Оценка успеваемости учащихся на уроках музыки
Специфика оценки в преподавании предметов искусства.
Объект проверки и оценивания на уроке музыки.
Личностно-ориентированный подход в системе оценивания.
Основные положения оценивания успеваемости обучающихся.
Методы проведения текущего и итогового контроля результатов музыкальной работы, их значение как средства «обратной связи» и стимула обучения.
Контроль в различных видах музыкальной деятельности.
Домашние задания на уроке музыки и их проверка.
Методика проведения индивидуального и коллективного учета успеваемости школьников.
Игровые методы контроля и оценки музыкальной успеваемости обучающихся.
Словесно-содержательная оценка в условиях безотметочного обучения музыки.
Система оценивания учащихся на уроках музыки складывалась и шлифовалась годами, в конце прошлого столетия активно обсуждалась на страницах журналов и газет. (Например, проведенная Д.Б. Кабалевским дискуссия «Еще о педагогических оценках на уроках музыки». // «Музыка в школе», 1986, № 4; 1987, № 1; 1987, № 4; и др.). Были выработаны позиции, которые отражают в общем специфику предмета «Музыка» и которые нельзя исключать из нынешних поисков. Предложение разработать и ввести в практику преподавания предмета «Музыка» в школе совершенно новый подход в оценивании учебных достижений ребенка вызвал ряд вопросов, которые стоит обсудить.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание, что любая деятельность, в том числе и оценочная, требует времени и усилий. Предмет «Музыка» по учебным планам школ проводится один раз в неделю, что означает в четверти не более семи-десяти уроков, потому различные контролирующие формы работы достаточно ограничены.
Второе, это ярко выраженная специфичность предмета «Музыка». В основе познания искусства лежит метод переживания. Для учителя музыки всегда было важно, затронуло ли эмоционально ребенка то или другое произведение. Если говорить другими словами, то учитель не может требовать от ученика запраграмированного ответа по итогам общения его с художественным образом.
Более того, степень эмоциональной отзывчивости может быть разной у одного и того же учащегося на музыку Баха, Моцарта или Шуберта. И каждый ученик видит «свое», то, что может быть не интересует другого. Свою специфику имеют также формы работы на уроке, в большинстве своем групповые и коллективные.
Объектом проверки по предмету музыка являются учебные достижения школьников, которые проявляются в:
- эмоциональной отзывчивости на музыку, слово, изображение, жест, мимику;
- знании важнейших понятий музыковедения, позволяющих ориентироваться в мире музыки;
- способности воспринимать содержание и характер музыкальных образов, музыкальный язык;
- овладении музицированием в различных формах (сольное, ансамблевое, хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах);
- способности сделать нравственный выбор;
- овладении методами анализа музыкальных явлений;
- проявлениях личностного отношения к музыкальным явлениям и к жизненным ситуациям;
- умении применять полученный опыт в работе над творческими заданиями, в различных видах музыкального творчества.
Поэтому следует отметить определенную специфичность как механизма оценивания, так и самой оценки в условиях именно массового музыкального воспитания. У каждого педагога может быть индивидуальный оценочный стиль.
Личностно-ориентированный подход - исходная идея в определении направленности всей системы оценивания. Прежде всего, в музыкальном воспитании оценивается степень индивидуального роста каждого учащегося, так как уровень развития музыкальных способностей различен, опыт участия в музыкальной деятельности может быть также организован в соответствии с особенностями каждого ребенка.
Главными принципами в организации массового музыкального воспитания выступают воспитывающее обучение и развивающее обучение, с акцентуацией на воспитательную и развивающую роль обучения. Потому при оценивании важно учитывать постепенно формирующееся отношение ребенка через музыкальное искусство к самым различным явлениям жизни, его нравственное созревание. Другими словами, учитель имеет право оценить воспитанность и развитость ребенка. При этом немаловажным фактором выступает именно стимулирующая роль оценки. Главная функция оценки на уроках музыки - стимулирование учащихся в их развитии, образовании и воспитании и контроль за данным процессом.
На уроках музыки может использоваться не только индивидуальная, но и коллективная оценка (класс - хор, класс – оркестр, класс – слушатель, группа – ансамбль и т.д.).
Основные моменты, характерные для системы оценивания учащихся на уроках музыки в общеобразовательных школах могут быть выражены в определенных положениях:
Положение 1. Сохранить право на специфический подход в системе оценивания учебной деятельности учащихся,в связи со спецификой музыкального искусства и исходя из закономерностей художественного творчества.
Положение 2. Оценка, как и одна из форм ее выражения – отметка, используется прежде всего не столько как инструмент строгого учета, а больше как инструмент стимулирования общего и музыкального развития учащегося и формирования художественного вкуса. В сложившейся годами практике в связи с этим преимущественно выставлялись положительные оценки.
Положение 3. Отметка выставляется не по формально установленным критериям, а на основе наблюдения – за демонстрацию определенного качественного уровня в любом виде и в любой форме; за степень индивидуального роста; за способность активно и с интересом работать в нужном для художественного творчества аспекте, в большинстве случаев коллективного.
