Комплекс прыжковых упражнений для развития скоростно-силовых качеств
№ п/п | Содержание | Кол-во подходов | Количество повторений в одном подходе | |||
4—5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||||
1. | Прыжки на двух ногах через поролоновые кубики | 2—3 | 4—6 | 6—8 | 8—10 | |
2. | Прыжки боком (правым, левым) на двух ногах через поролоновые кирпичики | 1—2 | 6—8 | 8—10 | ||
3. | Прыжки на правой, левой ноге | 1—2 | 4—6 | 6—8 | ||
4. | Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по два | 2—3 | 2—3 | 3—4 | 4—5 | |
5. | Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по три | 2—3 | 3—4 | 4—5 | ||
6. | Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по четыре | 1—2 | 1—2 | 1—2 | ||
7. | Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные друг на друга по два | 2—3 | 2—3 | 3—4 | 4—5 | |
8. | Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные друг на друга по три | 1—2 | 2—3 | 3—4 | ||
9. | Подскоки на двух ногах на автомобильных шинах | 2—3 | 5—6 | 6—8 | 8—10 | |
Для развития скоростно-силовых качеств во второй половине основной части занятия лучше использовать комплекс упражнений с набивными мячами весом 0,5—1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя спиной к партнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине, броски ногами из исходного положения стоя и сидя.
На начальном этапе для развития силы рук, в том числе мелкой моторики, и скоростно-силовых качеств необходимо создать облегченные условия, используя не мячи, а поролоновые кубики. Упражнения с ними весьма разнообразны и с удовольствием воспринимаются детьми: сжимание кубика руками, ногами, прижимание его к полу руками и ногами, поднимание кубика ногами вверх сидя и лежа, броски кубика из исходного положения стоя (лицом, спиной), сидя (лицом, спиной ногами), лежа (на груди и спине), быстрый бег за кубиком из различных исходных положений после броска и другие упражнения, требующие ориентировки в пространстве, точности и координации движений.
Для повышения эмоциональности и поддержания интереса к физкультурным занятиям одно из них проводится с использованием круговой формы организации, которая воспринимается детьми как игра, так как имеет сюжетную основу. Упражнения подбираются для комплексного развития физических качеств. Количество упражнений на станции, их интенсивность и интервалы отдыха регулируются соответственно индивидуальным возможностям ребенка (табл. 3.3). Время прохождения всех станций 4—5 мин, отдых между кругами 1 —1,5 мин, количество кругов 1—3.
Таблица 3.3
Комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств круговым методом для детей 6—7 лет
Содержание | Дозировка | Время отдыха между станциями |
Станция 1. Бег на прямых ногах 10 м | 1 раз | 15-20 с |
Станция 2. Выпрыгивание из полуприседа, сопровождая взмахом рук вверх | 6 — 8 раз | 20—25 с |
Станция 3. Поднимание прямых ног вверх, лежа на спине, руками держаться за нижнюю перекладину гимнастической лестницы | 8—10 раз | 25—30 с |
Станция 4. Лазание по гимнастической лестнице вверх-вниз разноименным способом, руки согнуты | 1 раз | 20—25 с |
Станция 5. Махи правой (левой) ногой вперед до уровня пояса, стоя боком к месту опоры | 8—10 раз | 15—20 с |
Станция 6. Прыжки через гимнастическую скамейку, стоя боком и продвигаясь вперед по всей длине | 4 — 8 прыжков | 25—30 с |
Станция 7. Лежа на животе, руки впереди прямые, поднимание набивного мяча вверх | 6—8 раз | 35—50 с |
Решение задач развития функции равновесия и коррекции вестибулярных нарушений целесообразно решать в одном занятии, отведя каждой из них приблизительно равное время — по 15 мин. Представленные в табл. 3.4 и 3.5 комплексы не являются обязательными в каждом занятии, используются лишь доступные на данный момент упражнения, усложняясь постепенно по мере их освоения.
Коррекция функции равновесия проводится с использованием упражнений на уменьшенной площади опоры, поднятой опоре, в балансировке. Время выполнения упражнений на сохранение равновесия у 4—5-летних — 10—15 с, у 6—7-летних — 25—30 с и более, пройденное расстояние для 4—5-летних — 3—4 м, для 6—7-летних — 5—6 м.
Таблица 3.4