Вопрос 1.Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития
Психологическое исследование детей с нарушениями в развитии является частью медико-психолого-педагогического изучения ребенка, что обеспечивает всестороннюю оценку особенностей его развития. Идея комплексного подхода к изучению ребенка становится реальной при оптимальном сотрудничестве специалистов различного профиля, участвующих в диагностической и коррекционной работе с детьми. При этом предполагается решение следующих задач:
– определение содержания и прикладной ценности клинико-психопатологического, экспериментально-психологического и психолого-педагогического методов диагностики. Ценность вклада каждого из перечисленных методов в формирование диагностической версии определяется не столько их содержательной спецификой, сколько спецификой объекта диагностики. В частности, если речь идет о вероятном процессуальном заболевании ребенка, то возрастает роль патопсихологического обследования, которое должно выявить дифференциально-диагностическиепризнаки. Если необходимо квалифицировать структуру дефекта и определить степень интеллектуального недоразвития, приоритетное значение имеют данные клинико-психологического обследования. При определении характера и нарушений учебной деятельности ребенка наибольший вклад следует ожидать от психолого-педагогического анализа;
– разработка методических основ для реализации принципа «диагностика как этап коррекции». Сущность этого принципа состоит в необходимости осмысления любой диагностической задачи в контексте оптимизации коррекционной помощи ребенку. Такая диагностика должна осуществляться вне зависимости от квалификации психических расстройств и охватывать все наиболее важные сферы психосоциальной активности ребенка (игровая и учебная деятельность, взаимоотношения с окружающими, особенности поведения). Максимальная индивидуализация конкретных проблем ребенка, установление их иерархической структуры в каждом отдельном случае позволяют определить приоритеты в коррекционной работе, повысить точность и эффективность тех или иных воздействий;
– разработка процедуры «диагностического консилиума». Имея один и тот же объект приложения своих профессиональных знаний, дефектолог, психолог, детский психиатр, психотерапевт и другие специалисты часто склонны к определенной автономизации оценок наблюдаемых ими особенностей ребенка и узкопрофессиональной их интерпретации. Успешность коррекционной работы зависит от целостного представления о ребенке, исходящего из принципов личностного подхода к диагностике и организационно опирающегося на функциональный диагноз. Достижение такого уровня оценки возможно в структуре специально организованного консилиума, позволяющего осуществить обмен диагностической информацией и отработать оптимальные приемы профессионального взаимодействия.
Для диагностики нарушений психического развития ребенка существенное значение имеют сведения, характеризующие состояние нервной системы ребенка, его соматическое и психическое развитие, уровень навыков и знаний, которыми должен владеть ребенок определенного возраста и т.д. Это связано с тем, что нарушения психического развития у детей могут быть обусловлены разными причинами биологического и социального характера и могут проявляться как самостоятельное нарушение или как симптом в синдроме нервных и нервно-психических заболеваний.
Диагностика – это анализ информации и выводы о природе и причинах проблем, или постановка формального диагноза. Термин «диагноз» имеет два значения. Нозологический (таксономический) диагноз фокусируется на формальном отнесении случая к конкретной категории из системы классификации заболеваний. Во втором случае имеет место более широкое понимание диагноза как анализа проблем, при этом диагностика рассматривается как процесс сбора информации и используется для понимания природы проблем ребенка, их возможных причин, выбора методов терапии и оценки результатов. Это более широкий взгляд на диагностику синонимичен термину «обследование» и такая диагностика возможна в ходе психологического изучения ребенка.
Задачами психологического изучения являются:
– выявление и квалификация особенностей психического развития детей, определение характера дефекта развития;
– определение потенциальных возможностей и установление ориентировочных сроков компенсации дефекта развития в условиях специального обучения и воспитания, т.е. выявление возможности компенсировать дефект за счет сохранных функций;
– определение оптимального пути обучения и тип учебного учреждения для детей с нарушениями в развитии.
