Предвозрождение. Творчество Данте Алигьери
Основные понятия темы:новый сладостный стиль, клерикальная литература, аллегория, видение, лироэпическая поэма,
Содержание темы:
Италия на рубеже XIII-XIV веков. Рост итальянских городов, их борьба за независимость. Культура Флоренции. Гвельфы и гибеллины.
Данте Алигьери – «последний поэт средних веков и первых поэт нового времени». Политические и эстетические воззрения Данте. Данте и «новый сладостный стиль». Беатриче и «Новая жизнь». «Божественная комедия» как философский и художественный синтез средневековой культуры и пролог к литературе нового времени. Связь поэмы с литературой видений и аллегорической поэзией средневековья. Средневековый символизм и аллегоризм поэмы. Композиция «Комедии». Черты сознания переходной эпохи в «Божественной комедии». Образ автора в поэме Преодоление канонов средневековья. Интерес к античности, человеку и миру: от античного антропоцентризма через средневековый теоцентризм к ренессансному антропоцентризму. Типология человеческой греховности и гуманизм Данте. Поэтическое мастерство Данте.
Предвозрождение во Франции. Творчество Франсуа Вийона. Основные темы, устойчивые образы, излюбленные жанры. Связь поэзии Вийона с предшествующей лирической традицией, с народно-смеховой культурой Средневековья. Участие Вийона в современной ему поэтической жизни. Отражение в его произведениях позднесредневекового сознания.
РАЗДЕЛ 2. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Тема 7. Общая характеристика культуры и литературы эпохи Возрождения
Основные понятия темы:антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, утопия
Содержание темы:
Место эпохи Возрождения в европейском культурно-историческом процессе. Хронологические границы. Процесс формирования европейских наций, государств, языков, литератур.
Ренессансный гуманизм как новое течение в культуре Западной Европы. Рост образования и светской городской культуры как условие и причина возникновения движения за возрождение греко-римской древности. Основные особенности ренессансного гуманизма. Натурфилософские теории и этические учения гуманистов. Учение гуманистов о сущности человека; «природа» и «культура»; специфика ренессансного антропоцентризма; идея «универсального человека» и задачи ренессансной педагогики.
Утопические идеи, «универсальный человек» как новый идеал. «Природа» и «культура». Проблема античного наследия. Расширение умственных запросов и горизонтов. «Подражание» древним и «соревнование» с ними.