Общие правила производства следственных действий
Общие правила производства следственных действий обусловливаются как принципами уголовного судопроизводства в целом, так и общими условиями предварительного расследования в частности. Законодатель предусматривает такое построение процессуальных норм, регламентирующих общие правила производства следственных действий, в соответствии с которыми они частично содержатся в главе 22 УПК РФ (ст. 164-166), а частично вытекают из других положений Закона (п. 3 ч. 1 ст. 38, п. 1 ч. 2 ст. 41, ч. 1 ст. 156 УПК РФ и т.д.). С учетом анализа всех указных процессуальных норм представляется возможным сформулировать общие правила производства следственных действий.
1. Следственные действия могут проводиться только по возбужденному уголовному делу. Некоторое исключение из этого правила составляет норма, позволяющая следователю[5] при обстоятельствах, не терпящих отлагательства, производить до возбуждения уголовного дела только одно следственное действие — осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).(И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ) Законодатель допускает такое исключение, исходя из специфического характера осмотра места происшествия, связанного с необходимостью в кратчайшие сроки обнаружить и зафиксировать материальные следы преступления.
2. Выбор следственного действия, которое должно быть произведено в конкретной следственной ситуации[6], осуществляет сам следователь[7]. Вместе с тем законодатель предусматривает ряд исключений, обязывающих следователя производить в конкретных ситуациях определенные следственные действия (ч. 2 ст. 46, ст. 173 УПК РФ и т.д.).
3. В процессе предварительного расследования уголовного дела следователь не обязан производить все без исключения предусмотренные законом следственные действия. Так, некоторые наиболее распространенные следственные действия (следственный осмотр, допрос, обыск) проводятся практически по каждому уголовному делу. Другие (очная ставка, предъявление для опознания, освидетельствование) проводятся реже, но вместе с тем тоже достаточно часто. А некоторые (следственный эксперимент или проверка показаний на месте) в силу их большой сложности широкого распространения в следственной практике не имеют.
4. Следственные действия, сопряженные с определенным государственным принуждением (ч. 3 ст. 178, ст. 179, 182, 183 УПК РФ), производятся на основании постановления следователя.
5. Следственные действия, ограничивающие конституционные права и свободы человека и гражданина (ч. 4-7 ст. 29 УПК РФ), осуществляются на основании судебного решения.
6. Производство следственного действия в ночное время (с 22.00 до 6.00 по местному времени) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. При этом под обстоятельствами, не терпящими отлагательства, следует понимать такие случаи, когда задержка в проведении следственного действия может вызвать отрицательные последствия.
7. При производстве следственных действий следователь не может применять насилие, угрозы и иные незаконные меры, а также создавать опасность для жизни и здоровья участвующих лиц.
8. При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. Так, в настоящее время наукой разработано множество различных технических средств, а также приемов и методов работы с ними, которые способствуют поисково-познавательной деятельности следователя по установлению истины в ходе расследования уголовного дела[8]. О применении технических средств заранее должны быть предупреждены участники следственного действия.
9. Факт производства следственного действия, его ход и результаты подлежат занесению в соответствующий протокол. Этот процессуальный документ является основным средством фиксации следственного действия. Правила оформления протокола регламентируются статьями 166 и 167 УПК РФ. Так, он должен быть составлен следователем в ходе следственного действия или сразу после его окончания. Во вводной части протокола указываются: а) место, дата и время производства следственного действия; б) должность, фамилия и инициалы следователя; в) данные о личности всех участников следственного действия с указанием о разъяснении им в необходимых случаях прав, обязанностей и ответственности. При этом законодатель, руководствуясь положениями принципа охраны прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 11 УПК РФ), в целях обеспечения безопасности отдельных лиц (потерпевшего, свидетеля, их родственников и т.д.) предусматривает возможность сохранять в тайне данные о личности определенных участников следственного действия (ч. 9 ст. 166 УПК РФ). В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит соответствующее постановление с указанием псевдонима участника и образцом его псевдоподписи[9]. Данное постановление помещается в конверт, который приобщается к уголовному делу в опечатанном виде.
В описательной части протокола фиксируются: а) отдельные действия следователя и иных лиц, причем в той последовательности, в которой они проводились; б) результаты следственного действия, в том числе изъятые вещественные доказательства или иные документы; в) технические средства, условия и порядок их использования, а также полученные с их помощью результаты. И наконец, в заключительной части протокола отмечается факт ознакомления с ним участвующих лиц, а также их замечания и заявления по существу следственного действия.
Протокол предъявляется для ознакомления под роспись всем участникам следственного действия, которые при этом имеют право делать замечания о его дополнении и уточнении. Если участник следственного действия в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают содержание протокола и факт невозможности его подписания. В случае отказа кого-либо из участвующих лиц подписать протокол в нем делается соответствующая запись, которая удостоверяется подписями следователя, а также защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии. При этом лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин такого отказа.
Помимо протокола законодатель допускает возможность использования иных средств фиксации хода и результатов следственного действия, а именно: изготовления слепков и оттисков следов; составления различных схем, планов, чертежей; стенографирования, фотосъемки, аудио- и видеозаписи и т.д., о чем делается отметка в протоколе (ч. 8 ст. 166 УПК РФ). Все указанные материалы хранятся при уголовном деле и являются неотъемлемыми приложениями к протоколу следственного действия. Без протокола они не имеют юридической силы, а соответственно и доказательственного значения.
Отдельным пунктом необходимо раскрыть судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия.
В соответствии с положениями Конституции России и принципами уголовного судопроизводства следственные действия, ограничивающие права и свободы человека и гражданина, производятся на основании судебного решения в порядке, предусмотренном статьей 165 УПК РФ.
Так, следователь при наличии предусмотренных законом оснований для производства следственного действия с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. Данное ходатайство подлежит единоличному рассмотрению федеральным судьей районного суда по месту производства предварительного расследования или производства следственного действия в 24-часовой срок. В судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь.
Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих решений:
• о разрешении производства следственного действия;
• об отказе в производстве следственного действия с обязательным указанием мотивов такого отказа.
Вместе с тем в процессе предварительного расследования уголовного дела может сложиться следственная ситуация, требующая безотлагательного производства определенных следственных действий (осмотра и обыска жилища, а также личного обыска и наложения ареста на имущество, подлежащее конфискации), осуществляемых на основании судебного решения. В этом случае допускается некоторое отступление от общего правила и следователю разрешается выполнить такие действия на основании собственного постановления без судебного решения. Однако законодатель все равно не может оставить указанные процессуальные процедуры без надлежащего судебного контроля, поэтому в 24-часовой срок с момента начала следственного действия следователь обязан письменно уведомить судью и прокурора о его проведении. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и его протокола. В свою очередь, судья, получив указанные материалы, в 24-часовой срок обязан проверить законность произведенного следственного действия и вынести одно из следующих постановлений:
• о законности следственного действия;
• о незаконности следственного действия и признании его результатов недействительными, что влечет недопустимость всех полученных в ходе его производства доказательств.
Таким образом, можно сформулировать общие правила производства следственных действий.
Общие правила производства следственных действий — это уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие каждое следственное действие (ст. 164 УПК). При этом надо иметь в виду, что в судебных стадиях уголовного процесса действуют несколько иные правила проведения следственных действий, характерные для состязательной модели регулирования (ст. 240-260 УПК).
Общие правила составляют процессуальную форму следственных действий, распадающуюся на три группы норм, регламентирующих: 1) условия их проведения; 2) процедуру; 3) меры, гарантирующие производство следственных действий. Эти три группы есть не что иное, как обобщенные гипотезы, диспозиции и санкции для института следственных действий.