Организация и методики исследования
Наше исследование предполагало изучение и сравнение уровней эмпатии и ее каналов, а так же внутриличностных конфликтов у студентов педагогической и непедагогической специальностей.
Экспериментальное исследование проводилось в Стерлитамакском филиале «Башкирского государственного университета». В эксперименте приняли участие 50 студентов 3 курсов: 25 студентов факультета педагогики и психологии и 25 студентов юридического факультета.
Исследование включало в себя следующие этапы:
Первый этап – подбор психодиагностических методик и определение выборки исследования.
Второй этап – исследование уровня эмпатии и внутриличностных конфликтов у студентов.
Третий этап – сравнительный анализ и интерпретация полученных результатов, выявление взаимосвязи между изучаемыми параметрами, разработка психолого – педагогических рекомендаций для студентов и преподавателей.
В соответствии с целью нашего исследования были определены следующие задачи:
1. Исследовать уровни эмпатии и внутриличностных конфликтов студентов факультета педагогики и психологии.
2. Исследовать уровни эмпатии и внутриличностных конфликтов студентов юридического факультета.
3. Провести сравнительный анализ полученных данных и выявить их взаимосвязь.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для студентов и преподавателей.
Для проверки гипотезы были использованы психодиагностические методы и методики:
1. Методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко.
2. Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова.
3. Методика «Изучение мотивации и внутриличностных конфликтов» Е. Б. Фанталовой.
Методы математико-статистической обработки и интерпретации данных.
Методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко предназначена для оценки умения сопереживать и понимать мысли и чувства другого.
Методика состоит из 36 утверждений на который нужно ответить либо да, либо нет. Затем, с помощью ключа, подсчитывается число правильных ответов по каждой из 6 шкал и определяется суммарная оценка. Оценки по каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.
Рациональный канал эмпатиихарактеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.
Эмоциональный канал эмпатии – фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми.
Интуитивный канал. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.
Проникающая способность в эмпатиирасценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.
Идентификация важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.
Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии. Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов: 30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии; 29-22 – средний уровень, 21-15 – заниженный, менее 14 баллов – очень низкий.
2. Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям.
В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов: «не знаю» (0); «никогда или нет» (1); «иногда» (2); «часто» (3); «почти всегда» (4); «всегда или да» (5).
Каждому варианту ответа соответствует числовое значение (указано в скобках): 0, 1, 2, 3, 4, 5.
Обрабатывая данные следует начинать с определения достоверности данных. Если общая сумма 5 или более, то результат исследования недостоверен; при сумме, равной 4, результат сомнителен; если же сумма не более 3, результат исследования может быть признан достоверным.
При недостоверных и сомнительных результатах целесообразно, если это возможно, выяснить причины отношения испытуемого к исследованию. Следует иметь в виду, что помимо нежелания обследоваться или стремления преднамеренно давать противоречивые, неискренние ответы, недостоверные результаты могут быть обусловлены, например, нарушением некоторых психических функций, их развития, а также социальным инфантилизмом.
При достоверных результатах исследования дальнейшая обработка данных направлена на получение количественных показателей эмпатии и ее уровня. Единая метрическая униполярная шкала интервалов позволяет, пользуясь ключом-дешифратором, получить характеристику эмпатии на основании данных, которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристику отдельных составляющих эмпатии.
С помощью таблицы на основании полученных балльных оценок диагностируется уровень эмпатии по каждой из составляющих и в целом.
82 до 90 баллов – этоочень высокий уровень эмпатийности. У таких испытуемых болезненно развито сопереживание. В общении они, как барометр, тонко реагируют на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Им трудно от того, что окружающие используют их в качестве громоотвода, обрушивая свое эмоциональное состояние. Они плохо чувствуют себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют им свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боятся задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает их. В то же время сами очень ранимы. Могут страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия шефа. Их впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, могут нуждаться в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни они близки к невротическим срывам. Им нужно позаботится о своем психическом здоровье.
63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Они чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относятся к людям. Им нравится «читать» лица и «заглядывать» в их будущее. Они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты и находят общий язык. Должно быть, и дети тянутся к ним. Окружающие ценят их за душевность. Они стараются не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносят критику в свой адрес. В оценке событий им нужно больше доверять своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаются в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести их из равновесия.
