Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства

Что мы знаем о детстве?

В силу широкой распространенности данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве все, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека. Но именно за простым с обывательской точки зрения пониманием детства скрывается непознанность и необъяснимость этого феномена. Как справедливо отмечает Я. Корчак: «Мы детей не знаем... Мы не умеем объяснить даже те противоречия в детском организме, которые бросаются в глаза: с одной стороны, жизнеспособность клеток, с другой - уязвимость. С одной стороны, возбудимость, выносливость, сила; с другой - хрупкость, неуравновешенность, утомляемость. И ни врач, ни воспитатель не знают, является ли ребенок существом «неутомимым» или хронически усталым» (Корчак Я. Как любить ребенка. - Калининград, 2002. - С. 203).

Наука предпринимает многочисленные попытки изучить и объяснить детство с различных точек зрения: философской, культурологической и педагогической, этнографической, социологической, экологической. Каждая из этих наук имеет свой уникальный багаж знания о детстве, который в перспективе обязательно будет обобщен и позволит приблизиться к пониманию данного феномена в развитии человечества.

А знаете ли вы, что детство как самостоятельное понятие обосновалось только к началу XVIII в.? Предшествующий ему XVII в понимал детство как период незрелости, своеобразное отклонение от нормы, под которой мыслилась взрослость. Ребенок, начавший ходить в школу и приступивший к обучению, закономерно считался взрослым.

В истории существовали разные типы отношения взрослых к детству: первобытный инфантицид; восприятие детей как материал, пригодный для любых взрослых преобразований детской природы; преувеличение роли правильно организованного воспитания в эпоху Просвещения; социализация ребенка - из «верхов» и «низов» общества XIX в.; помощь и поддержка детства при сохранении индивидуальности ребенка во второй половине - конце XX в.

Почему так важно знать современные концепции самоценности детства и какова их роль в решении задач музыкального воспитания и развития ребенка-дошкольника?

Постижение смысла феномена детства и его самоценности, т. е. понимание того, ради чего каждому человеку дано детство, - важнейшая задача для педагога. Ее решение позволяет обрести смысл и индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности, определить приоритетные задачи воспитания и развития дошкольника, в том числе задачи музыкального воспитания и развития, ценностные основания педагогического взаимодействия с ребенком.

Анализ авторских концепций детства поможет читателю:

- определиться в понимании феномена детства и его самоценности, т.е. ответить на вопрос: ради чего каждому человеку дается детство?

- выбрать наиболее привлекательную интерпретацию детства и в соответствии с ней оформить смысл и стиль предстоящей или реальной профессионально-педагогической деятельности, т.е. ответить на вопросы: зачемя педагог и для чегоя в жизни ребенка? Что для меня и моих воспитанников станет удовлетворительным результатом профессиональной деятельности и каким образом его достичь?

- обозначить приоритетность задач музыкального воспитания и развития ребенка, т. е. получить ответы на вопросы: в чем заключается смысл общения ребенка с музыкой, каковы результаты этого общения и в чем они будут выражаться?

Какие современные концепции детства будут рассмотрены и почему?

Постараемся рассмотреть существующие сегодня в психолого-педагогической науке и объясняющие феномен детства фундаментальные авторские концепции, рождение которых произошло в недавно завершившемся XX в. Необходимо отметить, что таких концепций несколько.

Приведем их тезисное изложение.

Концепция Д.Б. Эльконинарассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства. Рассматривая детство в качестве социально-психологического явления в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними.

Таким образом, ценность феномена детства, по мнению Д.Б.Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры, и в ходе этого присвоения осуществляется развитие человека.

Концепция Д.И. Фельдштейнарассматривает детство как особое явление социального мира, которое ученый определяет функционально, содержательно и сущностно.

Функционально: детство - объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества.

Содержательно: детство - это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми.

Сущностно: детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.

Блестящее отражение данная концепция находит в концепции Ш.А.Амоиашвили.Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией - это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им.

Я говорю о том, что рождение любого ребенка не есть случайность. Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и целое поколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Человек есть подспорье для другого человека. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией» (Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1995. - С. 12-13).

