Роль технико-творческих компонентов в создании спектакля, праздников и шоу-программ. €

Билет № 16

1. Тесты:

1. Скоморохов представления по классификации массовых праздников относились к

Б) народных праздников

2. В каком обрядовом народном празднике встречается драматичнский обряд-игра «коза»:

Г) новый год

3. Какое народное драматическое действие является главной в празднике Рождество Христово:

Г) вертеп

4. К физическим игр-соревнований относится:

А) эстафеты

5. Какой вид народного театра возник в Киевской Руси.

А) кукольный

Вопросы:

2. Идейно –тематический анализ как составная часть режиссерско-постановочного плана

Идейно-тематический анализ сценария выделяет в произведении основную, центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. Если анализ действия изучает взаимосвязь событий и форму протекания действия, то идейно-тематический определяет смысл, который наполняет эти действия; отвечает на вопрос «почему это происходит?». Он занимается поиском мотивов, но мотивы - если говорить более точно - «суть абстрактные и универсальные понятия» по определению Пави, а темы в отличие от них есть конкретизированные и индивидуализированные мотивы, например: мотив измены - тема измены Катерины своему мужу, Тихону; мотив любви - Тема Любви Ромео и Джульетты.

Основные понятия:

Раздел идейно-тематический анализ постановочного плана должен раскрывать следующие моменты содержания и формы представления:

· Тема (от греческого thema, дословно то, что положено в основу)

Тема сценария - это главная проблема воплощена в конкретный жизненный материал, в котором происходит решение этой проблемы. Тема должна быть конкретна, кратка и нести в себе 3 основных вопроса: ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Тема - всегда конкретная, она вытекает из тех исторических, социальных условий, которые отображены в сценарии. Она всегда объективна.

Тема - которая имеет огромное значение в создании исценического образа. Магическое «если бы», вымысел, который мгновенно рождает массу ассоциаций, мыслей, забот и тревог. М.А. Корпушкин

Тема - основной жизненный материал, круг жизненных явлений, изображённых в драме. Основная общая проблема, поставленная в драматургическом произведении. К.С. Станиславский

Тема - круг жизненных явлений. Проблема, причины, размышления, вариант решения или вопрос. Проблему нужно взорвать, чтобы зритель задумался. Е.Б.Вахтангов

· Идея (от греческого idea - понятие, воображение).

Идея сценария - это отношения автора, к отображенной им действительности.

Идея формулируется в лаконичной зазывно лозунговой форме.

Идея - главная мысль художественного произведения ради которой он создается.

Идея - в искусстве чужая тенденция должна превращаться в собственную идею, претворится в чувство, стать искренним стремлением. Основной принципиальный смысл произведении выступающий через все единство образов. Философская оценка изображение действительности, действующих лиц, событий. В идее заключен вывод. К.С. Станиславский

· Конфликт (от лат. Conflictus - столкновение, спорность, раздор).

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, мыслей, взглядов, противостояния между отдельными слоями материала, отдельными фактами, или героями литературного сценария. Он имеет две тенденции развития и в результате побеждает одна из них.

Конфликт - обязательный элемент структуры драматургического произведения - столкновение противоположных идей и взглядов, заострение противоречий, которое имеет форму драматичной борьбы.

В связи с этим нужно придерживаться определений, «действие» как составная часть конфликта, учитывая, что действие - основная тенденция развития конфликта - контрдействие - главная тенденция, противодействующая основной.

Конфликт - объективно точное соотношение сверхзадачи и сквозного действия, а также отбор необходимых для выявления темы и понимания проблем событий формирует конфликт. М.А. Корпушкин

Конфликт (столкновение) - противоборство, столкновение героев, которые стремятся к поставленным целям; степень противоречия, степень его распространения в действенной борьбе. К.С. Станиславский

· Действие и Контрдействие

Действие - это единый психофизический процесс направлений на достижение цели

Контрдействие - это действие, с целью воздействовать на персонажа, изменить его, но разность и сопротивление сторон рождает конфликт.

