Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе
Отклоняющееся поведение подростка как категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативом.
Особого внимания заслуживает вопрос о детерминации отклоняющегося поведения. Под детерминацией понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющиеся поведение. Детерминирующие факторы действуют на различных уровнях социальной организации, в которой личность является одной из подсистем [14, с.41]. Система «общество-личность» функционирует одновременно на нескольких уровнях:
▬ геофизическом,
▬ микросоциальном,
▬ психофизиологическом.
В соответствии с выделенными уровнями можно определить следующие группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности:
▬ внешние условия физической среды;
▬ внешние социальные условия;
▬ внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки;
▬ внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.
К внешним физическим условиям девиантного поведения можно отнести такие факторы, как климатический, геофизический, экологический. Например, такие явления, как шум, теснота, геомагнитные колебания, которые могут стать неспецифическими причинами агрессивного и другого нежелательного поведения. А благоприятные условия внешней среды могут снижать вероятность девиации. Гораздо более важным фактором, действующим на поведение личности следует признать внешние социальные условия [30]. К ним относятся:
▬ общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, средстве массовой информации);
▬ характеристики социальных групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа);
▬ микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в ceмъе, личности родителей характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди).
К категории детей с нарушением поведения чаще всего относятся дети, оказавшиеся вне образования. К сожалению, по-прежнему во многих случаях образовательные стараются избавиться от «трудных» детей. Не снижается число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не обучающимися в образовательных учреждениях и нигде не работающими. Группой риска являются также дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, которые наиболее склонны к бродяжничеству, подвержен стать жертвами насилия и преступлений или быть вовлеченными в преступную деятельность.
В 2000 за совершение правонарушений в органы внутренних дел было доставлено свыше 1,7 миллиона несовершеннолетних, 162,6 тыс. – из них женского пола.
В 2001 г. на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состояло 41 тыс. детей и подростков (в том числе 54,1 тыс. девочек), из них 301,5 тыс. обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, 80,5 тыс. нигде не работающие и не обучающихся, 88 тыс. – дети младше 14 лет.
Основную долю среди преступлений подростков составляли 61,3% - кражи, 7,8%– грабежи, 5,9%– хулиганство, 2,7%– разбои, 2,7%– угоны автомобилей, 2,0%– умышленное уничтожение или повреждение имущества, 1,9%– вымогательство, 1,1%– убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 0,9%– мошенничество.
Отмечается высокая криминальная активность детей в возрасте до 14 лет. Количество общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности, практически не снижается. Ежегодно органами внутренних дел осуществляется подготовка материалов направлении в специальные учебновоспитательные учреждения закрытого типа в отношении 6-8 тыс. несовершеннолетних, а реальная потребность России в содержании, обучении и воспитании детей и подростков, совершивших общественно опасные деяния, нуждающихся в особых условиях воспитания и требующих специального педагогического подхода, как минимум в 5 раз больше [18].
Не снижается криминальная активность девочек их число среди несовершеннолетних, совершивших преступления, за три года увеличилось на 18,4% (в 1998 г. -'12,9 тыс., в 1999 г. - 15,1 тыс.. 132000 г. - 15,2 тыс.); доля девочек среди несовершеннолетних )частников преступных деяний остается достаточно стабильной (8,6%). Следует отметить, что рост числа девочек, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних: в 1998 г. - 52,6 тыс., в 1999 г. - 53 6 тыс. в, 2000 г. - 54,1 тыс.
По данным НИИ прокуратуры, студенты и учащиеся повысили свою криминальную активность в двух направлениях: во-первых в наркобизнесе, в котором с 1997 по 1999 г. стало участвовать в 3,3 раза больше молодых людей, а их удельный вес в общем числе таких преступников вырос с 1,9 до 4,7%; во-вторых, при совершении тяжких, преимущественно насильственных преступлений: прирост числа учащихся, совершивших тяжкие преступления, с 1997 по 1999 г. составил 39,4%, студентов - 72,2%.
Наиболее высоким удельный вес учащихся сохраняется в числе вымогателей (в 1997 г. - 17,4%, в 1999 г. - 17,3%) и грабителей (соответственно 14,4и 12,5%).