В концепции В.Т. Кудрявцевауникальность человеческого детства заключается в особом месте детства в социокультурной системе. Именно детство, по мнению ученого, определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Следуя утверждению В.И. Вернадского, определяющего детство как «планетное явление», исследователь рассматривает детство как «макрокосмологию». Ценность детства, по мнению В.Т. Кудрявцева, заключается в развивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Отсюда можно вывести две взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок, - культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.

Идею понимания детства ради становления детской субкультуры разделяют и разрабатывают исследователи В.В. Абраменкова, М.С. Каган, Р.М. Чумичева и другие. Рассматривая природу культуры детства, М.С.Каган определяет ее как состоящую из двух слоев. Один из них - сама субкультура детства: среда, окружение, культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка. Второй - проявление детской субкультуры, т.е. формы собственной деятельности ребенка. В связи с этим детская субкультура в широком смысле - это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми. В более узком - это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Содержанием детской субкультуры, по мнению В.В.Абраменковой, становятся: игры, фольклор, детский правовой кодекс, юмор, магия и мифотворчество, религиозные представления, философствование, словотворчество, эстетические представления детей.

Таким образом, детство - это целый мир, в котором наиболее остро, ярко и «по-справедливому», «по-правдивому» (Р.М. Чумичева) функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов, эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд и чувств.

В концепции новой психологии детства А.Б. Орловамир детства и мир взрослости это совершенно равноправные части, аспекты мира человека. Еще Я. Корчак писал: «Играю ли я или говорю с ребенком - переплелись две одинаково зрелые минуты моей и его жизни...» (Корчак Я. Как любить ребенка. - Калининград, 2002. - С. 22).

Мир детства, по мнению А.Б. Орлова, обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости: концентрированной, интегрированной, гармонизированной субъектностью (сущностью), т.е. духовностью и нравственностью. Мир детства, заключает автор, это разомкнутый в человечество и вечно обновляющийся мир природы.

Концепция развития субъективности человека, выдвинутая В.И.Слободчиковым и Е.И. Исаевым,позволяет определить самоценность детства, заключающуюся в:

- становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов;

- развитии субъектных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей;

- оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям.

Ряд авторов, разделяя данный подход (Н.Н. Авдеева, М.В. Корепанова, Е.О. Смирнова и др.), рассматривают самоценность детства в контексте оформления ребенком образа «Я». Исходя из этого, детство определяется как период сотворения ребенком своего «Я», смысл которого заключен в становлении личной, самостоятельной и самобытной системы связей, отношений прежде всего ребенка со своим внутренним миром. Он ищет свой образ «Я» в этом мире, делает «допуск» ко всему, что его окружает, самостоятельно ищет способ строить отношения с миром и предъявляет себя в нем.

В концепции Я. Корчакадетство - это долгие, важные годы в жизни человека. У автора мы найдем очень образные определения понятия детства, например: «Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. <...> Ребенок строит себя - его все больше и больше; глубже врастает в жизнь» (Там же. - С. 20-21).

«Ребенок - это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или только перечеркнуть и вложить свое содержание.

Ребенок и беспредельность.

Ребенок и вечность.

Ребенок - пылинка в пространстве.

Ребенок - момент во времени...» (Корчак Я. Как любить ребенка. - Калининград, 2002. - С. 33).

«Ребенок - это сто масок, сто ролей способного актера. Наивный и хитрый, покорный и надменный, кроткий и мстительный, благовоспитанный и шаловливый, он умеет так до поры до времени затаиться, так замкнуться в себе, что вводит нас в заблуждение и использует в своих целях.

В области инстинктов ему недостает лишь одного, вернее, он есть, только пока еще рассеянный, как бы туман эротических предчувствий.

В области чувств превосходит нас силой, ибо не отработано торможение.

В области интеллекта по меньшей мере равен нам, недостает лишь опыта.

Оттого так часто человек зрелый бывает ребенком, а ребенок - взрослым.

Вся же остальная разница в том, что ребенок не зарабатывает деньги и, будучи на содержании, вынужден подчиняться» (Там же. - С. 87).

