Методы обучения детей с нарушениями зрения и их коррекционная направленность
Метод – это способ достижения поставленной цели, совокупность приемов и способов познания реальной действительности.
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, Мы остановимся на классификации методов по источнику получения знаний:
словесные:
- рассказ;
- беседа;
- объяснение;
- работа с учебником.
наглядные:
- демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
- использование технических средств;
- просмотр кино- и телепрограмм.
практические:
- практические задания;
- тренинги;
- деловые игры;
- анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.
Среди словесных методов обучения широкое распространение получила беседа. Беседа позволяет вовлечь всех детей в учебный процесс, она учит живому общению, позволяет выявить и закрепить имеющиеся у детей знания. Беседа как метод обучения представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. Главное требование к использованию этого метода – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов детей. В то же время этот метод имеет ряд негативных сторон при использовании его в тифлопедагогике. Беседа, как и другие словесные методы, часто приводит к вербализму. Выражающемуся в книжном, оторванном от жизни догматическом преподавании и усвоении учебного материала. У детей с глубокими нарушениями зрения вербализм обусловлен полной невозможностью или ограниченной возможностью детей зрительного восприятия внешнего мира, поэтому знания у детей оторваны от конкретных представлений и понятий и не соответствуют им.
Рассказ – форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений. К рассказу предъявляются следующие требования:
- определенность темы и содержания;
- эмоциональность;
- четкость структуры.
Объяснение – метод овладения теоретическим учебным материалом. Существенным звеном объяснения является получение обратной связи, которая реализуется путем постановки вопросов.
Работа с учебником, книгой является одним из действенных методов овладения учебным материалом. Умение и навыки работы с книгой, сформированные в детстве, сохраняются на всю жизнь. Важно, чтобы каждый ребенок имел свою книгу, находить то место, которое изучается.
Наглядные методы. Использование метода демонстрации позволяет проводить работу по развитию у детей круга элементарных представлений и ставит своими задачами, с одной стороны, обогатить и систематизировать имеющиеся у детей опыт, с другой – научить их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту. Демонстрация натуральных объектов способствует развитию представлений и понятий детей об окружающем мире. От демонстрации натуральных объектов следует переходить к демонстрации моделей. Поначалу это уменьшенные копии натуральных вещей – игрушки. При этом демонстрируемый объект должен быть хорошо виден всем детям, следует обращать внимание на те свойства и стороны демонстрируемого объекта, которые связаны с сообщаемыми знаниями.
Методы обучения нельзя рассматривать в отрыве от средств обучения, которые во многом определяют новые направления в совершенствовании и обновлении методов. Непрерывно развивающаяся система методов – это необходимая методологическая основа в педагогической науке, которая обеспечивает непрерывность познавательного процесса, его развитие и совершенствование. Коррекционная направленность метода обучения определяется набором общих и специальных приемов обучения.