Методы обучения детей с нарушениями зрения и их коррекционная направленность

Метод – это способ достижения поставленной цели, совокупность приемов и способов познания реальной действительности.

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, Мы остановимся на классификации методов по источнику получения знаний:

словесные:

- рассказ;

- беседа;

- объяснение;

- работа с учебником.

наглядные:

- демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

- использование технических средств;

- просмотр кино- и телепрограмм.

практические:

- практические задания;

- тренинги;

- деловые игры;

- анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.

Среди словесных методов обучения широкое распространение получила беседа. Беседа позволяет вовлечь всех детей в учебный процесс, она учит живому общению, позволяет выявить и закрепить имеющиеся у детей знания. Беседа как метод обучения представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. Главное требование к использованию этого метода – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов детей. В то же время этот метод имеет ряд негативных сторон при использовании его в тифлопедагогике. Беседа, как и другие словесные методы, часто приводит к вербализму. Выражающемуся в книжном, оторванном от жизни догматическом преподавании и усвоении учебного материала. У детей с глубокими нарушениями зрения вербализм обусловлен полной невозможностью или ограниченной возможностью детей зрительного восприятия внешнего мира, поэтому знания у детей оторваны от конкретных представлений и понятий и не соответствуют им.

Рассказ – форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений. К рассказу предъявляются следующие требования:

- определенность темы и содержания;

- эмоциональность;

- четкость структуры.

Объяснение – метод овладения теоретическим учебным материалом. Существенным звеном объяснения является получение обратной связи, которая реализуется путем постановки вопросов.

Работа с учебником, книгой является одним из действенных методов овладения учебным материалом. Умение и навыки работы с книгой, сформированные в детстве, сохраняются на всю жизнь. Важно, чтобы каждый ребенок имел свою книгу, находить то место, которое изучается.

Наглядные методы. Использование метода демонстрации позволяет проводить работу по развитию у детей круга элементарных представлений и ставит своими задачами, с одной стороны, обогатить и систематизировать имеющиеся у детей опыт, с другой – научить их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту. Демонстрация натуральных объектов способствует развитию представлений и понятий детей об окружающем мире. От демонстрации натуральных объектов следует переходить к демонстрации моделей. Поначалу это уменьшенные копии натуральных вещей – игрушки. При этом демонстрируемый объект должен быть хорошо виден всем детям, следует обращать внимание на те свойства и стороны демонстрируемого объекта, которые связаны с сообщаемыми знаниями.

Методы обучения нельзя рассматривать в отрыве от средств обучения, которые во многом определяют новые направления в совершенствовании и обновлении методов. Непрерывно развивающаяся система методов – это необходимая методологическая основа в педагогической науке, которая обеспечивает непрерывность познавательного процесса, его развитие и совершенствование. Коррекционная направленность метода обучения определяется набором общих и специальных приемов обучения.

Наши рекомендации