Взрыв преступности несовершеннолетних, который мы отмечали в начале 90-х гг. прошлого века, объясняет в какой-то мере сегодняшнюю ситуацию с увеличением роста преступности - молодые люди в возрасте 18-29 лет, вступившие на преступный путь в период острой не стабильности в обществе, в эпоху глобальных перемен, сегодня находятся в расцвете своей преступной карьеры. Освоив в начале 90-х п. азы криминальной азбуки - вымоглельство, грабежи, кражи, мелкое хулиганство и пр. - сегодня они совершают убийства, изнасилования, наносят тяжкие телесные преступления, состоят в организованных преступных группах, в их «послужном списке» наиболее жестокие насильственные преступления. Прирост особо тяжких и тяжких преступлений происходит в значительной мере за счет лиц молодого возраста; их удельный вес с 1997 по 2000 г. вырос с 15,3 до 16,4% [47].
Среди детей и подростков с нарушением поведения значительное число - воспитанники государственных интернатных учреждений. Ежегодно растет число самовольных уходов детей из детских домов и школ-интернатов. Наиболее частыми причинами самовольных уходов детей является невозможность проживания в них из-за жестокого обращения со стороны педагогических кадров и других сотрудников. Большинство воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (примерно 70%): оставляют несовершеннолетние в возрасте 13-15 лет, среди них 18 0/0дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Всего на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в 2000г. состояло 213 тыс. обучающихся общеобразовательных учреждений и 88,4 тыс.несовершеннолетних, обучающихся в других образовательных учреждениях. Среди задержанных сотрудниками органов внутренних дел в 2000г. подростков было выявлено свыше 44 тыс. не имеющих даже начального образования [18].
Таким образом, в последние годы увеличивается число несовершеннолетних: учащихся общеобразовательных школ (в том числе не посещающих школу), воспитанников детских домов и школинтернатов, приютов, задержанных органами внутренних дел за хулиганство, воровство, склонность к токсикомании, наркомании и совершению тяжких административных правонарушений. Причины роста преступности среди несовершеннолетних во многом связаны с неблагополучием в семье, ослаблением воспитательной функции школы и детского дома, недостаточно эффективной работой по обеспечению занятости подростков.
Отечественная психология, не отрицая влияния врожденных особенностей организма на свойства личности, стоит на позициях того, что человек становится личностью по мере включения в окружающую жизнь. Личность формируется при участии и под воздействием других людей, передающих накопленные ими знания и опыт; не путем простого усвоения общественных отношений, а в результате сложного взаимодействия внешних (социальных) и внутренних (психофизических) задатков развития, представляет собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств [31].
Современный отечественный исследователь Ю.А. Клейберг на примере подростковой девиантности раскрывает девиантное поведение через отношение личности к культурным нормам. Отклоняющееся поведение - это «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним» [17, с. 17]. Для этого используются особые приемы: сленг, символика, мода, манера, поступок. Девиантные действия подростков выступают как средство достижения значимой цели, самоутверждения и разрядки.
Социологические и близкие к ним социально-психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. С одной стороны, мы видим, что в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося поведения, например социальная дезорганизация и социальное неравенство. С другой стороны, мы закономерно приходим к пониманию роли индивидуальности конкретного человека в процессе социализации его личности.
Социологические теории не объясняют, почему в одних и тех же социальных условиях различные люди демонстрируют принципиально разное поведение, например далеко не все представители беднейших слоев проявляют делинквентность и наоборот. Следует признать, что социальные условия действительно определяют характер социальных девиаций (масштаб распространения данных явлений в обществе или социальной группе). Но их оказывается явно недостаточно для объяснения причин и механизмов отклоняющегося поведения конкретной личности.
В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные). В рамках клинических исследований представляет интерес комплексная систематика правонарушений В.В. Ковалева, построенная по нескольким осям. На социально-психологической оси антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на клинико-психопатологической - непатологические и патологические формы; на личностно-динамической - реакции, развитие, состояние. А.Г. Амбрумова и Л.Я. Жезлова предложили социально-психологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное - преступное и аутоагрессивное поведение (следует отметить, что данные авторы к делинквентному относят только преступное поведение) [17, с. 115].
Для решения таких вопросов, как определение степени выраженности делинквентности и меры воздействия на личность, важное значение также имеет систематизация типов правонарушителей. В 1932 г. Н.И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонарушители [17, с. 116].
Среди подростков, совершивших правонарушения А.И.Долгова, Е.Г. Горбатовская, В.А. Шумилкин [14, с 99] в свою очередь выделяют следующие три типа:
1) последовательно-криминогенный - криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;
2) ситуативно-криминогенный - нарушение моральных норм, право нарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией;
преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;
3) ситуативный тип - незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний.