Психологическое изучение играет важную роль в обосновании организации учебной и коррекционно-воспитательной работы с детьми, нуждающимися в специальных условиях обучения, т.к. раскрывает характерные особенности усвоения ими знаний, умений, навыков и условия формирования положительных качеств личности.
В диагностике развития ребенка принимают участие врачи – психоневрологи, отоларингологи, офтальмологи и т.д., психологи, педагоги – дефектологи, логопеды.
Психологическое исследование проводится с учетом данных медицинского обследования. Этим обеспечивается тесная взаимосвязь специалистов, комплексный подход к изучению ребенка. Принцип комплексности в обследовании является первостепенным при психолого-педагогическом изучении детей.
Для изучения психических явлений во времени, с учетом их динамики важным является принцип развития. Реализация принципа развития в психологическом изучении предполагает исследование условий возникновения психических нарушений, выявление тенденций нарушений развития и качественного характера этих изменений, а также обнаружение факторов компенсации этих нарушений. Сведения такого характера могут быть получены при изучении анамнеза ребенка и при экспериментальном исследовании. Опираясь на принцип развития, психологическое исследование может предсказывать с той или иной степенью вероятности спонтанные изменения психического явления или изменения под влиянием специального обучения ребенка.
Выделение Л.С. Выготским системы дефектов (первичный, вторичный и т.п.) и их иерархии в значительной степени определило системный подход к изучению детей, который необходим для поиска связей между нарушениями психического развития, анализ динамических изменений этих связей в процессе развития. Разработка системного подхода легла в основу принципа системно-динамического изучения.Этот принцип предполагает установление иерархии в нарушении психического развития, а также анализ каждой из структур психической деятельности ребенка.
Принципиально важным при психологическом изучении ребенка является вопрос о критериях оценки результатов исследования. Акцентирование внимания на анализе процесса выполнения задания и характера действий ребенка подчинен принципу качественного анализа. Качественный анализ позволяет выяснить, проявляется ли тот или иной дефект на элементарном уровне, или же он связан с нарушениями более высокого порядка организации психической деятельности, а также показывает, является ли данный симптом первичным результатом нарушения в психическом развитии или вторичным следствием какого-либо первичного дефекта.
Вопрос 2 .Методика обучения чтению в коррекционной школе предусматривает:
При обучении чтению детей существуют особенности коррекционной работы, необходимо насытить процесс обучения чтению большим количеством упражнений, позволяющих осваивать навыки чтения на каждой ступени, сначала - это образ буквы - дифференциация похожих букв, упражнения в словообразование и в словоизменении, использовать предварительную подготовку детей к чтению текста. Пробежать глазами текст, который будет читать завтра, выбрать непонятные, трудные слова и работать с ними как по азбуке. Сначала тренировать в техническом чтении этих слов - выписать на доску можно по слогам, с ударением, поупражнять в прочтении этих слов. Слабые читают слова с доски, кто посильнее - выбирают в это время предложения с этими словами.
Прием «жужжащего» чтения, читать по пять минут на каждом уроке всем вместе в полголоса. Постепенный переход от легкого к сложному при большом количестве упражнений.
Обратить внимание на знаки препинания, что мобилизует его на правильную интонацию при чтении. С разными интонациями читать одно и то же предложение.
Прочитать текст в сравнении: медленно - как черепашка, трусливо - как зайка, заливисто - как птичка; усложнить - у всех карточки с животными и читать «угадай, кто?». Диалоги инсценировки читать на примере содержания произведения, а не оторвано. «Я знаю, что стихотворение грустное, поэтому я буду читать его с грустной интонацией». Логическое ударение ставится на те понятия, которые впервые, если есть подлежащие в нераспространенном предложении, психологические паузы над сказками А.С.Пушкина, где повторы… на пороге сидит старуха, а перед нею?…
Важными средствами выразительности являются темп, сила и высота голоса. Темп не должен быть быстрым, и зависит от особенностей поступков, действий, поведения, настроения героев. Сила голоса - степень громкости, его усиления или ослабления и определяется по обстоятельствам, но должна быть логически обоснована, психологически мотивирована. Высота голоса, его повышение или понижение вверх и вниз. Для совершенствования техники чтения еще Л.Толстой рекомендовал чтение текстов, заученных на слух. Суть такого чтения в том, что ребенок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит напечатанные буквы, их сочетание с живыми звуками. Далее, важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. И поэтому упражнения даются тремя-четырмя порциями по 5-10 минут.
