Понятие трудового коллектива. Модели деловых отношений в трудовом коллективе
Тема 8: Этические аспекты деловых отношений в педагогическом коллективе
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Понятие трудового коллектива. Модели деловых отношений в трудовом коллективе.
2. Этика деловых отношений в педагогическом коллективе «по горизонтали».
3. Этика деловых отношений в педагогическом коллективе «по вертикали».
4. Этические требования к контролю, оценке и критике деятельности педагога.
5. Мероприятия и методы, повышающие уровень этичности трудового коллектива.
Литература
1. Вудкок, М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М.: Дело, 1991.
2. Кодекс профессиональной этики сообщества философского факультета МГУ // электронный ресурс: http://censura.ru/articles/ffmsucode.htm
3. Корпоративная культура: учеб. пособие / автор-сост. И.Н. Кузнецов. – Мн. : Книжный дом; Мисанта, 2006. – С. 47-108. (Разд. 2. Корпоративная этика).
4. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения / И.П. Кошевая, А.А. Канке. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. – С. 249-295. (Гл. 9. Этика служебных взаимоотношений).
5. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. – С. 39-58.
Понятие трудового коллектива. Модели деловых отношений в трудовом коллективе
Профессиональная педагогическая этика проявляет себя и в таком блоке взаимоотношений, которые возникают в трудовом коллективе и трактуются как деловые (служебные).
Трудовой коллектив – это общность людей, объединенных совместным делом, единством целей, взаимной ответственностью.
Ему присущ ряд черт, характерных для организации:
1. разделение функций между сотрудниками, закрепленное в должностных инструкциях;
2. служебная иерархия, порядок подчиненности;
3. лояльность каждого сотрудника по отношению к своей команде;
4. система позитивных и негативных санкций.
Вместе с тем для трудового коллектива характерно:
1. постоянное общение и взаимодействие друг с другом,
2. чувство принадлежности к данной группе,
3. наличие общих интересов и мотивов,
4. наличие общих традиций.
В последнее время все чаще вместо слов «организация» и «трудовой коллектив» употребляется слово «корпорация».
Корпорация – это объединение, созданное для ведения специализированной деятельности. В этом отношении корпорация и организация тождественны. Но специфической особенностью корпоративного объединения является его социальная закрытость. Это объединение, утверждающее в своем функционировании частные корпоративные интересы как приоритетные по отношению к другим групповым, общественным и индивидуальным интересам. Поэтому корпоративизм нередко трактуется как синоним группового эгоизма. В идеале корпорация формируется на принципах тесного внутреннего единства и сплоченности. Оказывая патерналистское попечение своим членам, корпорация одновременно формирует их как людей, обладающих корпоративным сознанием, чувствующих себя личностями лишь в своей причастности корпоративному объединению. Член корпорации самим фактом своего места в корпорации доказывает свою профессиональную пригодность и свою профессиональную честь.
Что касается учреждений образования, принимая во внимание специфику термина «корпорация», предпочтительнее исходить из реального официального статуса учебного заведения какобразовательной организации.В Кодексе РБ об образовании учреждение образованияопределяетсякакюридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности.
Выделяются четыре базовые модели деловых отношений в трудовом коллективе, в которых достигаются различные композиции согласования технологических и этических потенциалов членов организации.
1. Иерархическая (бюрократическая) модель соотносится с очень формализованным и структурированным местом работы. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика, ей присуща значительная регламентация всех видов деятельности Основная забота организации состоит в обеспечении стабильности и показателей выполнения технологических операций.
2. Адхократическая модель (от лат. adhocracy – специальный и греч. kratos – власть) соотносится с динамичным предпринимательским и творческим местом работы. Связывающей сущностью организации является преданность экспериментированию и новаторству. Лидеры считаются людьми, готовыми рисковать. Организация поощряет личную инициативу и свободу.
3. Рыночная модель доминирует в организации, ориентированной на результаты, главной заботой которой является выполнение поставленной задачи. Люди целеустремлены и соперничают между собой. Лидеры – твердые руководители и суровые конкуренты. Они непоколебимы и требовательны. Репутация и успех являются общей заботой. Стиль организации – жестко проводимая линия на конкурентоспособность.
4. Метракорпоративная (клановая, семейная) модель соотносится с очень дружественным местом работы, где у людей много общего. Данная модель рассматривает организацию как «материнский» («метра») общественный институт. Организации похожи на большие семьи. Лидеры организаций воспринимаются как воспитатели и даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Она делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Роль этики видится здесь не только в максимизации прибыли и оптимизации производства, но и в том, что организация заботливо, «по-матерински» регламентирует эту деятельность. Основной моральный долг видит в служении обществу, которое в конечном итоге проявляется в участии в социальных, культурных, благотворительных проектах. Каждый специалист на своем месте призван служить: обществу, коллегам, клиентам, пациентам, учащимся, вкладчикам и т.д.
Кстати, результаты исследования организационной культуры 15 высших учебных заведений России позволили выявить наличные и предпочтительные модели деловых отношений. В настоящем состоянии в университетах преобладают иерархическая и рыночная модели деловых отношений. Напротив, предпочтительное состояние соотносится с метракорпоративной и адхократической моделями. Нам представляется, что с учетом особенностей социокультурного развития и ментальности белорусского общества наиболее органичной выступает метракорпоративная модель деловых отношений.
Таким образом, на основе выбранной модели деловых отношений можно очертить круг базовых ценностей, принципов, норм, обеспечивающих данное состояние отношений внутри коллектива, причем эти отношения охватывают всех его членов, несмотря на выполняемую ими профессиональную деятельность (педагог, психолог, исследователь, менеджер).
2. Этика деловых отношений в педагогическом коллективе «по горизонтали»
Отношения педагога с коллегами можно условно разделить на две составляющие, которые тесно связаны друг с другом. Их учет и различие имеют большое значение.
1) Формальные (служебные, официальные) – отношения между членами педагогического коллектива, которые возникают только в процессе выполнения служебных обязанностей. Обычно выстраиваются на ролевых (статусных, должностных) отношениях: директор – завуч – классный руководитель – учитель-предметник.
2) Неформальные (неофициальные) – отношения между коллегами, которые выстраиваются на основе симпатии или антипатии и проявляются в искренних личных связях или ссорах и конфликтах друг с другом. Приятельские отношения возникают либо на основе личной симпатии, либо при наличии общих интересов, как правило, поддерживаются личными контактами. Товарищеские отношения складываются в процессе совместной деятельности на основе единства целей и интересов, общности взглядов, они отличаются постоянством, привязанностью людей друг к другу. Вместе с тем, когда речь идет о взаимоотношениях в учреждении, следует иметь в виду следующее: то, что вполне допустимо по отношению к близким людям, не всегда приемлемо и позволительно в служебных отношениях, то, что похвально с точки зрения дружеских отношений, часто неправомерно с позиций профессиональной этики (Приложение 1).
Педагогический коллектив имеет свои особенности. Большое значение для установления деловых отношений здесь имеет ряд объективных и субъективных факторов. К объективным можно отнести следующие факторы.