Теоретические основы управленческой деятельности
Раздел IV. Основные понятия теории управления
Социальному педагогу, специалисту по социальной работе для успешного решения определенного класса профессиональных задач важно иметь достаточно полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управленческой деятельности. Это поможет адаптироваться к ритму работы соответствующего учреждения социально-педагогической инфраструктуры, понять сложный механизм его функционирования, установить профессиональные деловые отношения с администрацией, коллегами, воспитанниками, их родителями, специалистами различных служб.
По своей сути социально-педагогическая деятельность представляет собой управление процессами развития личности, группы, общности, а также сама выступает в качестве управляемого элемента в структуре конкретного учреждения.
Глава 9. Управление как особый вид
Профессиональной деятельности
Теоретические основы управленческой деятельности
По данным Международной организации труда, в настоящее время имеется более 40000 профессий. Среди многообразия видов профессиональной деятельности особое место занимает управленческая деятельность.
В широком смысле под управлением понимают деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль их исполнения, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Основная задача управленческой деятельности заключается в установлении эффективных взаимосвязей и отношений в руководимом коллективе, обеспечивающих успешное достижение определенных целей, стоящих перед конкретной организацией. Иными словами, основная цель управления состоит в реализации субъектом руководящей деятельности аналитико-конструктивных, деятельностно-регулятивных и оценочно-корректировочных функций.
Говоря о том общем, что присутствует в процессе любой управленческой деятельности, необходимо подчеркнуть, что она осуществляется в рамках вполне определенной системы. Такая система управления представляет собой совокупность структурных элементов, интегративно объединенных устойчивыми управленческими связями, которые определяются целями, задачами и потребностями деятельности и обеспечивают достижение ее высоких результатов. Общий вид системы управленческой деятельности представлен на рис. 9.1.
Рис. 9.1. Схема системы управления в организации
В предлагаемой системе представлены следующие основные компоненты.
В качестве субъектов управления выступают руководитель, подчиненные, трудовой коллектив. Руководитель в соответствии с должностным статусом играет главную системообразующую роль в управленческой деятельности.
Управляемая подсистема обеспечивает решение задач профессиональной деятельности организации в соответствии с управленческим воздействием. Объектами данной подсистемы следует считать тех же сотрудников администрации и подчиненных, трудовой коллектив, которым адресуется управленческое воздействие.
Характер всей управленческой деятельности в конкретной организации определяют: цели и требования, предъявляемые к профессиональной деятельности сотрудников и функционированию данной организации; социально-экономическая, социально-психологическая ситуации и производственная реальность в трудовом коллективе.
Взаимосвязи между управляющей и управляемой подсистемами (и) бывают формальными (нормативными; на схеме 9.1 обозначены символом - ß) и неформальными (свободными; на схеме 9.1 обозначены символом - ---->). Присутствие в реальной практике управленческой деятельности свободной системы взаимоотношений (на схеме она выделена пунктирной линией) между управляющей и управляемой подсистемами обусловливает различные проявления творческих инициатив подчиненных, развитие форм самоуправления в трудовом коллективе.
Общим для систем управления конкретного назначения является то, что управляющий орган (субъект управления) и объект управления должны находиться в заранее обусловленной зависимости, вытекающей из предназначения самой системы. Вместе с тем каждая руководящая инстанция как управляющий орган любой динамической системы определенного ранга в свою очередь является подчиненной по отношению к более высокой инстанции.
Непременным и важным свойством управленческих систем является наличие в них обратной связи, то есть возможности получения управляющими инстанциями сведений о состоянии управляемых объектов. В силу этого управленческая деятельность руководителей предусматривает как личное общение начальников и других должностных лиц с подчиненными, так и непрерывную подачу сведений руководству со стороны подчиненных структур.
Следует указать и на такую общую характерную черту управленческих систем, как их способность переходить из одного состояния в другое без нарушения структуры. Иначе говоря, любой управленческий орган должен выдержать самые разнообразные воздействия со стороны внешней среды, быстро перестроиться применительно к новым требованиям и условиям, функционировать с необходимой эффективностью, то есть быть способным выполнить новые задачи в новой обстановке.
Для каждого руководителя важно создать самобытную, неповторимую и приемлемую только для него управленческую технологию, которая в то же время выстроена им с учетом принципов управления.