Хорошие результаты дает чтение перед сном (5-10 минут). Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8-9 часов, когда человек спит, он находится под их воздействием. Формирование навыков чтения целыми словами - при помощи специальных методических приемов, научить слушать слово, то есть воспринимать на слух. К таким приемам относятся: ежедневное хоровое и индивидуальное ( с места ) чтение слогов и составление из них слов по слоговым таблицам, чтение «птичьим базаром», все читают тихим голосом, чтение цепочкой, чтение до урока, написанных на доске печатным шрифтом слов, предложений, текстов из знакомых детям букв и слогов; систематическая коллективная работа учащихся над ошибками, допущенными учеником.
Содержание практических заданий рассчитано на развитие слуховой, зрительной, моторной памяти учащихся по расширению и уточнению словарного запаса, упражнения над предложением и текстом.
Наряду с успешными упражнениями проводятся письменные: запись слов, предложений, заучить наизусть небольшой отрывок, наблюдения. Развивать слух и зрительную память, упражнения на 5-7 минут выполняются на тренировочном материале ( геометрические фигуры, цвета, контуры животных, названия слова и предложения). Затем работа - упражнения по карточкам со словами и предложениями, затем заучивание наизусть, и письмо по памяти слов, предложений, отрывков текстов.
По мере овладения грамотой практическая работа строится на словарном материале. Например, если намечено упражнение по развитию мышления и письменной речи, вывешиваются до урока две иллюстрации (два варианта для двух рядов). Работая с иллюстрацией на уроках чтения - улучшает качество чтения и активизирует художественное восприятие детей. В процессе разбора иллюстраций дети узнают, к какой части текста относится иллюстрация, передают содержание, основную мысль, помогает понять (содержание) произведение. Иллюстрацию смотрят внимательно: останавливаться на всех деталях, сопоставлять иллюстрацию с текстом, во время выборочного чтения текста найти факты, что данный отрывок относится к иллюстрации. Рау А.Ф., Правдина О.В., Ипполитова А.Г. Основы коррекционного обучения. Сборник трудов.1987г.
Дети готовят разрезную азбуку, картинки - их рассматривают, составляют предложение и составляют из разрезной азбуки. Составленное предложение читают про себя, запоминают его, убирают азбуку, записывают по памяти. На практическую работу с предложением затрачивается 7-10 минут, составляют 1-2 предложения, запоминают, составляют из разрезной азбуки, и после проверки записывают, затем упражнения с предложением чередуется с работой над текстом, - его записывают на доске печатным текстом, проводится работа ( выявляется главная мысль, близкий к тексту пересказ, придумывание заголовка, продолжения, затем запись наблюдений, письмо по памяти, ответы на вопросы, сравнение и описание, сочетание которых проводится в начале урока).
Практические письменные работы на уроках чтения повышают технику сознательности чтения, развивают мышление и речь, повышают грамотность учащихся.
Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыков правильного чтения является речевая зарядка, - это система упражнений, направленная на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые вызывают или могут вызвать затруднения при чтении текста.
В задачи зарядки входит установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, совершенствование произносительных навыков учащихся; она готовит учащихся к правильному прочтению слов, их коррекции. Эти упражнения выполняются хором, индивидуально. Виды упражнений различные, это - дифференциация сходных слогов, слов; чтение слогов, слов по подобию; чтение стихов; чтение с подготовкой и т.д.
