Критерии оценивания всех видов контроля
Критерии оценивания направлены на определение уровня сформированности компетенции и в зависимости от конкретной деятельности позволяют ранжировать результаты обучения студента.
Постоянный контроль знаний студентов на кафедре осуществляется в виде трех текущих (ТК) и рубежного (РК) контролей в нетестовой форме, проводимых на практических занятиях в соответствии с графиком технологической карты.
Интервал набираемых студентом баллов по текущим контролям (ТК) указан в технологической карте и определяется сложностью и значимостью знаний по тестируемой работе. Нижний предел (пороговый уровень сформированности компетенции) выставляется в случае правильного и самостоятельного выполнения практического задания. Максимальный балл по контролю (повышенный уровень сформированности компетенции) студент получает после проверки его теоретических знаний в виде устных вопросов. Максимальный бал может быть получен только при своевременной сдаче текущего контроля на предусмотренном технологической картой занятии. Посещаемость каждого практического занятия оценивается в 1 балл.
Контрольная работа включает два расчетно-графических задания «Оценка личного физического состояния» и «Промер спортивного движения», которые могут быть выполнены полностью самостоятельно без использования какого-либо специального оборудования.
В первом задании «Оценка личного физического состояния» контролируется умение студента устанавливать взаимосвязь между полученными фактическими и должными значениями различных показателей и тестов и способность давать педагогическую интерпретацию результатам исследования. Нижний предел выставляется за правильно выполненную расчетно-графическую часть задания и приносит 6 баллов, а каждый правильный ответ на три коротких вопроса по теме задания приносит по 2 балла, что позволяет набрать за 1-ое задание максимально 12 баллов.
Во втором задании контрольной работы «Промер спортивного движения» контролируется умение студента проводить научный анализ результатов исследований и способность к анализу двигательной деятельности. Нижний предел выставляется за правильно выполненную расчетно-графическую часть задания и приносит 9 баллов, а каждый правильный ответ на три вопроса приносит по 3 балла, что позволяет набрать за 2-ое задание максимально 18 баллов.
Таким образом, за оба задания контрольной работы студент может получить от 15 до 30 баллов.
Для выполнения первого задания контрольной работы не требуется никакой дополнительной информации от преподавателей.
Для выполнения второго задания необходим графический материал – промер спортивного движения, который выдается каждому студенту индивидуально в зависимости от порядкового номера в списке учебного журнала.
Задание для контрольной работы выдается на кафедре биомеханики (наб. Мойки, д. 108) в аудитории №34.
ТК №1. Предполагает проверку теоретических знаний, которые студент получает самостоятельно и на лекциях. Студент получает 4 вопроса по материалам лекционных занятий. Каждый правильный односложный ответ оценивается в 1 балл, а развернутый ответ приносит 2 балла, что позволяет набрать за первый текущий контроль ТК №1от 2-х до 8-ми баллов.
ТК №2. Предполагает проверку правильности и самостоятельности выполнения практической работы «Оценка качества быстроты», а также оценивается качество изучения вопроса «Оценка скоростно-силовых способностей». Нижний предел выставляется за правильно выполненную расчетную часть практической работы, что приносит 1 балл. Каждый правильный ответ на три вопроса по практической работе приносит по 1 баллу. По теории скоростно-силовых способностей задается три вопроса: при односложном правильном ответе студент получает по 1 баллу, а развернутый ответ приносит по 2 балла за каждый правильный ответ. В итоге студент может набрать за ТК №2 от 1 до 10 баллов.
ТК №3. Предполагает проверку правильности и самостоятельности выполнения практических работ «Оценка качества силы» и «Измерение линейных ускорений». Контролируется умение студента прогнозировать влияние результатов исследований на эффективность практической деятельности. Нижний предел (пороговый уровень) выставляется за правильно выполненную расчетную часть практических работ и приносит по 1 баллу за каждую работу. Каждый правильный ответ на два вопроса по материалам расчетов каждой практической работы приносит по 1 баллу. По теории вопросов оценки силовых способностей и измерения линейных ускорений задается три вопроса, правильный ответ на каждый – оценивается в 1 балл, что позволяет набрать за ТК №3от 2-х до 9-ти баллов.
Рубежный контроль. Предполагает проверку правильности и самостоятельности выполнения практической работы «Оценка гибкости» и качество ознакомления с методиками для «Оценки координационных способностей». Контролируется умение студента использовать результаты практической работы в практике физической культуры. Нижний предел (правильно выполненная практическая работа) приносит 5 баллов, а каждый правильный ответ на пять коротких теоретических вопроса по рассматриваемой теме приносит по 1 баллу, что позволяет набрать максимально 10 баллов.
Студенты, набравшие не менее 50 баллов по всем видам контроля, получают оценку «зачет». Студенты, набравшие от 20 до 50 баллов, сдают промежуточный контроль (ПК) по билетам в виде зачета, что позволяет им добрать недостающие баллы.