Общие принципы управленческой деятельности можно представить в виде трех групп:
· общественно-политические принципы (рациональное сочетание централизации и децентрализации управления; гласность; демократизация и гуманизация управления; развитие вариативных форм самоуправления; единоначалие и коллегиальность управления и др.);
· структурно-функциональные принципы (соответствие системы управления интересам организации и потребностям подчиненных; устойчивость, оперативность, мобильность управления; правовое закрепление управленческих функций руководителя и характера управленческих взаимосвязей и отношений в организации и др.);
· личностно-деятельностные принципы (конкретность управленческих действий и персональная ответственность за их результаты; правовое регулирование управленческой деятельности; индивидуально-ориентированный подход к подчиненным; стимулирование и мотивированность управленческой деятельности; принцип опоры на положительные стороны личности подчиненного; принцип объективного подхода к субъектам управления и др.).
Представленные принципы можно дополнить группой требований, разработанных в русле акмеологического подхода к управленческой деятельности: творческая активность руководителя в процессе выработке и реализации управленческих решений; развитие инициативы подчиненных путем делегирования им ряда полномочий управленческих функций.
Своеобразие управленческой деятельности состоит в том, что она является «метадеятельностью», т.е. деятельностью по организации другой деятельности.
Несмотря на различия в объектах и субъектах управления, управленческая деятельность в различных сферах профессионального труда имеет много сходного. В любой социальной системе центральным звеном является конкретный человек со своими самобытными особенностями и в то же время типичными признаками. Это во многом определяет наличие в управлении общих признаков как бы «изнутри». С другой стороны, общие закономерности и основные принципы управления являются главными и определяют содержание управленческой деятельности, какую бы сферу общественной жизни она ни обслуживала. Следовательно, основой управленческой деятельности являются общие принципы государственного управления, и она будет успешной только тогда, когда будет опираться на общие принципы, приемы и методы работы государственного аппарата. Однако это совершенно не означает полного отождествления конкретных приемов и методов управленческой деятельности в различных сферах жизнедеятельности, например, в хозяйственно-экономической сфере и в сфере управления общественными организациями.
Раскрывая специфику управленческой деятельности, следует подчеркнуть ее когнитивный характер, что позволяет в структуре управления выделить следующие составляющие:
- управленческое предвидение, прогнозирование, связанные с интерпретацией социальных и производственных явлений;
- осмысление процесса организации различных информационных и административных влияний на субъекты управления;
- технологическое осмысление, инструментовка управленческих воздействий;
- необходимость анализа достигнутого результата управленческой деятельности, соотнесение его с выдвигаемыми целями и задачами.
Для детальной характеристики управленческой деятельности целесообразно выделить такие ее структурные элементы, как гностический, прогностический, конструкторский, организаторский, коммуникативный.
Гностический элемент обеспечивает выполнение основных управленческих функций: обоснование и четкая формулировка цели конкретных управленческих действий, оценка обстановки, принятие решения, анализ труда и его результатов. Для эффективной реализации гностического элемента руководитель должен иметь аналитическое мышление.
Прогностический элемент позволяет руководителю планировать управленческую деятельность и труд на порученном участке, прогнозировать и предвидеть его результаты. В основе данного элемента лежат такие качества руководителя, как способность к абстрагированию, проницательность, интуиция и другие.
Конструкторский элемент призван обеспечить руководителю системность в его управленческой деятельности на основе трансформирования результатов, полученных гностическим и прогностическим функциональными элементами. Этот элемент создает основу плановости труда, композиционной целенаправленности всех проводимых мероприятий.
Организаторский элемент определяет организацию исполнения управленческого решения подчиненными, в том числе связанные с корректировкой управленческой деятельности и всего труда. Кроме того, он позволяет руководителю осуществлять саморегуляцию в процессе самоуправления. В его основе лежат такие качества, как твердая воля, целеустремленность, решительность, настойчивость, творческий подход, и другие.
Коммуникативный элемент реализует действия, связанные с управленческим взаимодействием и воздействием на объекты управления, целесообразными взаимоотношениями в коллективе и вне его, а также создает необходимый информационный поток в процессе управления. Эмпатия, рефлексия, развитость каналов вербального и невербального общения, а также общая коммуникабельность руководителя придают высокую продуктивность функционированию данного элемента.