· Жанр и Характер

Жанр (от франц. Genre вид, род) - это выявление мировоззрения, идейной позиции автора. Жанр выбирает автор для поиска тех средств выразительности, с помощью которых он с наибольшим успехом может достичь выявления идейно тематической направленности произведения. Жанр - это угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе.

Характер - это образ материала, создаваемый автором. Он передает основные чувства и переживания.

ИДЕ'ЙНО-ТЕМАТИ'ЧЕСКИЙ АНА'ЛИЗ,
рассмотрение (определение) замысла автора художественного произведения (литературного,
муз., сценического, праздничного и др.), его основные мысли, жизненные проблемы и их отра-
жение в жизни сегодняшней. Это ответы на вопросы «О чем произведение?» (Тема), «Что автор
хотел сказать по поводу темы?» (Идея) и «Ради чего оно создано автором?» (Сверхзадача).

ИДЕ'Я(гр. idea - понятие, представление,идея, образ),

1) форма отражения в мысли явлений объективной реальности.

2) Мысль, общее понятие о предмете или явлении; продукт человеческого мышления, отражающего материальный мир.

3) Определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, логического построения,в частности мировоззрения.

4) Основная главная мысль, замысел, определенное содержание чего-либо, например, художественного, научного или политического произведения и т. д.

5) (В иск-ве) воплощенная в произведении иск-ва эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и челка. Идея составляет ценностно-идеологический аспект художественного произведения и является наряду с темой и пафосом одним из эл-тов художественного содержания. Идея - не отвлеченная мысль, а живое и конкретное осуществление смысла в художественном образе:«... иск-во доводит до сознания истину в виде чувственного образа...» (Гегель). И. передается всей целостностью произведения иск-ва, ед-вом всех его эл-тов и уровней. (Идейность, Идейно-тематический анализ. Сверхзадача).

ТЕМА(< rp. thema - то, что положено в основу),

1) предмет описания, изображения, исследования, обсуждения, разговора и т. д

2) (В иск-ве) объект изображения, круг жизненных явлений, отражаемых писателем, художником или композитором и скрепленных воедино авторским замыслом.

3) (В музыке) построение, составляющее основу муз. произведения или его разде-
лов. В крупных муз. произведениях могут быть 2- 3 и более тем.

3) (В музыке) муз. фраза, главный мотив, к-рый является в муз. произведении основой для дальнейшего развития.

4) (В театре) те явления, события, к-рые отображаются драматургом в произведении. Т. является выражением национальных особенностей, жизни той или иной эпохи, отрезка времени. Чаше всего драматурги описывают то," что они видели сами.

5) (В театрализованном представлении, празднике) постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Она порождает обращение к тому (или другому) сюжету. Т. Характеризует содержательный слой представления (праздника), сюжет, являясь образной конкретизацией темы. - характеризует его форму. Т. является одной из составных частей замысла, отвечает на жизненно важный вопрос «О чем?», требующий своего размышления и разрешения.

СВЕРХЗАДА'ЧА, идея, ставшая внутренней потребностью, стремлением, пафосом художника; жизненная цель, притягивающая к себе все без исключения жизненные и творческие задачи, то, ради чего режиссер творит массовое театрализованное действие и объединяет в общий творческий процесс всех его участков. Отход от С.
и сквозного действия в режиссуре - это не только потеря идейной целеустремленности, но это одновременно и распад формы, когда постановка у режиссера и образ у актера размельчается на отдельные куски, не создающие целого. (Перспектива),

СВЕРХ-СВЕРХ ЗАДА'ЧА, жизненная целеустремленность, лежащая в основе творческого пути художника. Личное отношение художника к жизни, к событиям, к-рые являются основой театрализованного действия.

Роль технико-творческих компонентов в создании спектакля, праздников и шоу-программ. – отсутствует.

Наши рекомендации