Промежуточный контроль (зачет). Промежуточный контроль проводится по билетам. В каждом билете предлагается три вопроса из перечня объемных требований, которые включают материал лекционных и практических занятий. Правильные односложные ответы на два вопроса билета дают нижний предел – 22 балла. Односложные ответы на все три вопроса билет позволяют набрать в сумме 24 балла. Развернутый ответ на каждый вопрос билета приносит дополнительно от 1 до 2-х баллов в зависимости от полноты изложения материала. Таким образом, студент может получить за промежуточный контроль от 22 до 30 баллов.
Студенты, набравшие менее 50 баллов после всех видов контроля, получают оценку «незачет».
ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ(для зачета)
1. Спортивная метрология как наука. Особенности, цели и задачи.
2. Структура предмета спортивная метрология. Объективные и субъективные особенности измерений.
3. Элементы теории измерений: три составные части теории.
4. Элементы теории измерений: шкалы и их разновидности.
5. Элементы теории измерений: единицы измерений, точность измерений.
6. Элементы теории тестов: тесты, понятие тестов, их разновидности.
7. Элементы теории тестов: требования, предъявляемые к тестам.
8. Элементы теории тестов: батарея тестов. Оценка личного физического состояния.
9. Элементы теории тестов: характеристики тестов. Надежность, информативность тестов.
10. Элементы теории оценок: два виды оценок спортивного результата.
11. Элементы теории оценок. Оценка соревновательной деятельности в различных видах спорта.
12. Элементы теории оценок. Оценка квалификационного результата.
13. Элементы теории оценок: нормы, разряды, возрастные нормы.
14. Квалиметрия: основные понятия. Разновидности квалиметрических оценок.
15. Квалиметрия: основные положения (постулаты).
16. Составные части спортивного мастерства. Физические качества.
17. Оценка качества силы: определение, способы измерения.
18. Оценка качества силы: два вида динамометрических систем.
19. Оценка качества силы: градиент силы, интегральный показатель силы.
20. Оценка качества силы: максимальное и мгновенное значение.
21. Оценка быстроты. Контроль за временем реакции. Реакции простые и сложные.
22. Оценка быстроты. Способы измерения быстроты.
23. Оценка быстроты: измерение скорости движения.
24. Оценка скоростно-силовых способностей: разновидности используемых тестов.
25. Графические способы представления оценки физического состояния: гистограмма и профиль.
26. Оценка качества выносливости: силовая, общая. Способы оценки.
27. Оценка качества гибкости: виды гибкости, понятие ДАГ. Способы оценки.
28. Оценка координационных способностей: способы измерения.
29. Судейство в различных видах спорта. Объективность и субъективность.
30. Фотофиниш: решаемые задачи.
31. Фотофиниш: определение времени финиширования.
32. Бесконтактный метод оценки состояния и двигательных действий спортсмена: задачи, особенности и область применения.
33. Бесконтактные методы, используемые для оценки кинематических характеристик движения. Параметры времени и перемещения, определяемые по материалам светорегистрации.
34. Бесконтактный метод. Протоколирование событий.
35. Бесконтактный метод: достоинства и недостатки.
36. Бесконтактный метод: оценка временных характеристик движения.
37. Бесконтактный метод: оценка пространственных характеристик движения.
38. Бесконтактный метод: оценка пространственно-временных характеристик движения.
39. Съемка спортивных событий и действий. Цели, задачи, особенности съемки.
40. Съемка двигательных действий. Иллюзия движения. Особые условия “восстановления” движения.
41. Съемка быстрых движений. Полноценность зрительной информации. Выбор частоты съемки.
42. Специальные виды светорегистрации. Стробоскопическая съемка, условия проведения, использование в спортивной практике.
43. Специальные виды светорегистрации. Циклографическая съемка, условия проведения, использование при оценке двигательных действий.
44. Определение временных интервалов по стробо- и циклограмме.
45. Съемка быстрых движений. Импульсные источники света.
46. Особенности режимов TV съемки и видеопоказа в учебно-тренировочной работе. Определение времени по TV материалам.
47. Кино-, видеограмма, кино-, видеокольцовка. Использование при оценке физических упражнений и в спортивной практике.
48. Две проблемы регистрации быстрых двигательных действий.
49. Промер спортивного движения: способы выполнения, особенности.
50. Промер двигательного действия: расчет пространственно-временных характеристик.
51. Промер двигательного действия: определение временных параметров.
52. Промер двигательного действия: определение пространственных параметров.
53. Оценка качества гибкости бесконтактным методом. Условия проведения. Характеристики вращательного движения.
54. Определение угловых кинематических характеристик бесконтактным методом. Угловые и временные параметры.
55. Оценка скоростно-силовых способностей бесконтактным методом. Условия измерения.
56. Оценка быстроты бесконтактным методом. Определение временных параметров. Условия измерения.
57. Контактные методы оценки состояния и двигательных действий человека. Задачи, особенности и область применения.
58. Контактные методы оценки состояния и двигательных действий человека в сравнении с бесконтактными. Достоинства и недостатки.
59. Преобразование измеряемого параметра в электрическую форму. Достоинства и недостатки.
60. Общая схема измерительной системы, ее элементы. Особенности измерений двигательных действий.