Аналогично В.Н. Кудрявцев [19] говорит о профессиональных преступниках (лицах, регулярно совершающих преступления, живущих на доходы от них), ситуативных (действующих в зависимости от обстановки), случайных (преступивших закон только однажды).
Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.
Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли.
Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.
Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами - законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.
В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства - общественному порядку.
В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.
Наконец, в - пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом - между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.
В.Н. Кудрявцев указывает на состояние отчуждения преступника от своей среды, возникающее уже в раннем возрасте. Так, 10 % агрессивных преступников считали, что мать их не любила в детстве (в «нормальной» выборке только 0,73 %).
Суммируя литературные данные, можно перечислить следующие микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:
▬ фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;
▬ физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);
▬ недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;
▬ острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;
▬ потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;
▬ чрезмерная стимуляция ребенка - слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам [2, с.61];
▬ несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;
▬ смена родителей (опекунов);
▬ хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);
▬ нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);
▬ усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).
Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Делинквентное поведение закрепляется.
В.Н. Кудрявцев считает, что преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого пути требуется в среднем 2 года.
По детерминации можно выделить следующие группы подростков:
Первую группу представляют подростки, у которых вследствие ряда причин оказываются не развитыми высшие чувства (совесть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким) или представления о добре и зле, что искажает их эмоциональную реакцию на поступки.
Ко второй группе можно отнести подростков с гипертрофированными возрастными реакциями, что указывает на преходящий характер их оппозиционного и антисоциального поведения (при прочих благоприятных условиях).
Третью группу составляют те, кто устойчиво воспроизводит делинквентное поведение своего непосредственного окружения и для кого такое поведение является привычно нормальным (с отрицательным образом самого себя, отсутствием навыков самоконтроля, слабо развитой совестью, потребительским отношением к людям).
К четвертой группе относят подростков с психическими и невротическими расстройствами (у них наряду с делинквентным поведением присутствуют болезненные симптомы или признаки интеллектуального недоразвития).
Наконец, выделяется пятая группа подростков, сознательно выбирающих делинквентное поведение (не страдающих психическими расстройствами, обладающих достаточным самоконтролем и понимающих последствия своего выбора).
Многие авторы также рассматривают мало мотивированные, нередко неожиданные для окружающих жестокие убийства именно как проявление патологического поведения. Ю.Б. Можгинский [14, с. 106] указывает, что в случае подобных преступлений, совершенных подростком без признаков психического расстройства до убийства, прослеживаются две основные патологические тенденции: нарушение аффектов (депрессии, дистимии) и кризис личности (психопатическое развитие). Данные нарушения безусловно сочетаются с конкретным социально-психологическим контекстом. Среди них автор называет конфликтную ситуацию, длительный стресс (затяжной конфликт в семье), влияние подростковой группы (групповых ценностей и правил), комплекс неполноценности, незначительную внешнюю угрозу.
Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти (как, например, в случаях алкоголизма или наркомании), но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских [18, с. 56] указывают на типичные социально-психологические изменения, сопровождающие формирование аддикции. Первостепенное значение имеет формирование аддитивной установки - совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни.
Аддиктивная установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции (например, в беспокойстве о том, чтобы был постоянный запас сигарет, наркотика). Мысли и разговоры об объекте начинают преобладать. Усиливается механизм рационализации - интеллектуального оправдания аддикции «все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс», «кто пьет, того болезни не берут»). При этом формируется так называемое магическое мышление (в виде фантазий о собственном могуществе или всемогуществе наркотика) и «мышление по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению «все нормально»; «я могу себя контролировать»; «все наркоманы - хорошие люди»).
Параллельна развивается недоверие ко всем «другим», в том числе специалистам, пытающимся оказать аддикту медика-социальную помощь «они не могут меня понять, потому что сами не знают, что это такое».
Аддиктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление - образом жизни.Жизненное пространство сужается до ситуации получения объекта. Все остальное - прежние моральные ценности, интересы, отношения - перестает быть значимым. Желание «слиться» С объектом настолько доминирует, что человек способен преодолеть любые преграды на пути к нему, проявляя незаурядную изобретательность и упорство. Неудивительно, что ложь зачастую становится неизменным спутником зависимого поведения. Критичность к себе и своему поведению существенно снижается, усиливается зашитно-агрессивное поведение, нарастают признаки социальной дезадаптации.