Концепция В.В. Зеньковского,опубликованная в 1924 г., и сегодня выглядит современно и привлекательно. «Основная наша ошибка в отношении детей, - пишет автор, - заключается в том, что мы считаем детскую душу решительно и во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе имеют место те же психические движения, что и у нас, только еще неразвитые, слабые. Детская душа с этой точки зрения - это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия в ее развитии» (Зеньковский В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995). Такой подход ученый определяет как биологический в понимании детства, не позволяющий раскрыть его своеобразие и задачи. В.В.Зеньковский утверждает, что «...мы не потому играем, что мы дети, но для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем введения в игру работы фантазии» (Там же. - С. 32.). Основная функция фантазии, воображения заключается в обслуживании эмоциональной сферы ребенка в соответствии с «законом двойного выражения чувства», открытого В. В.Зеньковским. Вникнем в этот закон: «Всякое чувство ищет своего выражения как в телесной, так и в психической сфере; оба эти выражения чувства взаимно незаменимы и неустранимы, так что подавление одного из них влечет за собой ослабление чувства вообще. <...>. Под психическим же выражением чувства следует разуметь ту психическую работу, которая непосредственно примыкает к переживанию чувства и смысл которой заключается в том, чтобы сделать более ясным содержание чувства и закрепить его в системе душевной жизни. Это осуществляется благодаря образам, которые всплывают в сознании и которые служат средством психического выражения чувства. Чувства, которые не могут найти для себя «удачного» психического выражения в образе, остаются как бы неосознанными и незакрепленными - как бы проходя сквозь душу и не оставляя в ней никакого следа». Отсюда вполне очевиден вывод о том, что психическим корнем игры детей становится эмоциональная сфера, а сама игра служит целям телесного и психического выражения чувства. Итак, данная авторская концепция детства позволяет получить еще один ответ на вопрос: ради чего каждому из нас дано детство? Ради фантазии, а работа фантазии - ради игры, а игра - ради выражения нашей эмоциональной жизни, раскрытия и осознания чувства, а чувство - ради души, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования.

Каким образом, исходя из концепций, определяются задачи музыкального воспитания и развития дошкольников?

Ответ на этот вопрос вы найдете в таблице 1.

Каким образом понимание самоценности детства отражается в подходах к развитию ребенка дошкольного возраста?

Таблица 1. Самоценность детства и задачи музыкального воспитания и развития дошкольников