61. Оценка состояния и двигательных действий человека с использованием датчиков-преобразователей. Группы и типы датчиков.
62. Линии связи в спортивных измерениях. Виды, особенности и область применения.
63. Регистраторы-самописцы в спортивных измерениях: назначение, основные функции, виды.
64. Регистраторы-самописцы в спортивных измерениях: измерение временных параметров.
65. Оценка состояния спортсмена с помощью датчиков-электродов. Виды, назначение, способ применения.
66. Пьезодатчик, конструкция и использование в измерениях двигательных действий.
67. Тензодатчик, конструкция и использование в измерениях двигательных действий.
68. Датчики особой группы. Разновидности, использование в измерениях двигательных действий.
69. Оценка быстроты с помощью датчиков-преобразователей. Конструкция стельки для измерения длительностей фаз движения.
70. Хронограмма ходьбы и бега. Способы получения. Анализ хронограмм.
71. Хронограмма ходьбы и бега: временные параметры движения.
72. Оценка скоростно-силовых способностей с помощью замыкающих датчиков. Конструкция датчика фаз прыжка.
73. Оценка скоростно-силовых способностей. Вариативность прыжков в зависимости от техники их выполнения.
74. Оценка качества гибкости с помощью угломерных датчиков. Конструкция. Разновидности.
75. Оценка качества гибкости. Гониограмма. Способ получения. Анализ.
76. Определение кинематических характеристик вращательного движения по гониограмме. Угловая скорость.
77. Оценка силовых качеств с помощью тензодатчиков. Способ измерения.
78. Силоизмерительные элементы в спортивных исследованиях. Назначение, характеристики, разновидности. Закон Гука.
79. Оценка силовых качеств. Тензодинамограмма. Способ получения. Анализ. Градиент силы.
80. Оценка координационных способностей. Стабилометрия, параметры качества регуляции позы.
81. Оценка координационных способностей. Треморометрия.
82. Определение линейного ускорения с помощью датчиков-акселерометров. Конструкция, способ измерения.
83. Определение линейного ускорения движения с помощью тензодатчиков. Акселерограмма. Способ получения. Анализ.
84. Оценка скоростно-силовых способностей контактным методом. Прыжковая выносливость и способы ее оценки.
Полная информация для изучения предмета «Спортивная метрология» представлена в следующих изданиях.
1. Биленко, А.Г. Основы измерений в биомеханике физических упражнений. Теоретический курс: Учебное пособие / А.Г. Биленко, Л.П. Говорков; НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2011. – 132 с.
2. Биленко, А.Г. Основы спортивной метрологии: Учебное пособие / А.Г. Биленко, Л.П. Говорков; СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2005. – 138 с.
3. Биленко, А.Г. Измерения в биомеханике физических упражнений. Практический курс: Учебное пособие / А.Г. Биленко, Л.П. Говорков, Л.Л. Ципин; НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2010. – 166 с.
4. Биленко, А.Г. Практикум по спортивной метрологии: Учебно-методическое пособие / А.Г. Биленко, Л.П. Говорков, Л.Л. Ципин; СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2006. – 118 с.
5. Смирнов, Ю.И. Спортивная метрология /Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков. – М., ИЦ «Академия», 2000.
6. Коренберг, В.Б. Спортивная метрология: учебник / В.Б. Коренберг. М.: Физическая культура, 2008. - 368 с.
Предлагаемые в этом списке практикумы содержат все разделы для самостоятельного выполнения практических заданий: краткую теоретическую часть, порядок выполнения работы с расчетной частью, бланки отчетов по каждой работе.
Указанная литература имеется в библиотеке университета.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ:
СПОРТИВНАЯ МЕТРОЛОГИЯ
IIкурсIIIсеместр
Базовый модуль | |||||
№ занятия | Посещаемость (баллы) | Содержание занятий и виды контроля | Количество баллов | Накопленная «стоимость» min/max (баллы) | Самостоятельная работа (часы) |
Лекция №1. «Спортивная метрология как учебная и научная дисциплина, цели и задачи курса. Основные элементы теорий измерений, тестов, оценок и квалиметрии» | |||||
Лекция №2. «Инструментальные методы исследования. Оценка двигательных действий и физического состояния» | |||||
Практическое занятие №1. Выполнение практической работы «Оценка качества быстроты» ТК-1 (проверка теоретических знаний) | 2/8 | 3/9 | |||
Практическое занятие №2.Выполнение практической работы «Оценка силовых качеств» и «Измерение линейных ускорений» ТК-2 (проверка практических работ) | 1/10 | 5/20 | |||
Практическое занятие №3.Выполнение практической работы «Оценка гибкости» ТК-3 (проверка практических работ) | 2/9 | 8/30 | |||
Рубежный контроль(контрольное задание) | 5/10 | 13/40 | |||
Контрольная работа | 15/30! | 28/70 | |||
Промежуточный контроль (ЗАЧЕТ) может быть поставлен по сумме баллов за посещаемость и успеваемость по итогам текущих и рубежных контролей | 22/30 | 50/100 | |||
Итоговая сумма баллов за III семестр | 50/100 | 50/100 | 62 |