (10,11,12 года обучения);

· Группа ВСМ (выпускной год).

Объектом исследования курсовой работы является уровень специально-физической подготовленности хоккеистов 12-13 лет. На данный момент юные хоккеисты относятся к учебно-тренировочной группе. Они занимаются 8-ой год. В команде числится 35 человек. Тренерами являются Багичев Алексей Владимирович и Николаев Иван Владимирович. В неделю мальчики занимаются 20 часов. Ниже предоставлены данные отражающие количество учебных часов для данной группы.( таблица 2).

Таблица 2: «Количество учебных часов в неделю для хоккеистов 12-13 лет».

Параметр Учебно тренировочная группа (3-й год) 2001 г.р. 12-13 лет
Количество занимающихся в группе 35 человек
Количество часов в неделю
   
Техника
ОФП
СФП
Тактика
Учебные игры
Соревнования
Суд. Практика
Нормативы
Мед. Обследования
Восст. Мероприятия
Теория
Количество в год

Как видно из таблицы 2, специально-физической подготовке уделяется 160 часов в год. Начиная с учебно-тренировочной группы количество часов специально-физической подготовки каждый год увеличивается на 30 часов и к выпускному году оно достигает 240 часов в год.

Специально–физическая подготовка включает в себя:

Упражнения для развития взрывной силы.

· Приседания на одной и двух ногах с отягощениями (гантели, «блины»), величина которых не более 50% собственного веса тела.

· Прыжки и подскоки без отягощений и с отягощениями.

· Броски камней, набивных мячей весом 1 кг: от груди, из-за головы, сбоку, снизу, вперёд, назад.

· Бег в гору на короткие отрезки от 10 до 30 метров, бег по воде, многоскоки на песке;

· Броски шайбы на дальность.

· Спортивные игры с применением силовой борьбы, заслонов и других приёмов хоккея.

· Бег на коньках с перепрыгиванием препятствий, с резким торможением и последующими стартами.

· Толчки сопротивляющегося партнёра плечом, грудью.

· Единоборство за шайбу у борта, на ограниченных площадках.

· Игры и эстафеты на коньках с переноской предметов.

· Упражнения со штангой весом до 60% от максимального.

· Беговые упражнения с отягощениями.

· Броски утяжелённой шайбы (до 400 грамм).

· Бег вверх по лестнице

Упражнения для развития быстроты.

· Пробегание коротких отрезков от 60 до 100 метров из различных направлениях.

· Бег с максимальной скоростью и резкими остановками, с внезапным изменением скорости и направления движения по зрительному сигналу.

· Бег по виражу, кругу, спирали, «восьмёрке» (лицом и спиной вперёд).

· Упражнения с теннисным мячом у стенки, связанные с бросками и ловлей отскочившего мяча в максимально быстром темпе, с быстрым переносом клюшки слева направо и обратно.

· Игра и упражнения, построенные на опережении действий партнёра (овладение шайбой).

· Броски шайбы поточно в борт на время.

· Бег на коньках на время отрезков 18, 36, 54 метров.

Упражнения для развития выносливости.

· Длительный равномерный бег без коньков и на коньках (пульс 130-160 ударов в мин.).

· Переменный бег, кроссы, интервальный бег на коротких отрезках с максимальной скоростью (работа 7-10 сек., с интервалами отдыха 15-30 сек.).

· Кросс 5-6 км.

· Чередование бега на коньках с максимальной, умеренной и малой скоростью.

· Серийное интервальное выполнение технико-тактических упражнений с интенсивностью 75-85% от максимальной (длительность одного повторения не более 20-30 сек., интервал отдыха 1,5-2,5 мин.; число повторений в серии 5 раз, интервалы отдыха между сериями 10-15 мин.; число серий 2-3).

· Игры на поле для хоккея с мячом.

Упражнения для развития ловкости.

· Эстафеты с предметами и без предметов.

· Игры и упражнения для совершенствования игрового мышления.

· Прыжки на коньках через препятствия.

· Падения и подъёмы.

· Игра клюшкой стоя на коленях.

· Эстафеты и игры с обведениями стоек, уклонение от применения силовых приёмов, резкая смена направления бега.

· Преодоление полосы препятствий.

Упражнения для развития гибкости.

· Маховые движения руками, ногами с большой амплитудой, с отягощениями.

· Шпагат, полушпагат.

· Упражнения с клюшкой с партнёром.

· «Мост» из положения лёжа, стоя и другие упражнения для увеличения подвижности суставов и растягивания мышц, несущих основную нагрузку в игре.[8]

Основной задачей данного этапа обучения хоккеистов 2001 г.р. является физическая подготовка, направленная на общее и специальной развитие физических качеств, с целью повышения функциональных возможностей организма занимающихся.

Способами достижения данной задачи является системный тренировочный процесс, включающий ледовые и внеледовые занятия, а также участие обучающихся спортсменов в соревнованиях. В ледовой подготовке основное внимание уделяется совершенствованию техники катания на коньках, развитию индивидуальных технических навыков, группового и командного взаимодействия.

