Позиции экспертизы педагогических проектов
Любой проект экспертируется с различных позиций:
· Социально-педагогической (что дает субъектам…).
· Психолого-педагогической (учет психолого-педагогических принципов и закономерностей, типологических особенностей возраста учащихся).
· Медицинской и валеологической (соответствие санитарно-гигиеническим требованиям).
· Научно-методической (обоснованность, полнота, готовность…).
· Управленческой (соответствие нормам, условиям, управляемость…).
Методы (формы), используемые при экспертизе
1. опросы и тесты
2. метод анализа, сравнения и обобщения
3. психолого-педагогическое исследование
• социометрический метод призван оценить внутриколлективные отношения
• метод Дельфи - собираются эксперты, заполняют тесты, анкеты и т.д. Все это обрабатывается и выносится общее решение.
• метод мозгового штурма
• коллективная дискуссия
• метод сравнения
Позиции, с которых оценивается проект
1. Социально-потребительская сторона
2. Психолого-педагогическая сторона (изучение сфер личности и их изменение)
3. Медицинская, валеологическая сторона (соответствие различным требованиям, вредное влияние при реализации проекта)
4. Управленческая сторона (насколько проект управляем).
5. Научно-методическая сторона (обоснованность сценария, проектировщика, готовность
педагогического состава)
6. Результативность, эффективность
Структура экспертного заключения
1. Каково значение проекта для потребителя
2. Каковы особенности проекта. Каковы основные идеи проекта
3. Какова степень разработанности всех разделов проекта
4. Возможные трудности при реализации проекта
5. Какова степень управляемости проекта
6. Адекватность методов, форм и средств реализации проекта поставленным целям и задачам
7. Каково соответствие нормативным документам
8. Каковы основные замечания, рекомендации и пожелания
9. Степень раскрытия кадрового обеспечения
10. Общие выводы по проекту
Критерии оценки проекта
I. Теоретико-педагогическая часть
1. Обоснование актуальности выбранной проблемы (задачи)
2. Выбор теоретических оснований для педагогического конструирования
3. Адекватность формулировки цели и задач конструкта
4. Адекватность выбора формы педагогического конструирования
5. Полнота, глубина описания состава и структуры выбранной формы педагогического
конструирования
6. Полнота, глубина описания факторов (условий), которые должны быть учтены при разработке
конструкта
7. Полнота, глубина описания деятельности учителя
8. Полнота описания средств и организационных форм достижения цели и решения задач
конструкта)
9. Полнота описания деятельности учащихся (обучающихся)
10. Полнота описания возможных процедур диагностики достижения цели и решения педагогических задач П. Творческая
11.Ясность, четкость, последовательность изложения
12.Наличие собственных (авторских) обоснованных суждений III. Оформительская
13.Уровень оформления текста конструкта
14.Объективность изложения
Варианты экспертного заключения
Экспертное заключение может быть представлено в текстовой или табличной форме. Следующие десять пунктов являются планом текстового варианта представления экспертного анализа:
Характер проекта. Значение проекта для…
Функциональные особенности проекта. Основные идеи проекта, их обоснованность. Оценка целей проекта.
Разработанность гипотетических предположений и показателей развития.
Полнота программы реализации по различным направлениям. Адекватность методов реализации и условий целям проекта, психолого-педагогическим особенностям детей, санитарно-гигиеническим условиям и требованиям к организации педагогического процесса. Соответствие нормативным документам.
Определение системы управления. Готовность педагогов к реализации.
Разработанность способов и форм представления результатов, самоанализа и самоэкспертизы, системы коррекционных мер. Соответствие методик отслеживания хода и результатов проектирования целям и характеру проекта.
Возможные трудности при реализации. Возможные перспективы в достижениях, в дальнейшем развитии, возможные конфликты и противоречия.
Замечания, рекомендации, необходимость доработки по следующим направлениям…
Необходимое ресурсное обеспечение (кадровое, научно-методическое, материально-техническое и финансовое).
Общие выводы экспертизы.
Или иной вариант вопросов экспертного заключения:
Что вызвало необходимость данного проекта, какова история его создания?
В чем характерные особенности проекта, чем он отличается от аналогичных проектов, что общего с имеющимися достижениями в области теории и практики образования?
В чем взаимосвязь проекта с особенностями данного образовательного учреждения, с общими задачами образования?
Каким образом проект согласуется с имеющимся положением в законе «Об образовании», с целями и задачами развития региональной и муниципальной системы образования, с целями и задачами развития образовательного учреждения?
Что дает проект для удовлетворения образовательных потребностей конкретных людей, для дополнения общего образования, для организации творческого досуга и самореализации детей и педагогов?
Какими могут быть последствия реализации проекта, что может вызвать трудности и конфликты, какие противоречия развития педагогического процесса не учитывает проект?
Какими могут быть результаты реализации проекта, как их определяют авторы, соответствуют ли методы определения целям проекта, достаточно ли они участвуют изучение всех изменений и их влияние на развитие образовательного процесса?
Определены ли этапы реализации, готовность педагогов к реализации, средства достижения и коррекции, форма поэтапного представления и анализа результатов и проблем которые могут возникнуть, степень ответственности за ход и результаты экспериментальной деятельности участников проекта, время на реализацию задуманных идей или преобразований?
Каким может быть будущее проекта, где еще могут быть использованы его результаты, как могут быть обобщены достижения, какое дальнейшее развитие может иметь проект?
Обобщенное мнение о проекте: какие причины повлияли на формирование вашего решения, кто еще может помочь в анализе проекта или его отдельных направлений?
Экспертное заключение может быть также, представляться путем заполнения листа экспертизы в табличной форме:
Билет №38