Проблема целостности учебно-воспитательного процесса

Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы — его способность к выполнению социально обусловленных функций. Общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества, а это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления. Целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостность, общность, единство –главные характеристикипедагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:

1. в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;

2. в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем;

3. в наличии общего и сохранении специфического.

Целостность — синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение: преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

В педагогическом процессе специально создаются функциональные подсистемы, направленные преимущественно на решение образовательно-развивающих и воспитательных задач. Они действуют автономно, «разрывая на части» формирующуюся личность, придавая педагогическому процессу односторонность. В целостном педагогическом процессе на каждом этапе педагогического взаимодействия решаются не только прямые, доминирующие, но и подчиненные задачи развития всех сторон личности. Это достигается всесторонним охватом основных видов деятельности, их сочетанием и взаимообогащением.

Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию деятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т. е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных из единого целого частей. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него.

Учитывая многообразие взаимоотношений и взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, было бы серьезным упрощением сводить целостность педагогического процесса к какой-либо одной его характеристике. В связи с этим необходимо рассмотреть разные аспекты целостности: содержательно-целевой, организационно-процессуальный и операционально-технологический.

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования накопленного человечеством опыта, во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и валового отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство относительно самостоятельных процессов-компонентов:

· процесса освоения, конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно - конструктивная, материально-конструктивная и операционно - конструктивная деятельность педагогов);

· процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования;

· процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);

· процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Эти процессы отражают и предметные отношения, и собственно педагогические, и взаимные, а следовательно, охватывают педагогический процесс в его целостности.

Операционально-технологический аспект целостности педагогического процесса касается внутренней целостности названных выше относительно самостоятельных процессов. В поисках условий становления педагогического процесса до уровня целостности в этом аспекте прежде всего необходимо обращение к основному отношению, т. е. к собственно педагогическому отношению, учебно-воспитательного процесса с позиций корректного учета субъект - субъектных отношений.

Тема 2.

Теория обучения как составная часть педагогики – 2 ч.

П Л А Н

1.Понятие о дидактике, ее предмет и основные категории. Методике преподавания математики, ее предмет.

2. Задачи и проблемы современной дидактики.

3. Анализ современных дидактических концепций.

1. Понятие о дидактике, её предмет и основные категории. Методике преподавания математики, ее предмет.

Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Объект дидактики:обучение как средство образования и воспитания человека.

Предметдидактики учитывает следующие задачи:

· описание процесса обучения и условия его реализации;

· разработка более совершенной организации процесса обучения, новых обучающих систем, новых технологий обучения;

· разработка содержания образования молодого поколения и организация процесса, ведущего к овладению этим содержанием;

· описание дидактической деятельности, выражающейся в процессах обучения, его содержании, ходе, методах, средствах и организации, подчиненным поставленным целям;

· описание деятельности школ, а также других учреждений образования и просвещения как в одной, так и во многих странах, ее цели, программное содержание, работа учителей и учащихся, а также организационные и социальные формы и условия.

Дидактика – раздел педагогики, теоретическая и одновременно нормативно-прикладная область научного знания. Ее основополагающими функциями являются:

1. Научно-теоретическая – раскрывает сущность процесса обучения (структуру, содержание).

2. Нормативно – прикладная – решает проблемы, связанные с обучением ( принципы, методы, средства, образовательные технологии).

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и учения конкретных учебных дисциплин, например, математики, во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Рассмотрим для примера методику преподавания математики, предмет ее исследования.

Методика преподавания математики призвана ответить на вопросы: «Кого учить?, Зачем учить?, Чему учить?, Как учить?»

Ответ на первый вопрос предполагает знание возраста, с которого следует начинать обучение ребенка элементам математики, систематическому курсу математики, осуществлять профессионализацию математического образования Вопрос: «Чему учить?» - требует определения содержания математического образования (знаний, умений, способов деятельности). Ответ на вопрос: «Как учить?» - предполагает выявление методов, средств, форм обучения математике. И, наконец, вопрос: «Зачем учить?» - обращает исследователей к выявлению целей обучения математике.

Рассмотрим, как представлен предмет теории и методики обучения математике в различных учебных пособиях.

В учебном пособии А.А. Столяра «Педагогика математики» автора отмечается, что предметом педагогики математики является обучение математике. Оно трактуется как обучение математической деятельности, основными составляющими которой являются математическая организация эмпирического материала, логическая организация математического материала и применение математической теории.

В книге «Методика преподавания математики: Общая методика» (Сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр) указывается, что методика преподавания математики есть наука о математике как учебном предмете и закономерностях процесса обучения математике учащихся различных возрастных групп.

Автор книги «Дидактика математики» Н.В. Метельский заключает, что предметом дидактики математики является математическое образование, включая обучение и связанное с ним воспитание, в современной общеобразовательной школе, а также проблемы и перспективы его развития. Далее он замечает, что предмет дидактики математики - процесс и результат усвоения предметных программных знаний, умений и навыков.

И, наконец, авторы книги «Методика преподавания математики в средней школе» прямо объявляют методику разделом педагогики.

Предмет теории и методики обучения математике составляется математическим образованием, обучением математике и математическим воспитанием. Причем существуют разные точки зрения на содержание этих понятий и связей между ними, хотя исследователи признают, что все они взаимосвязаны, но не идентичны, т.к., авторы учебных пособий рассматривают предмет методики преподавания математики, включая в него обучение, образование и воспитание, а порой ограничивая его совокупностью средств и методов усвоения содержания математического образования, исходя из различного понимания обучения, считая его либо совместной деятельностью учителя и учащихся, либо процессом овладения действиями, либо познавательной деятельностью.

Итак, предмет теории и методики обучения математике моделируется специальной методической системой (будем называть ее традиционно «Обучение математике», составляемой личностью как абстракцией людей руководствующейся, целями и содержанием математического образования, методами, средствами, формами обучения, индивидуальностью ученика и результатами обучения.

Рассмотрим основные категории дидактики.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознание и практического применения знаний.

Учение – процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретения опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание – совокупность идей человека, в которой выражается теоретическое овладение этим предметом.

Умение – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства

Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которые направлены его усилия.

Содержание (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются слово (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмотрим ниже.

Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:

1) теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую);

2) практическую (нормативную, инструментальную).

Наши рекомендации