Для разработки критериев оценки специально-физической подготовленности юных хоккеистов 12-13 лет были взяты результаты 23 хоккеистов итоговых тестирований за последние 3 года обучения.

Обработка результатов тестов по специально-физической подготовке юных хоккеистов 12-13 лет с помощью методов вариационной статистики позволила разработать семибалльные шкалы оценок по каждому исследованному показателю (тесту).

Исследование и разработка классификации критериев оценки уровня специально-физической подготовленности юных хоккеистов позволило выявить количественные соотношения юных спортсменов с различным уровнем специально-физической подготовленности по годам обучения.

Ниже предоставлены контрольные нормативы специальной подготовленности юных хоккеистов за последние 3 года (таблица 3, таблица 4, таблица 5)

Таблица 3: «Контрольные нормативы специальной подготовленности юных хоккеистов.

Дата проведения: 14-15.05.2014 г. (12-13 лет)».

Группа: 2001 г.р. Тренеры: Багичев А.В., Николаев И.В.

ФИО Бег 36м лицо Б Бег 36м спиной Б С-лом с шайбой Б С-лом б шайбы Б Раз-ца в слаломе Б 8мин. бег Б Челночный бег 18м*12р Б Общий балл
Козловский 5,1 6,7 23,31 23,25 0,06 3,310 47,39
Кожин 5,5 24,96 23,7 1,26 3,220 48,66
Уйманов 5.1 6,8 24,2 23,3 0,9 3,050 50,34
Терещенко 5,3 6,1 23,64 23,56 0,08 2,910 47,1
Крыль 5,6 7,1 27,79 27,31 0,48 3,210 47,12
Кузнецов 5,1 6,4 22,9 23,3 -0,4 3,250 47,92
Репин 6,8 23,3 23,22 0,08 3,250 46,88
Петров 5,1 6,2 23,14 23,3 -0,16 3,250 47,72
Борисов 5,5 6,7 23,82 23,25 0,57 2,760 47,57
Рогов 5,3 24,37 23,58 0,79 3,050 47,34
Виноградов 5,2 24,32 23,23 1,09 3,010 47,93
Красильников 5,4 6,8 24,04 23,79 0,25 3,270 47,15
Анисимов 5,6 24,42 0,58 3,380 49,06
Зевакин 5,9 7,8 24,9 0,1 3,000 50,58
Балашов 5,4 8,1 24,16 0,16 2,710 50,97
Колосов 5,5 25,2 25,94 -0,74 2,680 52,1
Матвеев 5,9 7,8 28,06 25,93 2,13 2,480 51,41
Лебедев 5,8 7,8 25,88 25,47 0,41 3,010 51,12
Новоженин 6,2 8,4 27,28 27,13 0,15 2,560 51,69
Смирнов 6,1 8,1 26,93 26,02 0,91 2,500 52,44
Горчаков 6,1 7,7 27,67 26,51 1,16 2,500 53,52
Миронов 7,5 26,79 25,44 1,35 2,940 52,78
Малиновский 6,5 27,31 26,49 0,82 2,800 52,08

Таблица 4: «Контрольные нормативы специальной подготовленности юных хоккеистов.

Дата проведения: 13-14.05.2013 г.(11-12 лет)».

Группа: 2001 г.р. Тренеры: Багичев А.В., Николаев И.В

ФИО Бег 36м лицо Б Бег 36м спиной Б С-лом с шайбой Б С-лом б шайбы Б Раз-ца в слаломе Б 8мин. бег Б Челночный бег 18м*12р Б Общий балл
Козловский 5,5 6,9 25,00 25,78 -0,78 3,150 49,00
Кожин 5,9 7,3 26,60 25,05 1,55 3,000 49,98
Уйманов 5.5 7,2 25,20 25,32 -0,12 2,750 52,20
Терещенко 5,8 6,5 25,05 25,20 -0,15 2,800 49,11
Крыль 5,9 7,9 29,00 29,00 0,00 3,100 49,20
Кузнецов 5,5 6,9 24,78 25,12 -0,34 3,120 49,20
Репин 5,6 7,1 25,28 25,02 0,26 3,150 48,20
Петров 5,6 6,9 25,65 25,12 0,53 3,000 49,60
Борисов 5,9 7,0 25,78 25,12 0,66 2,200 49,20
Рогов 5,7 7,5 26,52 25,06 1,46 2,450 49,20
Виноградов 5,9 7,8 26,56 25,12 1,44 2,900 49,12
Красильников 5,6 7,2 26,75 25,20 1,55 2,800 49,95
Анисимов 5,9 8,6 27,00 26,02 0,98 3,000 51,85
Зевакин 6,3 8,2 26,15 26,20 -0,05 2,500 52,00
Балашов 5,8 8,6 26,11 26,10 0,01 2,430 52,00
Колосов 5,7 8,6 26,78 27,20 -0,42 2,350 54,12
Матвеев 6,3 8,3 29,98 27,98 2,00 2,150 53,20
Лебедев 6,0 8,0 27,52 27,10 0,42 2,700 53,20
Новоженин 6,5 8,8 29,00 29,00 0,00 2,140 53,25
Смирнов 6,6 8,7 28,12 28,03 0,09 2,000 54,65
Горчаков 6,7 8,0 29,00 28,00 1,00 2,000 55,05
Миронов 6,3 7,9 28,05 27,10 0,95 2,450 54,04
Малиновский 6,9 8,5 29,00 28,00 1,00 2,500 54,26

Таблица 5 «Контрольные нормативы специальной подготовленности юных хоккеистов.