Большинство фиксируемых в журнале отметок выставляется за выполнение задания, ясно и четко сформулированного учителем.
Положение 4. В качестве основных выступают такие формы оценивания, как
- эмоциональная реакция,
- словесная характеристика
- причастность к творчеству
За коллективные формы работы (хоровое или ансамблевое пение, оркестровое исполнение, коллективное слушание музыки и др.) выставляется одинаковая для всех участников коллективная оценка, которая дополняется по ходу четверти индивидуальными оценками. Также по общепринятой для всех предметов схеме отметки разделяются на текущие и итоговые.
Положение 5. Гласность в оценивании – гласность в демонстрации эталонов освоения музыкальной деятельности. Учитель имеет право на свое видение проблемы музыкального воспитания коллектива учащихся класса, но его требования должны быть понятны администрации, ученикам, родителям.
Положение 6. Оцениваниена уроках музыки может также проводится в режиме диагностирования учащихся по любому интересующему учителю вопросу (степень развития звуковысотного слуха, прочность слуховых представлений, чистота интонирования, богатство ассоциативного мышления, знания по определенной теме и т.д.). Отметки при этом могут фиксироваться учителем как в журнале, так и только в его исследовательской документации и тогда результаты дипломатично доносятся до учащихся и родителей. Можно применять различного рода тесты, которые из-за ограниченности времени на прослушивание каждого ученика не могут считаться обязательными формами оценивания.
Положение 7. Любое задание независимо от уровня и степени сложности (как творческое, так и репродуктивное) имеет свой эталон качественного выполнения по законам искусства.
Система контроля за усвоением знаний может проводиться в следующих формах:
- наблюдение за развитием и деятельностью учащихся на уроках и концертах, в том числе за слушательской и исполнительской деятельностью;
- контролирующее прослушивание пения или игры;
- творческие задания с использованием полученных знаний и умений;
- устный опрос (индивидуальный, групповой, фронтальный);
- письменные контрольные работы с вопросами различного характера (узнавание на слух музыки, закрепление понятий из музыковедения и т. д.);
- рефераты по творчеству композиторов, темам;
- викторины, кроссворды;
- контролирующие компьютерные программы, игровые и т.д.
Предлагаются следующие критерии оценки: объективность, систематичность, гласность. Если учитель придерживается указанных выше критериев, дети в силу логических обоснований учителя понимают оценку как некий эталон требований и адекватно могут самооценивать себя. При этом очень важно оценивать рост навыков, для чего необходимо предварительно выявить уровень знаний и муз. способностей. Но при определении количественных показателей не следует забывать и о качественных показателях духовного роста школьника (проявлении интереса к музыке, непосредственности эмоционального отклика на музыку и пр.).
Э.Б.Абдуллин предлагает следующие критерии оценки учащихся начальной школы на уроках музыки:
«5» — соот-вие трем критериям либо первым двум:
• проявление интереса к музыке, непосред-ный эмоц-ный отклик на нее; выск-ния о прослушанном или исполненном произведении;
• активные усилия шк-ков, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;
• рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
«4» — соответствие двум или одному критерию.
«3» — отсутствие соответствия данным критериям.
«2»,«1» — недопустима.
Правила оценочной «безопасности»:
1. Не скупиться на похвалу.
2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
3. «На бочку дѐгтя- ложку мѐда!»: даже в море неуспеха находить островок успешности.
4. Учитель должен ставить перед учащимися только конкретные цели.
Критерии оценивания по видам деятельности на уроке музыки. Хоровое пение. - чистота интонирования и ритмическая точность; - знание стихотворного текста песни; - качество звучания: выразительность, эмоциональность, соответствие характера звуковедения образному содержанию песни, естественность звучания и дикционная ясность; - умение петь в коллективе ( слышать и себя, и других). Нормы оценок по хоровому пению.
Оценка «5»: - знание мелодической линии и текста песни; -чистое интонирование и ритмически точное исполнение; -выразительное исполнение.
Оценка «4»: - знание мелодической линии и текста песни; -в основном чистое интонирование, ритмически правильное; -пение недостаточно выразительное.
Оценка «3»: -допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности; -пение невыразительное.
Оценка «2»: -исполнение неуверенное, фальшивое.
Слушание ( восприятие) музыки.
Обучающиеся должны уметь внимательно слушать музыкальное произведение и анализировать его.
Формы контроля: - фронтальный опрос по анализу прослушанной музыки
(учитывается точность ответов и использование музыкальной терминологии), проводится в устной форме.
Оценка «5»: - учащимся правильно названы: фамилия, имя, отчество композитора, муз. произведение, характер мелодии, лада, динамики, штрихов, инструментальный состав);
Оценка «4»: - учащийся правильно ответил на все вопросы учителя , но допустил незначительные неточности в ответах;
Оценка «3»: - учащийся допустил ошибки в названии произведения, в имени композитора и неточности в характеристике музыки;
Оценка «2»: - ученик затрудняется назвать автора произведения, не может охарактеризовать музыку.
Учитель не должен нарушать процесс художественного творчества учащихся искусственным утрированием оценочной деятельности, но в то же время должен создавать условия для мотивации творческого развития.