Ресурсная база социально-культурной деятельности
Ресурсная база как совокупность основных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг. Характеристика составляющих (компонентов) ресурсной базы социально-культурной деятельности: нормативные, кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы. Другие компоненты ресурсной базы социально-культурной деятельности: организационно-управленческие, организационно-технологические, информационно-методические и морально-этические ресурсы социокультурной сферы. Позитивные рыночные характеристики организации социокультурной сферы (опыт, конкурентное преимущество, имидж, деловая репутация предприятия, организационная культура) как один из компонентов ресурсной базы.
Сущность понятия нормативно-правового поля как совокупности действующих нормативных и правовых документов, закрепляющих и регулирующих процесс социально-культурной деятельности на федеральном, региональном (субъектно-федеративном) и муниципальном, местном уровнях.
Характеристика законодательной базы социально-культурной деятельности на международном, федеральном и местном уровнях.
Международные документы, защищающие права взрослых и детей во всех сферах жизни, в том числе и в социокультурной.
Федеральные законы, регулирующие организацию социально-культурной деятельности.
Законодательство на региональном уровне. Местное самоуправление и организация социокультурной деятельности. Муниципальные правовые акты.
Ведомственные документы инструктивного характера, направленные на совершенствование различных сторон организации социально-культурной деятельности.
Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность учреждений и организаций социально-культурной сферы. Положение и устав учреждения социально-культурной сферы. Служебная документация социокультурных учреждений.
Квалификационная характеристика специалиста как совокупность профессиональных требований, знаний, умений и навыков, реализуемых в процессе выполнения конкретных профессиональных обязанностей в социокультурной сфере.
Профессиональная компетентность специалиста социокультурной сферы как совокупность концептуальной, контекстуальной, технологической, адаптивной, коммуникативной, интегративной компетентностей.
Характеристика организационных способностей руководителя социально-культурного учреждения. Сущность, особенности и содержание кадрового менеджмента в социально-культурной сфере. Работа с персоналом в сфере культуры и кадровая политика.
Кадровые ресурсы социально-культурной деятельности как система принципов и структурных элементов: планирование, организация, мотивация и контроль.
Понятие финансово-экономический ресурсов социально-культурной деятельности. Источники формирования финансовой базы учреждений социокультурной сферы. Методы государственного финансирования социально-культурных учреждений. Программно-целевой принцип финансирования учреждений социокультурной сферы. Три уровня бюджетного финансирования: федеральный, региональный, муниципальный. Собственные источники финансирования социокультурных учреждений. Производственная деятельность социокультурных учреждений. Виды и направления предпринимательской деятельности учреждений социально-культурной сферы. Привлеченные источники финансирования социокультурных учреждений: благотворительные, спонсорские средства, гранты, банковские кредиты. Международные и отечественные благотворительные фонды и их роль в финансировании культурно-досуговых проектов и программ. Фандрайзинг как поисковая деятельность по привлечению средств для реализации социально-культурных проектов.
Материально-технические ресурсы социокультурной деятельности как совокупность орудий труда и предметов, имеющих материальную природу и необходимых для достижения целей и задач социально-культурной деятельности. Разновидность материально-технических ресурсов: основные фонды, оборотные средства и, иные ценности, стоимость которых отражена на их самостоятельном балансе. Основные фонды как разновидность ресурсов, составляющих материально-техническую базу социально-культурной деятельности, их классификация. Источники формирования материально-технической базы социально-культурных учреждений. Формы собственности на недвижимость в сфере культуры: государственная, общественная (партийная, профсоюзная и др.), акционерная и частная. Возможность приватизации памятников истории и культуры и особенности их эксплуатации.
Морально-этический ресурс как совокупность принципов, норм и требований, определяющих согласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников социально-культурной деятельности. Социальная, жизненная, политическая, профессиональная позиция специалиста социокультурной сферы. Категории долга, ответственности, совести, достоинства, чести – составляющие элементы моральной установки участников социокультурной деятельности. Категории блага, добра, зла, смысла жизни, счастья как «точки отсчета» их нравственно-ценностной ориентации. Категории идеала, добродетели, порока как критерии оценки проявления тех или иных нравственных качеств в их действиях и поступках. Профессионально-нравственный климат – необходимое и обязательное условие успешного функционирования социокультурных институтов и общностей. Содержание профессионально-этических принципов в практике участников социокультурной деятельности. Зарубежный и отечественный опыт кодификации норм поведения профессионалов и непрофессионалов, занятых в различных сферах и видах социально-культурной деятельности.