Этические нормы деятельности педагога-психолога

В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой деятельность педагога-психолога предполагает этические нормы поведения. В связи с этим педагог-психолог должен:

1. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.

2. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.

3. В решении всех вопросов исходить из интересов детей, учащихся и студентов, задач их полноценного психического развития.

4. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, учащихся и студентов, индивидуализированного подхода к ним. Оказывать необходимую и возможную помощь им в решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям или заменяющим их лицам в решении их проблем как воспитателей. В решении всех вопросов учитывать конкретые обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т. е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, учащихся и студентов, родителей, педагогов и др.

5. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб личности или ее окружению.

6. Информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных учреждений о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 5 настоящего документа.

В своей профессиональной деятельности педагог-психолог имеет право:

1. Самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательных учреждений.

2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми, учащимися, студентами и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ.

3. Требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

4. Отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации региона, руководителей учебно-воспитательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.

5. Знакомиться с необходимой документацией.

6. Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.

7. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссий, рассматривающих проблемы охраны детства, а также тех, которые решают дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением того или иного вопроса педагог-психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.

8. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности.

9. Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей. В связи с этим иметь специально отведенное время в учебном расписании занятий.

10. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях.

11. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем чтения лекций, выступлений и использования других активных методов обучения.

12. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.

13. Обращаться в случае необходимости через руководство районного (городского) отдела образования с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям, учащимся и студентам (изменение режима работы роди- телей, санаторное обеспечение и т. п.).

14. Обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам защиты прав и интересов детей, учащихся и студентов.

Приложение № 2

к Приказу Министерства образования Республики Беларусь

от 13.08.1998 г. №497

Методические рекомендации по совершенствованию

деятельности педагога-психолога и организации

психологической службы образования

Статистический отчет за ____________ учебный год

Консультации

индивидуальные: у _________ П__________ Р ___________ Всего___________

групповые: у _________ П__________ Р __________ Всего___________

Анализ запросов (%)

Учащиеся Педагоги Родители

Трудности обучения – ТО ________ ________ ________

Осуществление индивидуального

подхода в обучении и воспитании – ИП ________ ________ ________

Готовность к школьному обучению – ГШ ________ ________ ________

Уровень актуального развития ребенка – АР ________ ________ ________

Проблемы взаимоотношений – ПВ ________ ________ ________

Острая психотравмирующая ситуация – ОТС ________ ________ ________

Конфликтная ситуация – КС ________ ________ ________

Отклоняющееся поведение –ОП ________ ________ ________

Негативное эмоциональное состояние – ЭС ________ ________ ________

Профориентация – П ________ ________ ________

Личностный рост – ЛР ________ ________ ________

Наши рекомендации