Дата проведения: 11-12.05.2012 г.(10-11 лет)».

Группа: 2001 г.р. Тренеры: Багичев А.В., Осминкин В.И.

ФИО Бег 36м лицо Б Бег 36м спиной Б С-лом с шайбой Б С-лом б шайбы Б Раз-ца в слаломе Б 8мин. бег Б Челночный бег 18м*12р Б Общий балл
Козловский 5,7 7,0 25,80 26,20 -0,40 3,000 49,90
Кожин 6,0 7,5 27,20 26,00 1,20 2,900 50,10
Уйманов 5.6 7,5 26,01 26,25 -0,24 2,650 53,00
Терещенко 6,0 6,9 25,95 26,35 -0,40 2,750 50,00
Крыль 6,1 8,0 29,30 29,65 -0,35 3,000 50,10
Кузнецов 5,9 7,1 25,30 26,15 -0,85 3,000 50,20
Репин 5,9 7,3 26,10 25,95 0,15 3,050 49,10
Петров 5,7 7,1 26,65 26,40 0,22 2,850 50,50
Борисов 6,0 7,3 26,98 26,22 0,76 2,200 50,70
Рогов 5,9 7,8 27,36 26,30 1,06 2,400 51,20
Виноградов 6,1 7,9 27,30 26,15 1,15 2,700 52,00
Красильников 5,7 7,5 27,20 27,00 0,20 2,750 52,10
Анисимов 6,1 8,8 27,80 27,02 0,78 2,900 53,20
Зевакин 6,5 8,3 27,10 27,10 0,00 2,400 54,10
Балашов 6,0 8,8 27,11 27,35 -0,24 2,250 54,30
Колосов 5,9 8,8 27,05 27,95 -0,90 2,250 56,00
Матвеев 6,4 8,5 30,00 28,06 1,94 2,400 55,35
Лебедев 6,2 8,3 28,30 27,95 0,35 2,600 56,20
Новоженин 6,7 9,0 29,90 29,65 0,25 2,000 56,30
Смирнов 6,7 8,9 28,86 28,87 -0,01 1,900 57,60
Горчаков 6,8 8,2 29,95 28,96 0,99 1,950 57,50
Миронов 6,5 8,1 28,85 27,95 0,90 2,250 56,20
Малиновский 7,0 8,6 29,90 28,80 1,10 2,300 56,95

Таблица 6:

Оценка показателей взрывной силы хоккеистов на примере норматива «Бег 36 м. лицом» 10-11 лет

Баллы Количество хоккеистов, (человек) Процент, (%)
Высший
Выше среднего
Средний
Низший

Таблица 7:

Оценка показателей взрывной силы хоккеистов на примере норматива «Бег 36 м. лицом» 11-12 лет

Баллы Количество хоккеистов, (человек) Процент, (%)
Высший
Выше среднего
Средний
Низший

Таблица 8:

Оценка показателей взрывной силы хоккеистов на примере норматива «Бег 36 м. лицом» 12-13 лет

Баллы Количество хоккеистов, (человек) Процент, (%)
Высший
Выше среднего
Средний
Низший

Из таблиц 6,7,8 можно сделать следующие выводы:

В первый год учебно-тренировочного этапа у хоккеистов вводится начальный этап специально-физической подготовки, поэтому к результатам относятся не так строго, как к концу учебно-тренировочного этапа. В 12-13 лет показатели взрывной силы хоккеистов улучшаются до 44 %.

Таблица 9:

Оценка показателей скоростной выносливости хоккеистов на примере норматива «Челнок 18м*12р» 10-11 лет

Баллы Количество хоккеистов, (человек) Процент, (%)
Высший
Выше среднего
Средний
Низший

Таблица 10:

Оценка показателей скоростной выносливости хоккеистов на примере норматива «Челнок 18м*12р» 11-12 лет

Баллы Количество хоккеистов, (человек) Процент, (%)
Высший
Выше среднего
Средний
Низший

Таблица 11:

Оценка показателей скоростной выносливости хоккеистов на примере норматива «Челнок 18м*12р» 12-13 лет

Баллы Количество хоккеистов, (человек) Процент, (%)
Высший
Выше среднего
Средний
Низший

Из таблиц 9,10,11 можно сделать следующие выводы:

К 2014 году показатели скоростной выносливости уменьшаются, это объясняется тем, что оценка результатов производится по самому строгому уровню.

Из таблиц 3, 4, 5 можно сделать следующие выводы:

Т

Наши рекомендации