Понимание самоценности детства в авторских концепциях1. Детство как период присвоения богатств родовой культуры (Д.Б. Эльконин) Понимание самоценности детства в авторских концепциях 2. Детство как период становления социальных отношений и опыта взаимодействия с окружающим миром (Д.И. Фельдштейн, Ш.А. Амонашвили). 3. Детство как период культуроосвоения и культуросозидания, результатом которого будет явление детской субкультуры (Т.В. Кудрявцев, А.Б. Орлов и др.)4. Детство ради выражения, осознания и закрепления чувства (В.В. Зеньковский) Понимание самоценности детства в авторских концепциях В.И. Логинова (1973 г.)Требования к личности воспитателя детского сада Эрудированность;любовь к детям и уважение к ним;мудрая строгость и требовательность к детям;общительность (внимательность и чуткость к каждому ребенку, его проявлениям, заботливость и бережное отношение к нему);педагогический такт;эмоциональность;материнские чувства (уход, ласка, забота, участие);требовательность к себе, собственная организованность и дисциплина;деловые качества;терпеливость, спокойствие, доброжелательность, чувство юмора, жизнерадостность, бодрость, оптимизм как вера в растущие силы ребенка - важнейшие черты личности воспитателя детского садаПрофессионально-педагогические задачи педагога дошкольного образования для успешного воспитания детейЗадачи профессионально-педагогической деятельности связаны с всесторонним развитием ребенка-дошкольника Профессионально-педагогические знания и умения воспитателя детского садаЭнциклопедические знания в разных областях общественной жизни, науки и искусства.Профессиональная эрудиция: знание особенностей и возможностей ребенка, задач, перспектив и путей развития его личности;знание особенностей строения и функционирования развивающегося детского организма, знание элементарных медицинских сведений, знание особенностей ухода за малышом, знание специфики педагогических воздействий на разных этапах дошкольного детства;профессиональные способности: педагогическая наблюдательность;педагогическое воображение;организаторскиеМузыкально-художественная деятельность Преобразовательная ПознавательнаяЦенностно-ориентационная ОбщениеКритерии творчестваНовизна результатаНовизна процессаИррациональное начало, интуицияСамостоятельностьЭмоциональное переживаниеУстойчивая мотивацияОбщие способностиПознавательные: ощущение (сенсорные процессы); восприятие (перцептивные процессы); память (мнемонические способности); представление; воображение (имажинитивные процессы); мышление (мыслительные процессы); внимание (аттенционные процессы)ПсихомоторныеВозраст1-3 года3-5 лет5-7 летПоказателиИнтерес к слушанию музыкиЭмоциональность и активность восприятия музыкиВчувствование в музыкальное произведение, сопереживание, сочувствие музыкальному образуВпечатления о музыке, суждения и эстетические оценки о нейПоказателиИдентификация с музыкальным образомТворчествоОбщие исполнительские умения (обобщенные способы музыкальной деятельности)Эмоционально воспринимать музыкальный образ; понимать (декодировать) музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; интерпретировать и создавать музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельностиОбщие исполнительские уменияПоверхностное восприятие, непонимание музыкального образаВосприятие значения музыкального произведения: понимание действий, совершаемых музыкальным персонажемВосприятие смысла музыкального образа; понимание того, о ком это музыкальное произведениеТворческое восприятие характера музыкального образа, поиск собственной интерпретации, наделение музыкального образа характерными чертамиПесня «Серенькая кошечка», музыка В. ВитлинаСеренькая кошечка Села у окошечка, Хвостиком махала, Деток поджидалаПоказателиОбщие исполнительские уменияХудожественно-эмоциональное восприятие музыкального образаПонимание (декодирование) музыкального образаДеятельностное выражение эмоционального отношения к музыкальному образуИнтерпретация и создание музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельностиСпециальные исполнительские уменияВыраженная продуктивная успешность: - в пении; - в музыкально-ритмических движениях; - в игре на детских музыкальных инструментахКритерии детского творчестваИнтерес к сочинительству, творчествуНаправленность мотивов художественной деятельности на ее результат (относительно новый продукт)Качество способов творческих действийКачество продукцииИмпровизацияЛадовое чувствоМладшая группаВнимание.Просьба повторить.Наличие любимых произведений.Внешние проявления (эмоциональные).Узнавание знакомой мелодииСредняя группа (добавляются следующие критерии)Высказывания о характере музыки (двухчастная форма).Узнавание знакомой мелодии по фрагменту.Определение окончания мелодии.Определение правильности интонации в пении у себя и у другихСтаршая группа (добавляются следующие критерии)Высказывания о музыке с контрастными частями.Окончание на тонике начатой мелодии веселая игривая задорная звонкая забавная скачущая солнечная танцевальная мечтательная ласковая задумчивая светлая легкая плавная печальная шутливаяНизкий уровень восприятияСредний уровень восприятияВысокий уровень восприятияНизкий уровеньПоверхностный интерес к музыке, танцу, ритмике.Не предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении.Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности неглубкие, несодержательные, необъективные и немотивированные.Не использует движения под музыку в свободной деятельностиНизкий уровеньНе умеют технически точно, легко и выразительно выполнить гимнастические и имитационные движенияАлгоритм действий педагога на каждом из этапов педагогической технологии1. Введение2. Организация восприятия музыки3. Реагирование на музыку в движении4. Реагирование на музыку в слове5. Игровой6. ИтоговыйЗадачи развития ребенка1. Обогащение эмоционального опыта ребенка (представления дошкольника о различных эмоциональных состояниях и чувствах)2. Развитие психических процессов ребенка3. Развитие музыкальных способностей и кругозора ребенка4. ...Исполнительские умения детейВид исполнительской деятельности: пениеОбщие исполнительские уменияСпециальные исполнительские уменияВид исполнительской деятельности: музыкально-ритмические движенияОбщие исполнительские уменияСпециальные исполнительские уменияВид исполнительской деятельности: игра на детских музыкальных инструментахОбщие исполнительские уменияСпециальные исполнительские уменияп/п1234567№ п/п123456№ п/п12345.6.Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе. 2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду. 3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий. 4. Организация педагогических совещанийВоспитатель детского садаДиагностические задачи1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальностью дошкольника. 2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ. 3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе музыкальном. 4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольникаЗадачи педагогического проектирования образовательного процесса5.Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию здорового ребенка-дошкольникаЗадачи взаимодействия с профессионально-педагогическими культурным сообществом6. Ознакомление с музыкальным репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога. 7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя. 8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания и развития. 9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культурыЗадачи проектирования и организации развивающей образовательной среды ДОУ10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенкаЗадачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностейЗадачи профессионального сотрудничества и сотворчества воспитателя и музыкального руководителя1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии4. Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника5. Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду6. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов7. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения базовой компетентности8. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды детского сада как одного из эффективных условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностейГруппа задач1. Диагностические задачи2. Задачи педагогического проектирования образовательного процесса и его организации3. Задачи взаимодействия с профессионально-педагогическим и культурным сообществом4. Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды детского сада5. Задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентностиФамилия, имя ребенка

Задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возрастаПо Н.А. Ветлугиной:

- воспитание любви и интереса к музыке; обогащение музыкальных впечатлений детей;

- знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков музыкальной деятельности; развитие музыкальных способностей дошкольников;

- содействие в возникновении и первоначальном проявлении музыкального вкуса, формирование у ребенка оценочного отношения к музыкальным произведениям;

- развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельностиПо О.П. Радыновой:

- развитие музыкальных и творческих способностей детей с помощью различных видов музыкальной деятельности;

- формирование начала музыкальной культуры; формирование общей духовной культурыПо Ю.Б. Алиеву:

- формирование индивидуальной музыкальной культуры ребенка;

- приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности как условия музыкального самовоспитания и самообразования;

- развитие музыкальных способностей дошкольников; совершенствование эмоциональной сферы ребенкаПо А.Н. Зиминой:

- развитие музыкальности ребенка;

- обучение детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам;

- воспитание способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку;

- развитие художественно-творческих способностейЗадачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возрастаПо Е. А. Дубровской: развитие всех видов музыкальной деятельности детей дошкольного возрастаПо Юн-Руар Бьеркволли:

- становление человека с музой в душе;

- осознание собственной личности и овладение искусством жизни через музыку;

- становление опыта общения через овладение языком музыки с раннего детства и его дальнейшее совершенствование;

- достижение биокультурной и экологической целостности, в которой счастливо живет человек в процессе музыкальной деятельности, особенно пения; создание ощущения сопричастности с окружающим миром через музыкальные произведения, особенно спонтанные песни, подводящие ребенка к более естественному и простому познанию окружающей действительностиПо Н.А. Бергер: накопление ребенком положительного эмоционального опыта посредством общения с музыкой; психологическая разрядка и психоэмоциональная комфортность существования дошкольника посредством музыкальных видов деятельности; эстетическое воспитание личности ребенкаПо А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской: становление ребенка как субъекта музыкальной деятельности путем решения задач, для чего необходимо помочь ребенку понять смысл художественных образов, доступных по содержанию, т.е. научить его общаться с искусством; помочь ребенку выражать понятно для окружающих свои эмоции и чувства, используя различные средства художественной выразительностиЗадачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возрастаПо Р.М. Чумичевой, А.В. Шумаковой: развитие музыкально-эстетического сопереживания как основы музыкально-эмоциональной культуры старших дошкольников. Для этого нужно:

- раскрыть детям виды и значение эмоций в жизни человека, средствах их выражения в музыке;

- воспитывать у детей основы музыкально-эмоциональной культуры; учить детей вживаться в музыкальный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное содержание;

- развивать у детей музыкальный интонационно-речевой опыт, умение пользоваться эмоционально-образным словарем;

- развивать у детей способы познания как своего эмоционального состояния, так и состояния другого человека средствами музыки;

- познакомить детей со способами выражения сопереживания другому человеку в музыке

Наши рекомендации