В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу. Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляции. Виды упражнений для речевой зарядки выбирают с учетом общего состояния навыка чтения, от характера их ошибок.
Одна из задач уроков чтения состоит в том, чтобы активировать книжную лексику, научить младших школьников употреблять в своей речи слова из разных стилей литературного языка. Активизация словаря обычно проводится путем употребления слов в самостоятельно составленном предложении, но это тяжело для учащихся. Поэтому, прежде чем составить предложение с этими словами, необходимо вначале определить значение, в котором употреблено каждое слово, а потом подобрать слова, с которыми данные слова могут сочетаться.
Так к прилагательному нужно сначала подобрать существительное, которое прилагательное может определить, например: рослый - мужчина, юноша, приятный - ученик. Желательно, чтобы ученики сами составляли словосочетания с указанными словами.
На уроке после работы над текстом надо предложить детям обозначить звук ( действия животных, птиц ) и выстраивается ряд слов - предметов и слов - действий (лошадь ржет, тигр рычит, корова мычит, утка крякает и т.д.). Эта работа будет иметь занимательный характер, но она также активизирует словарь учащихся, развивает дар точного словоупотребления. Очень важна словарная работа, связанная с привлечением внимания ребенка к внутренней форме слова (что это?). Это возможность мотивировать значение производного слова соответствующим родственным словом, от которого образовано данное производное. (Д.Розенталь). Например: печник - кто делает печи, чайник - посуда, где кипятят чай и т.д.
Внутреннюю форму могут иметь только производные слова, в некоторых ранее производных словах внутренняя форма утрачивается, так как слова эти перестают соотноситься с соответствующими производящими. Например: слово «голубь» - не воспринимается как птица голубого цвета, поскольку голубь и голубой разошлись по значению; тоже слово «щетка» - «щетина», «краса» - «красный».
В словарной работе большое значение имеют значения слова, обычно имеется в виду только логический план, т.е. соотнесенность звукового комплекса с реальной деятельностью, слова делятся на однозначные и многозначные, поэтому необходима работа над значением слова. В словарную работу входит ежедневное написание словарных слов, словарный диктант, усвоение правописания ранее изученных слов.
Словарную работу необходимо проводить систематически, на каждом уроке.
Поскольку на начальных ступенях обучения чтению процесс понимания отстает от восприятия слова, то здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания.
На уроках чтения проводится орфографическое чтение - это как основа правописания. В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память, точнее особый вид моторной памяти, она проявляется по-разному: зависит от врожденных особенностей и от степени тренировки органов речи, от индивидуального темпа движения речевых органов, все это надо учитывать при проведении тренировочных упражнений.
При орфографическом чтении подключается еще один вид памяти - слуховая, первичная из них - артикуляционная, а слуховая исполняет роль связующего звена. Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нем произносится так, как пишется, и тем самым остается в памяти движений речевого аппарата.
Чем раньше учить орфографическому чтению, тем легче оно усваивается. Облегчает обучение чтению, но и способствует отработке четкости произношения.
При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность, индивидуальность и не останется в памяти движений речевого аппарата.
Дети легко осваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отличают два вида чтения:
- читай, как пишем;
- читай, как говорим.
Обучая двум видам чтения, преследуется две цели:
а) передача мысли и чувств орфоэпическим чтением;
б) отработка звуковой графической формы орфографическим чтением.
Орфографическое чтение начинается на любом уроке с любого текста, если ставится цель - научиться правописанию слов.
При орфографическом чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчетливо, это облегчает его восприятие и повторение и чаще проводится хором.
Когда учащиеся приобретут навыки орфографического чтения можно провести успешный орфографический диктан
Основным условием успешного овладения навыков чтения является сформированность устной речи, фонетико-фонематической ее стороны (произношение, слуховые дифференциации фонем, фонетический анализ и синтез), лексико-грамматический анализ и синтез, лексико-грамматического строя, развития пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза и мнезиса.
Задачи:
1) Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами, далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложения.
2) Учить читать без утомления и напряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.
3) Работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение.
4) Формировать устную речь у детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативную способность на основе общения.
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом в последовательности от простого к сложному (концентрически).
Особенностями метода являются:
1) осознанное овладение детьми системой звуков (фонем) русского языка;
2) анализ и синтез в процессе обучения взаимосвязаны;
3) обучение по слоговому принципу.
Формирование навыка чтения у детей с задержкой психического развития имеет свои особенности, это сложный процесс и задача его в том, чтобы научить учащихся слушать слово.
Для эффективного коррекционного воздействия необходимо: раннее выявление нарушений, коррекционное обучение с целью предупреждения прямых и отсроченных последствий дефекта и нарастание педагогической запущенности. Содержание и направленность коррекционной работы должны предусматривать не только ликвидацию первичного дефекта на уровне устной речи ( всех ее компонентов), но и предупреждение возможных проявлений его отсроченных последствий. Помимо этого, в ходе коррекционного обучения целесообразно проводить работу по формированию полноценных учебных навыков.
Основной задачей коррекционного обучения является развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка звука, развитие фонематических представлений и овладение навыками звукового анализа, а затем подготовка к осознанному обучению, формирование навыков чтения и письма и автоматизация навыков чтения и развития речи.
Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Обеспечение доступности анализа создается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы. Доступность понимания читаемого достигается за счет возможности опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей, знания учащихся по истории России, а также за счет специального отбора жанров произведений.
Программа 5 класса включает в себя произведения устного народного творчества: считалки, заклички, потешки, пословицы и поговорки, загадки, русские народные сказки, сказки других народностей, произведения о родной природе, о друзьях-товарищах, басни, произведения о животных, о прошлом нашего народа произведения зарубежных писателей, коми-поэтов, коми-писателей.
С 7-го класса начинается так называемое литературное чтение. Учащиеся знакомятся с произведениями или отрывками из них классиков русской литературы, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение материала в хронологической последовательности дает возможность учителю к концу обучения систематизировать знания детей с ограниченными возможностями здоровья в области русской и современной литературы.
Правильное чтение - это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, недочитывают окончания и т.д., что затрудняет выработку других качеств чтения.
Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения ("речевая зарядка" или "разминка"), способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении. Если в начальном звене материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке, то в 4-5 классах нужно сохранить "разминку", наполнив ее новым содержанием. В течение все тех же 4-5 минут учащиеся читают тексты, которые напечатаны на карточках. Они могут быть одинаковыми для всего состава класса, но возможны и различные варианты для каждого ученика. Подбор этих текстов должен осуществляться с учетом некоторых требований:
· доступность содержания;
· простота структуры слов и предложений, входящих в текст;
· относительная занимательность сюжета;
· ограниченность объема пределами количества слов, который предусмотрен программой для проверки техники чтения.
Оптимальное время проведения "разминки" - начало или конец урока.
"Методика работы в период "разминки"
1. Учащиеся читают текст на карточках про себя (не более 1-1,5 минуты), готовясь к быстрому, плавному чтению,
2. Один - три ученика вызываются для чтения своих текстов вслух с обязательным выполнением данной учителем установки.
3. По тексту каждого ученика всему классу задается один вопрос либо учителем, либо читающим учеником.
4. Ученики оценивают технику чтения своего товарища (можно с помощью "светофоров", например "зеленый" - "5", "желтый" - "4", "красный" - "3"), комментируя эту оценку.
Слабым чтецам предлагается еще более упрощенные тексты, но они участвуют в работе вместе со всеми детьми.
"Речевые разминки" необходимы и для развития беглости чтения - такого темпа, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение.
Только в 6-м классе основной состав учащихся коррекционной школы VIII вида начинает приближаться к чтению в темпе разговорной речи.
Примеры "речевых разминок".
1) Прочитай перевертыш:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике,
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Вопросы:
1. Что значит "дубасить"?
