Определение понятия «дизонтогенез»
Д |
изонтогенез(англ. mental dysontogeny, dysontogenesis) — нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих; нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов; (от греч. – dis- – приставка, означающая расстройство, и ontogenesis – индивидуальное развитие) – термин, впервые употребленный Й. Швальбе в 1927 г., для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В дальнейшем этим понятием стали обозначать различные отклонения от нормального физического и психического развития в детском возрасте. Термин используется преимущественно в детской психиатрии, в дефектологии (коррекционной педагогике) ему соответствует понятие «аномалии развития» [1].
Любое более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к нарушениям психического развития. Проявления, характер и глубина нарушений будут различны в зависимости от:
v этиологии (причинности, вредоносного фактора);
v локализации (места поражения мозговых структур);
v степени распространенности (размер очага) и выраженности поражения;
v времени возникновения (внутриутробно, в момент родов, до трех лет, после трех лет);
v социальных условий, в которых оказался больной ребенок.
Эти факторы определяют основную модальность (тип, характер и глубину) психического дизонтогенеза (Cм.рис. 1.)
Незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера обуславливают повышенную восприимчивость центральной нервной системы ребенка к различным вредностям. Как известно, целый ряд патогенных факторов, не оказывающих влияния на взрослого, вызывает нервно-психические нарушения и аномалии развития у детей. При этом в детском возрасте встречаются такие церебральные заболевания и симптомы, которых у взрослых либо совсем не бывает, либо они наблюдаются очень редко (например, фебрильные судороги и др.). Отмечается значительная частота вовлечения мозга в соматические инфекционные процессы, связанные с недостаточностью мозговых защитных барьеров и слабостью иммунитета.
Рисунок 1. Этиология и патогенез дизонтогений.
Тип, характер и глубина нарушений центральной нервной системы определяются тем, в какой период воздействовал тот или иной вредоносный фактор (время повреждения), мозговой локализацией патогенного процесса и степенью распространенности и интенсивности поражения мозга [2]:
Время повреждения. Объем поражения тканей и органов при прочих равных условиях тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор. Наиболее ранимым является период максимальной клеточной дифференциации. Если же патогенный фактор воздействует в период «отдыха» клеток, то ткани могут избежать патологического влияния. Поэтому одни и те же пороки развития могут возникать в результате действия различных внешних причин, но в один период развития, и, наоборот, одна и та же причина, действуя в разные периоды внутриутробного онтогенеза, может вызвать разные виды аномалий развития. Для нервной системы ребенка особенно неблагоприятно воздействие вредности в первый триместрбеременности.
Мозговая локализация процесса и степень его распространенности. Особенностью детского возраста является, с одной стороны, общая незрелость, а с другой — большая, чем у взрослых, тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта.
Поэтому при поражениях, локализованных в определенных центрах и проводящих путях, длительное время может не наблюдаться выпадения определенных функций. Так, при локальном поражении компенсация, как правило, значительно выше, чем при дефицитарности функции, возникшей на фоне общемозговой недостаточности, наблюдаемой при диффузных органических поражениях ЦНС. В первом случае компенсация идет за счет сохранности других систем мозга, во втором — общая недостаточность мозга ограничивает компенсаторные возможности.
Интенсивность повреждения мозга. При органических поражениях мозга в детском возрасте наряду с повреждением одних систем наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с поврежденной. Сочетание явлений повреждения с недоразвитием создает более обширный характер нарушений.