37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать их «толстокожим», но в то же время они не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но чаще они держат их под самоконтролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение. Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому их поступки порой оказываются неожиданными. Они не отличаются раскованностью чувств, и это мешает их полноценному восприятию людей.
12 до 36 баллов – низкий уровень эмпатийности. Они испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла. Отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Они сторонники точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у них мало друзей, а тех, кто есть, ценят больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят им тем же: случаются моменты, когда они чувствуют свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют их своим вниманием. Но это исправимо, если они раскроют свой панцирь и станут пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.
11 баллов и менее – очень низкий уровень эмпатийности. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняются первыми начать разговор, держась особняком среди сослуживцев. Особенно трудны для них контакты с детьми и лицами, которые намного старше их. В межличностных отношениях нередко оказываются в неуклюжем положении. Во многом не находят взаимопонимания с окружающими. Любят острые ощущения, спортивные состязания предпочитают искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Они могут быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядят в лучшем свете. С иронией относятся к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносят критику в свой адрес, хотя могут на нее бурно не реагировать. Им необходима гимнастика чувств.
3. Методика «Изучения мотивации и внутриличностных конфликтов» Е.Б. Фанталова.
Методика направлена на раскрытие внутренних конфликтов, выявляет их локализацию и выраженность в мотивационно-личностной сфере. Внутренний конфликт, выявляемый как значительное расхождение между «ценностью» и «доступностью» в одной или нескольких жизненных сферах, является основной структурной и содержательной единицей данной методики. Именно ради выявления таких «расхождений», понимаемых как внутренние конфликты, такая методика была создана. Кроме того, данная методика выясняет и ценностные приоритеты личности, и общую степень диссоциации в мотивационно личностной сфере по всему списку ценностей.
Испытуемым дается инструкция: «Перед вами список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей.
Вам предстоит сравнить все эти понятия-ценности попарно между собой на специальном бланке. Следует провести два сравнения (по двум разным критериям).
Далее выдаются бланки с двумя матрицами. В них записаны пары цифр, каждой цифре соответствует ценность, которая стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы №1.Сравнения в первой матрице производятся на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы смотрите каждую пару и выбирайте из двух ценностей ту, которая кажется Вам более важной в этой паре. Закончив первую матрицу, переходите ко второй. В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей являются для Вас более доступными, легче достижимыми в жизни по сравнению с остальными».
После заполнения матриц подсчитываются баллы, набранные каждым понятием в матрице 1 (сколько раз понятие было выбрано в паре как более значимое), и баллы, набранные каждым понятием в матрице 2 (сколько раз это понятие было выбрано как более доступное).
Указанием на наличие внутреннего конфликта в той или иной сфере будет являться значительный разрыв в ней между показателями «Ценность» и «Доступность» по какому-либо понятию (разница в 4 балла и выше) в случае, когда его ценность больше доступности.
Значительный (разница в 4 балла и выше) разрыв между показателями «Ценность» и «Доступность», когда доступность какого-то понятия больше его ценности, будет указывать на наличие «внутреннего вакуума», «избыточности присутствия».
Индекс расхождения – это показатель рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, свидетельствующий о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии.
При количестве понятий, равном 12, границы индекса расхождения ценности и доступности будут находиться в пределах от 0 до 72. Максимальное расхождение можно описать так: «Того, что для меня ценно, у меня нет, а то, что есть, мне не нужно».
Е.Б. Фанталовой были выделены нормы расхождения индексов для указанных понятий. По величине индекса «Ценность – Доступность» можно выделить три уровня дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере:
От 0 до 35 – низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.
От 36 до 50 – средний уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.
50 – 72 – высокий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.
Для анализа результатов нами были использованы методы математико-статистической обработки и интерпретации данных:
1. Для выявления статистически значимых различий между двумя группами студентов был использован U – критерий Манна Уитни, который определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами.
2. Для выявления взаимосвязи между эмпатийностью и внутриличностными конфликтами был использован корреляционный анализ Пирсона.