2. Что такое "ворота"?
3) На одном дыхании, произнеси скороговорку:
На дворе трава,
На траве дрова.
2) Прочитай несколько раз докучную сказку. Соблюдай интонацию перечисления:
а) Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
Вопросы:
1. Кто такие "кулик", "журавль"?
2. Объясни смысл слов "сенцо", "польцо", "стожок".
б) Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
в) - Рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Расскажи.
- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?
3) Прочитай считалку ритмично, четко, громко.
Аты-баты - шли солдаты,
Аты-баты - на базар.
Аты-баты - что купили?
Аты-баты - самовар!
Аты-баты - сколько стоит?
Аты-баты - три рубля!
С помощью "речевых разминок" не только развиваются навыки правильности и беглости чтения, но и обогащается словарный запас школьников с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методикой чтения басен, стихотворений в коррекционной школе VIII вида при последующем разборе обязательно включаются вопросы и задания следующего характера:
1) С каким чувством надо читать это стихотворение: с грустным, радостным, тревожным? (стихотворение И.Сурикова "...Ярко солнце светит")
2) Научитесь читать басню выразительно: при чтении слов автора покажите, что он размышляет, удивляется; речь Кота - живая, поучающая, а Щуки - хвастливая (басня И.Крылова "Щука и Кот").
3) Научитесь выразительно читать стихотворение. Каким голосом - тихим или звонким - нужно читать стихотворение? Какое чувство нужно передать, читаю о воробышках, о вьюге? Как это можно показать голосом? (Стихотворение С.Есенина "Поет зима - аукает, ...")
4) Докажите, какое это стихотворение по настроению, грустное или веселое, полное надежды. Как его нужно читать? (Стихотворение Е. Серовой "Подснежник")
5) Выберите слова, которые передают настроение автора: спокойное, светлое, мечтательное, ликующее. Передайте голосом настроение. При чтении обратите внимание на знаки препинания. (Стихотворение И.Бунина "Первый снег")
6) Подготовьтесь читать это стихотворение выразительно: подумайте, какие строчки стихотворения надо прочитать спокойно, какие - ворчливым тоном, передающим досаду мальчика, какие - звонким, веселым голосом. (Стихотворение Я.Аким "Весна, весною, о весне")
7) Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Каким голосом нужно читать строки, в которых описывается беда муравьев? Какие строки вы прочитаете спокойно? Какую часть нужно прочитать сильным, гневным тоном? Научитесь выразительно читать стихотворение. (Стихотворение С.Михалкова "Будь человеком".)
8) Научитесь читать стихотворение спокойно, неторопливо выделяя голосом слова отца маленькой Машутки. (отрывок из поэмы Н.Некрасова "Мороз, красный нос")
Таким образом, уроки чтения дают богатый материал для обогащения эмоциональной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В "речевые разминки" можно включать прочтение стихотворений с выражением определенных чувств, либо определенной интонации:
"Речевые разминки" необходимы и для выработки выразительности чтения - такого качества чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание прочитанного. В "речевые разминки" можно включать задание: "Прочитай выразительно стихотворение".
В методике обучения навыкам чтения в коррекционной школе эффективными приемами выработки выразительности чтения является чтение по ролям, драматизация текста. В процессе их учащиеся вынуждены вступать в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения.
Большинство текстов по чтению учебника для учащихся 5 класса содержат диалоги. Диалоговое, ролевое чтение применяется после тщательной подготовки, когда дети хорошо знают содержание текста и могут его читать достаточно бегло.
При изучении стихотворений, произведений устного народного творчества (считалок, закличек, потешек, пословиц, поговорок и загадок) в уроки чтения можно включать ролевое чтение небольших по содержанию рассказов и стихотворений.
Таким образом, целенаправленное действие словом дает шанс учащимся с ограниченными возможностями здоровья выразить свое отношение к прочитанному, углубляя и закрепляя в их сознании мысли, чувства и оценки, родившиеся в процессе освоения текста.